(с) Jeanloup Sieff

Опубликовано: 4233 дня назад (1 октября 2012)
Просмотров: 261
Обожаемый мною автор!...
Отрывок из беседы Жанлу Сьеффа с директором Московского Дома фотографии Ольгой Свибловой (1998 год)


Ольга Свиблова — Как вы начали заниматься фотографией?

Жанлу Сьефф — Случайно. В день моего 14-летия мне подарили фотоаппарат. Я стал снимать и даже завел себе фотолабораторию, хотя вовсе не думал, что фотография станет для меня главным делом жизни. Я мечтал о профессии кинорежиссера, но учиться стал на филологическом факультете. В это время я сделал свои первые репортажи, мне это так понравилось, что о кино я и думать забыл. В 20 лет, сдав экзамены, я стал работать фотографом. Правда, позже я снимал рекламные ленты. И еще раз убедился, что в кино нужно работать командой — может, именно это мне и не нравилось? Я люблю радоваться в уединении, потому и стал фотографом. Однажды на лекции где-то в Германии я сказал студентам, что фотография подобна онанизму — в зале воцарилась мертвая тишина. Но ведь это правда, фотография действительно удовольствие в одиночку. И мне нравится работать одному. Впрочем, я понимаю, почему многие предпочитают работать в команде — теплая атмосфера, все друг к другу хорошо относятся, помогают. Но как это ответственно! И еще при этом бывает слишком многолюдно.

Ольга Свиблова — А как вы попали в мир моды?

Жанлу Сьефф — Тоже случайно. Я был независимым репортером и предлагал в журналы статьи и фотографии на темы, которые мне были интересны. Но за год, обходя редакцию за редакцией, я не смог продать ни одного репортажа. Однажды мне позвонили из журнала ЕНе — нужно было заменить заболевшего фотографа. Это сначала была чисто репортерская работа. Затем случилось так, что один из их фотографов моды уехал в Америку, меня попросили его заменить — так я и стал снимать fashion. Потом опять вернулся к репортерству и полтора года работал в агентстве «Магнум».

Ольга Свиблова — Но из «Магнума» вы тоже ушли?

Жанлу Сьефф — Да, чтобы снова обрести уединение. Я оставил агентство, но приобрел там массу друзей. Картье-Брессон, Марк Рибо, Эллиотт Эрвитт — мне было хорошо с ними, но я по-прежнему не хотел от кого-нибудь зависеть. Работал для многих газет, уехал в Америку, жил в Нью-Йорке, где работал для Harper’s Bazaar. До сих пор жалею, что не застал в Bazaar величайшего художественного директора Алексиса Бродовича, — к тому времени он уже ушел из журнала. Но познакомиться с ним успел — мы с Аведоном навестили Бродовича в больнице, он был тогда уже тяжело болен. Он подарил мне свою книжку о балете. Приехать бы мне на три года раньше, я мог бы поработать с Бродовичем. Но не довелось. Шесть лет я пробыл в Нью-Йорке, а потом вернулся в Париж.

Ольга Свиблова — Вы можете определить, что это такое — фотография?

Жанлу Сьефф — Это трудно определить внятно. Во-первых, это приятное как в чувственном, так и в интеллектуальном плане занятие. Во-вторых, это просто удовольствие. Кроме того, фотография похожа на многослойный пирог, каждый слой которого обладает определенным вкусом. А еще фотография — тщетная попытка остановить время, остановить поток ощущений и чувств в надежде, что когда-нибудь их удастся испытать вновь (наивно, конечно, ведь то, что однажды пережито, в другой раз так же не переживешь).

Ольга Свиблова — Получается, смысл вашей жизни — удовольствие?

Жанлу Сьефф — Удовольствие и лень. Однако, как всякий лентяй, я работаю по 18 часов в сутки.

Ольга Свиблова — Считаете ли вы, что фотография что-нибудь изменила в мире?

Жанлу Сьефф — На мой взгляд, фотографии нет. Есть фотографы — люди, выражающие себя с помощью специальной техники. И в этом фотография мало отличается от музыки или кино. То, что делает Картье-Брессон, не похоже на то, что делает Ирвинг Пенн или Билл Брандт, хотя они и пользуются одной и той же техникой. Но это — единственное, что их объединяет. Иной раз мне кажется, что извлекающий звуки из скрипки мне гораздо ближе того, кто пытается что-то запечатлеть с помощью объектива.

Ольга Свиблова — Если уж зашел разговор о технике, не могли бы мы поговорить о техническом усовершенствовании фотографии?

Жанлу Сьефф — Эти вопросы не ко мне. В этом смысле я живу в 1970 году. Я снимаю старенькими «Лейкой» и «Никоном», изредка «Хассельбладом». Все эти камеры, что называется, «ручники» — не автоматы. И я с ними прекрасно работаю. Не подумайте, что я намеренно самоограничиваюсь старой техникой. Просто это «мое». Конечно, у меня есть компьютер, но пользуется им моя дочка, а я даже не знаю, как он включается. Мне рассказывали о цифровой фотографии, но я так и не понял, для чего она нужна. Фирма «Никон» подарила мне многопрограммный аппарат с кучей автоматики — он лежит на полке вот уже три года, и мне до сих пор невдомек, на какие кнопки нужно нажимать.

Ольга Свиблова — Репортажная съемка или работа для журналов моды — насколько трудно сделать между ними выбор?

Жанлу Сьефф — У меня не было отдельных периодов — фото для журналов моды, репортажи, портреты... Все делалось параллельно. Обычно я работал одновременно над многими вещами. На мой взгляд, в фотографии нет тем, есть взгляд фотографа на разные вещи. Кстати, когда я снимаю манекенщиц, меня интересует не платье (если, конечно, речь не идет о прекрасных платьях Сен-Лорана), а сама девушка и то окружение, в котором я ее фотографирую. Наверное, поэтому у меня было много проблем с журналами моды.

Ольга Свиблова — Кажется ли вам интересным творчество молодых фотографов?

Жанлу Сьефф — Стравинский как-то незадолго до смерти сказал, что молодость — это состояние духа. И он был прав. Когда-то я был дружен с одним молодым фотографом, которому действительно было интересно все. Это был Жак-Анри Лартиг, в свои 94 года он несомненно был молодым фотографом — постоянно рассказывал о своих планах, о том, что он делает... Мне встречались и 25-летние фотографы, которые, на мой взгляд, больше напоминали стариков. Они думают лишь о карьере, обсуждают только свои «приемчики», мечтают лишь о преуспеянии — ни вдохновения, ни любознательности. Так что понятие «молодой фотограф» не имеет ничего общего с годами — это состояние души. Вот, например, Картье-Брессон — молодой фотограф, неважно, что он уже не занимается фотографией, а только рисует. Он был молодым всю свою жизнь. Лартиг умер в 96 лет — и он был молодым. А иные родились стариками и останутся ими навсегда. Удивительно, но хорошие фотографы очень часто доживают до глубокой старости!



L’OFFICHIEL (Россия), N5, 1998

Галерея




(с) ЛЯЛЯ КУЗНЕЦОВА
 
Рейтинг: +1
 
Блог нравится:
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Северодвинск
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Сам не... Москва
 ()
fotoamator Запорожье
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Другое Королев
 ()
Фотолюбитель Северодвинск
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Саратов