придать глубину плоскому...

Опубликовано: 3083 дня назад (9 ноября 2015)
Источник: от меня
Просмотров: 1492



если кто то, по каким то причинам не видит разницы, то просто пройдите мимо...
Для многих - это "семечки", а остальным может будет интересно.
специально приведен очень простой пример...
Собственно, исходя из картинок, видно о чем пойдет речь. Лично меня всегда привлекала способность художников передать глубину (объем) на листе бумаги (на плоскости). Если всматриваться в такие картинки, то просто хочется протянуть руку и схватиться за "предмет" изображенный на ней. Как же этого достичь? Как придать казалось бы серому плоскому безжизненному кадру - света, объема и жизни?
Итак первое, что нужно - это внимательно рассмотреть Ваш исходный кадр и одновременно, по мере изучения своей работы, ловить себя на мысли - что Вы хотите показать зрителю, на чем Вы сами чаще концентрируете свой взгляд, как Вы хотите провести зрителя по своей картинке- откуда, до куда, через что... Тут есть тонкий момент - те области вашей работы, на которые Вы хотите обратить внимание зрителя должны быть в фокусе, или по крайней мере начало пути взгляда зрителя должно быть в фокусе. Когда Вы это поймете сами для себя, то переходим ко второму - расстановка акцентов с помощью расфокусировки ненужного. Конечно далеко не у всех из нас есть средства для приобретения профессиональной светосильной оптики, которая на этапе спуска затвора позволяет вывести из фокуса, то что нас не интересует. На данном этапе для имитации расфокусировки я пользуюсь плагином =Alien skin exposure=. Освоить возможности плагина - оставляю Вам. Главное на этом этапе не переусердствовать семь раз отмерь один раз отрежь как говорится )). И еще важно понимание, что такое ГРИП и как работает проф.светосильный объектив в плане ГРИП. Исходя из всего этого нужно получить хороший компромиссный результат между реальность, красивостью и вашей задумкой. Переходим к третьему этапу - расстановка свето-теневых акцентов. По мере реализации данного этапа У Вас все больше будет желание протянуть руку "внутрь" Вашей работы )) Свето-теневые акценты можно реализовать различными способами и комбинируя их. Я Часто первым шагом использую фильтры =ColorEfexPro= там в списке есть фильтр =Darken/Lighten Center= (темный светлый центр). Изучить возможности данного фильтра оставляю Вам. Главное - принципы по которым следует расставлять свето-теневые акценты. Общеизвестно, что на плоскости все темные пятна кажутся ближе чем светлые - это наша особенность восприятия. Проанализировав Вашу сцену на картинке и поняв что в ней ближе, а что дальше, а что совсем далеко )) - затемняем области где сцена ближе к нам и высветляем области где сцена дальше от нас. Это должно быть сделано максимально мягко, без резких переходов света-тени. Посмотрите еще раз на мой простой пример - как изменился свето-теневой рисунок от исходника - ближе темнее, дальше светлее.
Спасибо всем за внимание к моей утомительной речи. Я желаю всем творческих успехов, удачи. Высказывайте свои мысли, делитесь своими наработками и опытом.
Комментарии (15)
Valdis # 9 ноября 2015 в 22:19
Интересный пост.
Профессиональная светосильная оптика, это да, но её нет у меня:)) Пользуюсь плагином для ф/ш Color Efex Pro от Nik Software, а об Alien skin exposure даже не знал, надо попробовать. Спасибо Вам!
Leskov # 10 ноября 2015 в 10:51
обязательно пробуйте! Удачи !
Надежда Музыкова # 10 ноября 2015 в 07:56
Спасибо Алексей!
Leskov # 10 ноября 2015 в 10:52
smile
Михаил Мирошниченко # 11 ноября 2015 в 10:26
Здравствуйте, Алексей! Спасибо Вам за интересную информацию. И хотя у меня с оптикой всё в порядке (если не считать портретной, где лучше бы иметь апертуру 1,4-1,2), но вопрос глубины кадра меня всегда волновал. По поводу иллюзии близости тёмного - это понятно. Мне интересен Ваш взгляд на глубину скажем в пейзажном или жанровом снимке. Я придерживаюсь мнения что достаточно большой динамический диапазон уже отчасти решает эту проблему, конечно если он согласован с диапазоном яркостей сюжета. Тут для меня примером является Ансел Адамс, существует даже переложение его "зонной теории" в цифру. И ещё, мне кажется что для получения достаточной глубины допустимы даже небольшие (в процентном отношении к площади кадра) пересветы и провалы в чёрное, с учётом тоновой компрессии. Поэтому я с точки зрения глубины скептически отношусь к HDR, во всяком случае к тем кадрам, где средние тона приподняты при одновременном подавлении светов и теней. Сам использую "многоступенчатую" компрессию: сначала в Camera RAW и окончательную в Фотошоп. Мне кажется что такой подход позволяет расширить диапазон (и глубину), являясь неким аналогом негативно-позитивной компрессии, используемой А.Адамсом. Что Вы думаете по этому поводу?
Leskov # 12 ноября 2015 в 18:20
Здравствуйте, Михаил! Вы как то высоко подняли уровень разговора shock smile Мне надо подумать прежде чем ответить scratch Спасибо за ожидание! Не запутаться бы в терминах и понятиях. В данной теме, я пытался показать как придать глубину сцене, как передать ощущение 3х мерности пространства на плоском 2х мерном листе... Вы же, как я понимаю, хотите поговорить о динамическом диапазоне (широте и глубине цветов и оттенков, как много мы можем их получить на "позитиве" матрицы) и как этим распорядиться, не навредив качеству передачи реальности...
Дело в том, что сегодня 2015год...Техника очень продвинулась, очень... и зонная теория Адамса сегодня просто не удобна в применении (я не говорю, что она плохая или неправильна, ей даже можно пользоваться, но это неудобно), т.к. во всех наших ф/аппаратах появилась возможность работать с гистограммой уровней:


Наша задача лишь не свалиться явно в черное или белое, а уложиться между левым и правым крайними точками гистограммы. Дальше дело, как говориться, техники. Сколько оттенков воспринимает Ваш ф/аппарат зависит от типа и качества фото матрицы. Мой Д800 в RAW обеспечит мне 14 бит (2 в 14 степени) оттенков каждого цвета R G B. Получить более широкий диапазон оттенков можно только если Вы стоите на штативе и делаете 2-3 одинаковых кадра с разной экспозицией и потом сводите их в HDR редакторе. Дальше, как распорядиться полученными RaW данными? Ну тут широкая гамма возможностей с точки зрения программного обеспечения... Главные принципы таковы: 1) при переводе или открытии RAW в редакторе, сохранить глубину оттенков, не меньше той, которую дает ваша матрица ф/аппарата (в ФШоп я открываю картинку с 16 битной глубиной на цвет); 2)при любых манипуляциях в фото редакторе не допускать выхода за края гистограммы, не допускать провалов в совсем черное или совсем белое, а контраст повышать «кривыми» (согласен, что бывают случаи оправданного провала в черное или белое); 3) не злоупотреблять HDR обработкой, конечно на первый взгляд красиво, красочно, но чувство меры и реальности терять не рекомендуется, бывает люди так выкрутят настройки, что глаза на лоб от вытравленных цветов;



4)в ФШопе рекомендую пользоваться корректирующими слоями и всегда сохранять внизу не обработанный слой, чтобы было видно как далеко Вы ушли от исходного оригинала, в каких местах Вы выиграли обработкой , а в каких проиграли ...
Не знаю, устроил ли Вас мой ответ, но вот как то так.
Михаил Мирошниченко # 13 ноября 2015 в 17:12
Здравствуйте, Алексей!
Обидно, писал Вам ответ и сеть расцепилась, всё пропало cry . Пишу снова по памяти...

Ваш ответ меня вполне устроил. Тоже пришлось дополнительно посмотреть кое-какую информацию. На сайте тестирования фототехники [Link] выяснил, что динамический диапазон моего Canon 5D Mark III = 11,3 eV (D=3,9).Кстати, на Ваш Nikon D800 = 14,3 (D=4,7). Вообще- то это не совсем понятно, т.к. при примерно одинаковом размере матрицы 24х36 мм в Вашей камере больше MPix, т.е. размер пикселя (я имею в виду тетраду GRGB) меньше, а следовательно чувствительность фотодиода должна быть меньше. Вполне возможно, что это компенсируется настройкой усилителя считывания, но это в свою очередь может приводить к большему нагреву матрицы и соответственно - к более высоким тепловым шумам... Но это так, информация для размышления.
В наших камерах установлен 14-разрядный АЦП и соответственно RAW имеет длину 14 бит, т.е. теоретически мы имеем 16384 градации на канал. Правда в моей камере разрядная сетка используется не полностью... Естественно, что для получения максимального диапазона по яркости необходимо использовать 16-разрядную обработку. Но это только теория, описывающая возможности матрицы. Оговорюсь сразу, брекетинга и HDR не касаемся. Очень важно, на мой взгляд, чтобы яркостно-контрастная кривая матрицы соответствовала диапазону яркостей снимаемого сюжета. А вот с этим, как правило, проблемы даже у хороших камер при съёмке высококонтрастных сюжетов.Или приходится или чем-то жертвовать (светами или тенями на выбор) или применять тональную компрессию в редакторе. Мне представляется важным выставить среднюю точку яркостно-контрастной кривой матрицы по средне-яркому полю снимаемого сюжета. Обычно я выставляю точечный экспозамер и ищу такую "полутоновую" точку по которой и определяю экспозицию. А поскольку всё равно в этом случае тени выше реальных, а света ниже, то приходится использовать тональную компрессию в фоторедакторе.
Естественно после этого надо ещё поработать с цветокоррекцией и шумами... Ещё где-то читал что в продвинутых камерах используется дополнительная корректировка экспозиции по встроенной в память камеры базе "образцовых" изображений. Видимо там работает алгоритм сравнения каких-то обобщенных образов. Но производители не пишут подробностей, это закрытая информация, ноу-хау.

Что же касается использования гистограммы для дозированного (творческого) пересвета и затемнения, то это, как мне кажется, непросто, ведь надо учитывать не только величину, но и "вес", т.е. вклад её частей в тональную картину. Наверное она помогает избежать грубых ошибок, которые, я надеюсь, мы делаем уже довольно редко laugh .
Leskov # 13 ноября 2015 в 19:50
В сложный условиях освещения я ставлю в настройках камеры пониженный контраст и включаю функцию "DLightin" на 1ю или 2ю степень, т.е. слабое воздействие (не знаю как она у Кенона называется) - это аналог HDR обработки, только гораздо мягче, чем в ф/редакторах . Тогда практически в любых сложных перепадах света, все получается в пределах ...
Михаил Мирошниченко # 14 ноября 2015 в 18:24
Спасибо, Алексей! В Canon эта функция называется Auto Lighting Optimizer. Правда она задаётся не по степеням, а сильная-средняя(стандарт)-слабая.
Bayker # 1 декабря 2015 в 19:59
В сложных условиях , лучший результат даёт не настройка камеры типа Auto Lighting Optimizer , а низко контрастная оптика , с такими стёклами практически вснгда можно попасть в ДД , и выглядит это на много естественней чем Lighting Optimizer и HDR .
Александр Алифанов # 20 ноября 2015 в 02:08
С интересом прочел высказывания, кое с чем я безусловно согласен, но вот с высказыванием автора на счет размытия дальних планов с помощью с помощью малой ГРИП особенно в пейзажных съёмках я в корне не согласен. Конечно дальний план может быть размыт природными факторами туман, дождь, сумерки и т.д., но когда вы находитесь допустим в горах, где воздух идеально чист и вы обладая хорошим зрением отлично видите мельчайшие детали на большом удалении, при этом берёте и выставляете малую ГРИП и что в результате? в результате диссонанс с реальностью. На мой взгляд глубину и объём, кроме линейной перспективы, определяет тональная перспектива ( цвет одной и той же сосны меняется по мере удаления), а так же контрастная перспектива, она то и сглаживает контуры деталей по яркости, при этом сами детали не размазываются, а вот по яркости и цвету они трудно различаются. Не плохо на эту тему написал Леонардо да Винчи :412 * 412. (525. Т. Р. 412.) Какой предмет прежде всего имеет в виду живописец. Первое намерение живописца — сделать так, чтобы плоская поверхность показывала тело рельефным и отделяющимся от этой плоскости, и тот, кто в этом искусстве наиболее превосходит других, заслуживает наибольшей похвалы; такое достижение — или венец этой науки — происходит от теней и светов или, другими словами, от светлого и темного. Итак, тот, |133,2| кто избегает теней, избегает славы искусства у благородных умов и приобретает ее у невежественной черни, которая не хочет от живописи ничего другого, кроме красоты красок, забывая вовсе красоту и чудесность показывать рельефным плоский предмет.
Leskov # 20 ноября 2015 в 17:40
Александр!!! Я очень признателен Вам за этот комментарий и особенно цитату Леонардо да Винчи... Очень сильно сказано и как раз в тему !!! Конечно в первую очередь я в своем экскурсе имел ввиду не пейзажи, но и в правилах есть исключения. Полностью согласен с, что в описанных Вами ситуациях нужно показывать красоту полностью. С уважением! Творческих успехов !!!
Александр Алифанов # 20 ноября 2015 в 18:47
Алексей, для размытия дальнего плана, некоторые профи подбирают гиперфокальное расстояние таким образом, чтобы легкая расфокусировка начиналась именно с того места с которого дальний план не интересен, такое состояние фокуса на западе называют holy shit (божественное дерьмо), правда процедура эта не удобна и возможны ошибки, но если есть время отчего не попробовать.
Bayker # 1 декабря 2015 в 20:08
Гиперфокал в пейзаже скорее вреден , чем полезен , так что диафрагмирование и точку фокусировки лучше подбирать так , что бы не доводить до состояния гиперфокала , хотя тут тоже могут возникнуть проблемы из за определённых свойств по ГРИП у современной оптики , так как кривая входа и выхода из ГРИП у них очень крутая , практически дискретная.
Bayker # 1 декабря 2015 в 19:51
Алексей , спасибо! Вы затронули очень интересную тему.
По теме могу добавить , что объём передаётся не только соотношением тёмное-светлое , но и контрастом , ближний план всегда контрастней заднего.
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Rastatt
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
пенсионер Орда
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Тюмень