Конец «большой оптики» в фотографии

Опубликовано: 2980 дней назад (27 февраля 2016)
Источник: broadcast.net.ua
Просмотров: 960
Конец «большой оптики» в фотографии: прогноз специалистов
26.02.2016, Андрей Дубинский




В середине прошлого века наблюдательная астрономия уперлась в невидимую стену. Чтобы заглянуть в потаенные уголки вселенной, требовались более крупные телескопы; но производство и обслуживание крупных стеклянных зеркал (наподобие 200-дюймового зеркала телескопа Хейла) стало непрактичным с финансовой и технической точки зрения. Проблему решили с помощью многозеркального телескопа. Основное отражающее зеркало было разбито на массив небольших зеркал, а для контроля формы и положения каждого элемента использовалась компьютерная система. 400-дюймовый телескоп Кека на Гавайях стал свидетельством успешности такого подхода.

Сейчас цифровая фотография стремительно приближается к такому же пределу. Быстрое развитие технологии цифровых датчиков стало опережать возможности обычной оптики.

Оптика камер не успевает за электроникой

Производители сенсоров делают пиксельные массивы с шагом пикселя в 1 микрометр. Если бы кто-то захотел перевести формат Super 35 в сенсор, используя такой пиксельный шаг, получился бы массив 24890 X 18660, или 500 мегапикселей. Пространственная разрешающая способность такого сенсора намного превысила бы 200 lp/mm. Для сравнения – у большинства объективов ARRI Prime, используемых в кинематографии, этот параметр не превышает 10 lp/mm.

Большая оптика дорого стоит

Приобретение профессиональных high-end объективов связано с очень высокими затратами. Например, модель Fujinon 14.5-45mm T2.0 Premier PL Zoom стоит 99 800 долларов, а Canon CINE-Servo 50-1000mm T5.0-8.9 (байонет PL) – 70 200 долларов.

Для сравнения, базовый модуль камеры ARRI ALEXA, ставшей золотым стандартом цифровой кинематографии, стоит около 45 000 долларов – почти в два раза меньше, чем вышеуказанная модель объектива Fujinon.

Большие объективы много весят


Вышеперечисленные модели объективов весят более 6 кг. Это не то оборудование, которое можно носить весь день в своем рюкзаке.

Технология многозеркального телескопа (ММТ)

Может быть, пришло время переосмыслить то, как мы делаем фотоснимки. Вместо того, чтобы пытаться выпускать все более крупные объективы с высоким пространственным разрешением, можно сделать массив небольших объективов и сенсоров, работающих вместе. У этого подхода есть очевидные преимущества.

Производители сенсоров предпочитают изготавливать сенсоры небольшого размера

Большая часть сенсоров производится сегодня для мобильных устройств и смартфонов - намного больше, чем для всех других приложений. В этих устройствах используются сенсоры размером в полдюйма и меньше. Объемы производства маленьких сенсоров значительно превышают объемы производства крупных сенсоров. При этом шансы сделать сенсор без дефектных пикселей намного выше для массива из малых сенсоров, чем для одного крупного сенсора.

Сенсоры становятся умнее

В самом начале развития цифровой фотографии (1990-2000) сенсоры изображений (CCDs и CMOS) представляли собой массив светодиодов, который просто передавал сигналы на внешнее электронное устройство обработки изображения. Теперь совсем не редкость, когда в сенсоры встроена функция обработки изображений. Результатом работы сенсоров стали не просто пиксели, а отфильтрованное по Баеру, отформатированное изображение после цветокоррекции. С учетом закона Мура стоит ожидать появления сенсорных массивов, которые будут обмениваться информацией во время съемки с целью оптимизации различных параметров: разрешения, точности цветопередачи или динамического диапазона.

Небольшие объективы становятся лучше

Когда началась интеграция камер со смартфонами и мобильными устройствами, использовались простые объективы с низким разрешением, изготовленные из дешевых пластиковых компонентов. По мере того, как улучшалось качество сенсоров, используемых в мобильных устройствах, и повышалась конкуренция между производителями объективов, росло качество самих объективов. Многие китайские производители (например, Evetar и Genius) выпускают сейчас объективы под S-байонет, способные состязаться в качестве с объективами зеркальных цифровых фотоаппаратов. Экнш-камеры GoPro Hero, самые популярные камеры в своем классе, ставшие рабочей лошадкой кино и телевидения, используют именно такие объективы.

Некоторые характерные примеры

Уже предпринимаются определенные шаги в направлении использования технологии нескольких объективов (нескольких сенсоров).

LIGHT

Стартап Light , расположенный в Силиконовой долине:

«Целью является установка комплекта маленьких объективов, каждый из которых связан с собственным сенсором, в смартфон и другие гаджеты. Когда вы делаете фотографию, сенсоры срабатывают одновременно, а программа автоматически объединяет изображения. Компания верит, что таким образом можно добиться качества, доступного цифровым зеркальным камерам, при использовании маленьких устройств».

AWARE

Проект AWARE, финансируемый Агентством передовых оборонных исследовательских проектов США, «сфокусирован на разработке и производстве микрокамер, которые будут использоваться при сборке суперкамер».

Первый прототип обеспечил съемку изображения размером в 1 гигапиксель. При этом использовались 98 оптических микроэлементов. Оптический дизайн этой системы – гибридная технология, использующая сочетание моноцентрического объектива с массивом одинаковых объективов вдоль фокальной поверхности основного объектива.

Вызовы и перспективы

Если сегментированный подход в производстве оптики для астрономии окажется успешным, будущее этой технологии станет многообещающим. Тем не менее, технические вызовы, с которыми столкнется этот подход, достаточно сложны и нетривиальны. Необходимо решить некоторые вопросы, прежде чем сегментированная оптика добьется успеха.

Качество изображения, полученное с нескольких объективов, зависит от того, как объективы подобраны друг к другу

Производителям 3D-камер хорошо знакома эта проблема. В процессе производства стеклянных и пластиковых оптических элементов, нанесения соответствующих фильтров и сборки объективов могут проявиться расхождения в характеристиках отдельных объективов. Разработчиками систем с несколькими объективами придется ужесточить контроль производства или разработать технологию обработки, исключающую появление таких расхождений.

Сегментированные камеры потребуют жестких оптико-механических допусков


Самая критическая задача при производстве таких камер – четкая согласованность совместной работы целой группы сенсоров и объективов. При шаге пикселя в 1 микрон механический допуск в 0,1 мм означает различие в 100 пикселей. Это можно компенсировать обработкой изображения, но лучший метод предотвращения таких проблем - улучшение оптико-механической конструкции.

Таким камерам потребуется массивная обработка изображения

Смешивание и сшивание многих изображений в одно целое используется с 1970-х годов, с момента запуска космических зондов. Однако, для производства одного изображения требовалось несколько часов (иногда дней). Для производства коммерчески успешного продукта эти операции должны занимать несколько секунд (или даже микросекунд). Неслучайно такие компании как Light чаще ищут специалистов в области разработки программного обеспечения и алгоритмов, чем инженеров-оптиков. Мы входим в эру «вычислительной фотографии», когда обработка изображения стала более важным процессом, чем сама съемка.

Если эти препятствия будут преодолены, мы переживем настоящий квантовый скачок в области технологии фотографирования. Это станет концом для «большой оптики» как инструмента в сфере создания изображений.



По материалам provideocoalition
Макро объектив Samyang Rokinon 100 мм F/2.8 Macro   |   Чапек "Побасенки и притчи"
Комментарии (16)
Дмитрий Венг # 28 февраля 2016 в 23:52
Все существующие объективы используют волновые свойства света. Логично предположить, что следующим уровнем развития будут квантовые объективы.
Алекс Андр # 29 февраля 2016 в 00:43
Свету присущ корпускулярно-волновой дуализм, как известно. И как практически преимущественно выделить его квантовую составляющую пока неясно.
То есть,- в каком русле будут изменения прогнозировать трудно, и эта заметка - только прогноз одного из возможных сценариев.
Ясно лишь что в паре оптика-матрица изменения те или иные, рано или поздно непременно ожидаются.
Bayker # 29 февраля 2016 в 21:34
Автор этой статьи или крайне тенденциозен или глуп. Кто будет таскать в рюкзаке кинозум , под который нужен штатив весящий около 20 кг, не надо забывать ещё про камеру и кучу мелочей, подобная оптика используется крайне редко , в основном работают на дискретной оптике, мода в кинематографе на зумы прошла. Про остальное можно только молчать, так как свести кучу матриц и стёкол к одному знаменателю в обозримом будущем не реально, с таким же успехом можно задаться целью каждому пикселю по объективу, скорее всего подобные системы если и появятся , то для специфических целей, а ни как для художественной съёмки в кинематографе.
Алекс Андр # 29 февраля 2016 в 23:11
Ну это Вы погорячились, насчет глупости автора. Насколько я понимаю речь идет не о готовом решении, а о тенденции. Причем не обязательно именно в этом направлении будет получено решение. А касательно 20 кг и штатива..
Давайте вспомним историю фотографии,- например мокроколлоидный процесс, когда для того чтобы сделать снимок вне студии приходилось разбивать палатку, устраивать в ней лабораторию, изготавливать там светочувствительные материалы и там же обрабатывать.
Или дискуссию в прессе в семидесятых о том что будет с фотографией, когда закончатся запасы серебра для пленки и бумаги.
Или вспомним первые цифровые фотоаппараты. Например первый в мире цифровик Сони-Мавика. Помните, какие у них были параметры. И как позже гремели холивары насчет "пленка против цифры"..
Важно иметь рабочий процесс, а потм его можно совершенствовать и миниатюризировать.
Так что каждому пикселю по обьективу, или иное решение, которое может сейчас даже не предполагается - вешь не просто вероятная, а почти неизбежная, учитывая то, что традиционная оптика становится узким местом.
Bayker # 1 марта 2016 в 01:35
Пока узким местом в связке оптика-матрица является последняя , в погоне за высокими ISO и удешевлением потеряли цвет , который был у старых и дорогих в производстве CCD . Матрица была создана в 1969г. В реальное проф. производство на ТВ пришла в середине восьмидесятых , в фото позже, так что всего каких то 30 лет.
С озвученной оптикой автор передёргивает, она хоть и под PL mount, но по своим параметрам скорее для документалки по этому и достаточно компактная и лёгкая для длиннофокусного 20х зума , гораздо тяжелее будет штатив под это стекло , для нормальной работы.
Рабочий процесс иметь важно, главное что бы он не был тупиковым.
Олег Клешнин # 1 марта 2016 в 00:34
Линза френеля + матрица = 0,3 см фотик.. (!)))

))Вроде придумали, новенькое- вместо матрицы сканер (можно даже самому из фанеры)

А чем были плохи "микро"-объективы прошлого века ?
[Link]
Алекс Андр # 1 марта 2016 в 02:19
Если уж про "микро"-объективы то я вспомню добрым словом Индустар-69.)
Олег Клешнин # 1 марта 2016 в 19:51
Маркетологи не дремлют- "у мужика должен быть огромный джип и такой же, объектив"..))
Алекс Андр # 1 марта 2016 в 23:26


))
Олег Клешнин # 2 марта 2016 в 22:09


Алекс Андр # 3 марта 2016 в 00:15
Да. Я это видел. И промолчал. Цензурные слова тут бессильны, а употреблять матерные не хочется, ибо смысла нет. Этого редкостного дебила и могила не исправит.
НАБЛЮДАТЕЛЬ # 3 марта 2016 в 20:54
Чтоб понять справедливость выводов сделанных автором в статье, надо хотя бы немного быть осведомленным в новых инновационных тенденциях развития современной фототехники.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны, в камере Олимпус ОМД 5 МАРК11 режим съемки HD. Но всезнайке Baykerу это неведомо. Поэтому он как надутый индюк, позволяет себе так неуважительно высказываться в адрес профессионалов до которых ему как до луны.
Bayker # 4 марта 2016 в 19:37
Очень умному Наблюдателю, клону Акопова, и невдомёк, что HD существует двадцать лет, а на мыльницах и смартфонах лет семь, вот и лезет везде со своим Олимпус ОМД 5 МАРКII.Ограниченный Вы, тема совсем о другом, и не встревайте в разговор , лишь бы ляпнуть, это не для вашего понимания тема.
НАБЛЮДАТЕЛЬ # 4 марта 2016 в 23:42
Амбициозный неуч, иди сперва осиль формулу линзы, а потом давай оценку специалистам.
(я не о себе, а об авторах статьи)
Завтра, то, что не способна сделать оптика, будет создано с помощью программного обеспечения, это очевидно. Этого не знают только те, кто до сих пор снимают зеркальной камерой Кенон, для начинающих фотолюбителей.
Так вот, сегодня нет такой оптики, которая могла бы обеспечить глубину резкого пространства от 0,1см до бесконечности, но эта проблема решена программным способом.
Снимаются N-ое количество кадров обеспечивающие такую глубину. Новая прошивка от 25 ноября 2015 года в камере Панасоник GX8 добавляет ей новый режим FostFocus, который гарантирует вам получение резкости в любой точке пространства после съемки, а так же при желании глубину резкости от 0,1 см до бесконечности.
Я уже не говорю, что эту технологию уже дано используется на смартфонах и в камере
Lytro Illum .
Не видеть и не чувствовать тенденцию развития получения цифровых изображений, наверное надо быть очень тупым человеком, живущим в глухой и забитой деревне в которой нет связи с окружающим миром.
Bayker # 5 марта 2016 в 00:29
Сколько раз вам повторять, вы не в теме, флудите в другом месте.
НАБЛЮДАТЕЛЬ # 5 марта 2016 в 10:53
А ты дорогой, не в теме везде и всегда.
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель Электросталь
 ()
пенсионер Орда
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск