...И вот свершилось! Я два месяца назад стал счастливым обладателем этой замечательной фотокамеры. D800 от Никона. Ни у кого из знакомых ее, к великому моему сожалению не оказалось, Интернет пестрил совершенно разными высказываниями и мнениями, причем было понятно, что добрая половина этих завсегдатаев форумов и в глаза не видели сей агрегат, другие же пользовались им от силы день-два, может быть неделю.
Рискнул. Подкопил денег, дождался обширного и как всегда грамотного теста на
http://www.dpreview.com/reviews/nikon-d800-d800e/ и решил все же взять. Пришел в магазин, взял в руки... Не легла. Не то, чтобы прямо неудобно, просто Д700 лежал в руке удобнее и был ухватистее. А еще раньше был Д300. Он тоже был удобен. Сразу не понятно, зачем, ну зачем все же трудятся эти дизайнеры и бесконечно что-то меняют??? Ведь Д700 по эргономике был практически идеален ( лично для меня, может быть кому-то нравится и что-то другое). Но так обстоят дела, увы, дизайн-бюро любой фирмы скорее всего просто вынуждено постоянно что-то менять. Им за это деньги платят. В результате корпус немного изменился, углы сгладились, аппарат чуть полегчал. Но теперь его не так-то просто удержать в одной руке. На ухвате сверху появился такой, на мой взгляд, ничем не обоснованный наплыв, в результате чего держать его можно только тремя пальцами. Схема такая - указательный на кнопке, три пальца держат за ухват. Четвертый, ну скажем, чтобы просто нести камеру в руке, не становится ну никак ( у меня широкая ладонь) - либо мизинец сползает вниз, либо указательному встать просто некуда).
Батарейная ручка становится таким образом не опциональным, а вполне даже необходимым аксессуаром, хотя бы для того, чтобы держать камеру удобно в одной руке. Все бы ничего, но на момент покупки камеры она была доступна только в родном изготовлении и по цене зашкаливала аж за 20.000! Ничего подобного ни для одной камеры я еще не видел. Обычно цены вращались где-то в районе 5000, но уж никак не 20! Видимо на Никоне решили, что кто способен выложить 100.000 за аппарат, достанет без труда еще 20
. Проблема ухвата решилась просто - был куплен замечательный кистевой ремень от Кенко за 800 руб. Кстати, шейный ремень, тот что поставляет Никон в комплекте к этой зеркалке тоже за гранью добра и зла. По-моему даже ремешок для старого-доброго Д70, что теперь отдыхает на пенсии и стоит у меня на полке на почетном месте был сделан прочнее и добротнее. Этот же сразу надо отложить куда подальше. Он узок, режет шею, просто неудобен... Слава Богу, у меня уже был отличный ремень от Маруми. Вот это действительно Вещь, причем с большой буквы!
Но в целом камера солидна, крепка, сделана на славу. Внутри прорезинка, снаружи все крепко завинчено, склеено и собрано. Сделана именно в Японии ( а не в Таиланде и не в Китае). Попадала уже и под дождь и в густой туман, работала на жаре за 40С. Никаких сбоев, все работает как часы. Правда не падала но, надеюсь, и не будет.
Едем дальше...
Описывать все многообразие кнопок и колесиков можно долго, но лучше опять же заглянуть на ДПревью. Там все подробно и хорошо описывается. Отмечу, что некоторые кнопки на корпусе поменялись местами, но ко всему можно привыкнуть. Управление классическое для Никона, после Д700 или Д300 переучиться - дело пяти минут. А если эта камера у Вас первая, то собственно и сравнивать-то будет не с чем. В толстенной инструкции все подробнейшим образом описывается. В целом все удобно, особых нареканий нет.
Правда, не очень понравился
отсек для карточек памяти. Этот реверанс в сторону Кэнона, появившийся еще раньше, мне тоже был не совсем понятен, - пластиковая дверца на ручке, всегда под ладонью и без фиксатора, периодически съезжающая так как на ней нет блокиратора. Ну, зачем вот это? Можно же сделать целиком обрезиненный ухват, а карточку как и раньше, на старое "никоновское" место и под защелку! Кому это расположение мешало? Мне лично - нет.
Вспышечка тоже довольно хлипкая, хотя и точно отрабатывает, - полезная вещичка, кто бы что ни говорил. Ну не всегда удобно да и не всегда удается таскать с собой большую пыху, эта в случае чего может выручить, и выручает.
Собственно дальше только плюсы. Конечно, когда начинают говорить про D800, всегда первым делом касаются матрицы и ее разрешения. Итак, матрица полноформатная, производитель собственно сам Никон ( по-моему, если не ошибаюсь, это так, а раньше матрицы шлепались на Сони), с
разрешением! 7360 x 4912. Оно, конечно, просто запредельное, такого еще не было. На пейзажной фотографии, снятой 24-ым фиксом видны и капли росы, и даже тычинки у цветков, причем не схематически, а вполне реально, крупно и натурально. На тычинках, если приглядываться - даже видно пыльцу, мелкие насекомые тоже видны. Пока максимальный размер печати, что удалось сделать из под этой камеры, был постер 60х45 см под 300 точек. Идеальное качество, видны все минимальные детали. Тут камера практически вне конкуренции. Конечно, для этого нужен и хороший объектив, желательно использовать штатив (ну под пейзажи я практически всегда его использую) и минимальная чувствительность. С относительно мелким пикселем матрицы связана
проблема шевеленки. Что тут посоветовать... Держите камеру крепче и используйте по возможности штатив, автоспуск, пульт или тросик. При выдержке 1\30 и даже широкоугольнике 28 мм возможны микросмазы!
По поводу
чувствительности хотелось бы сказать следующее - камера отлично отрабатывает вплоть до 800. При повышении чувствительности чудес не происходит - растет чувствительность, растет и шум. От 100 и до 400 качество картинки практически одинаковое. По крайнем мере на отпечатке особой разницы почти не видно. Шум практически незаметен, а его количество растет медленно. Где-то На 800 шум становится заметным, особенно в полутонах ( на "серых" участках особенно) на 1600 еще более усиливается, так же вместе с тем пропадают и мелкие детали. Но шум этот характерный для Никона, так сказать "пленочный" - монохромный, яркостный. Хроматического или цветного шума почти не заметно. Лично мне это нравится. Ощущение такое, что в Фотошопе добавляется шум по схеме "Добавить Шум" с галочкой "Монохромный". При дальнейшем повышении чувствительности, шум соответственно повышается, резко падает насыщенность цветов, но я обычно не снимаю с чувствительностью выше 1600 ( привык еще с пленочных времен, когда и такая пленка была редкостью). Стоит отметить, что, если мы, например, экстраполируем такую полноформатную карточку до "популярного большого формата" 30х45, то весь шум визуально практически сойдет на нет.
В связи с этим важно сказать
пару слов и об объективах. Камера, действительно, очень требовательна к стеклам. Но тут заявление Никона, - "Покупайте новые, качественные, с нанопокрытием... и т.п." - не совсем корректно. Понятно, что Никону необходимо продать новые дорогие линзы, нам же, потребителям, понять до каких пределов мы будем вынуждены разгрузить наш бюджет. А стоит ли немедленно покупать, например, разрекламированный Никкор 24-120\4 за 45 тысяч или все же подыскать сперва неплохие аналоги. На камере отлично работают и старые ( но именно качественные!) объективы. А вот весь ширпотреб хоть от Никона, хоть от других производителей, действительно губит все! Мыло и хромка могут быть просто запредельными и практически неизлечимыми. То, что более-менее тянуло на Д70, Д200 и даже на Д300 тут уже просто никуда не годится. Что ж, надо менять, чудес не бывает... Лучше 2-3 отличных объектива, чем куча всякого барахла!
Вместе с тем, например, 80-200\2.8 или же испытанный и тертый 60\2.8 МИКРО - просто великолепны и даже старичок 28-70\ 3.5 - 4.5, который я уже давно хотел продать, и точно был уверен, что на D800 он совсем не потянет, оказался даже очень ничего - вполне приличным объективом особенно в качестве портретника от 50 и до 70. Все же, хоть и 1998 года выпуска, но зато реальный "мэйд ин Джапан", а - это о многом говорит! Так что любой объектив на нем желательно сразу протестировать насколько это возможно полно. Тут возможны и сюрпризы, и неожиданности.
Видоискатель. Шикарный! Широкий, яркий, удобный. Нареканий нет. И в АФ режиме и в Мануале все видно очень хорошо и детально. Глаза не устают. Один лишь небольшой минус в том, что он все же электронно-оптический. Уберите из камеры аккумулятор и он полностью погаснет, изображение станет неразличимым. А это значит, что даже будучи выключенной, камера при вставленном аккумуляторе кушает энергию ( в частности и сам видоискатель тоже).
Проблема сбережения энергии с этой камерой вообще встает очень остро. Батареи хватает на ВНИМАНИЕ!!! 250-300 полноформатных кадров в жипеге лучшего качества. Это факт. Да, 10-15 из них делались с длинной выдержкой ( от 5 и до 20 секунд), некоторые стирались, да, иногда использовалась встроенная вспышка и кадры просматривались на мониторе, но все равно этого, согласитесь, очень мало. Сразу замечу, что съемка в RAW поглощает энергию больше всего. Если собираетесь в дальнее путешествие и на Вашем пути не развешаны розетки на деревьях или любите снимать сериями - просто необходимо покупать запасные аккумуляторы ( родные сейчас, кстати, редко встречаются и стоят немало - около 3500 руб, а у сторонних производителей аналогов не отмечено, хотя может быть ситуация и изменится к лучшему) или продумывать систему альтернативной подпитки электроэнергией.
Автофокус. Работает как автомат Калашникова, или вернее, как снайперская винтовка. Очень точно, быстро и без нареканий. Еще когда брал камеру, проверил точки фокусировки в правом нижнем углу, так как на форумах пугали какой-то партией с браком в этой области. На моей камере все работает, брака нет. Эргономически очень удобно менять точку фокусировки - все делается буквально в несколько нажатий на джойстик, нажим же на центральную кнопку возвращает ее в центр - это очень удобно. Есть и традиционный для Никона рычажок-блокиратор АФ. Камера может работать и с объективами DX. Так что, если до этого снимали на кропнутые модели, не спешите продавать эти объективы! Избавьтесь только от бюджетных, качественные же линзы Вам вполне еще пригодятся. Картинка автоматически обрежется до размера в 16 МП ( этого, по-моему, тоже вполне достаточно), при этом точки фокусировки будут покрывать практически весь кадр целиком!!! Очень удобно для репортажа...
Затвор. Работает мягко, не сказать, что бесшумно, но не так хлопает как на предшественнике - Д700. У камеры есть еще и бесшумный режим работы ( затвор хлопает еще тише!), но в нем вообще отключается любой звук, камера затихает, а это может не понравиться тем кто привык, например, чтобы были характерные "пики" при точной автофокусировке.
Скорость съемки. Многие ругали эту камеру за скорость, называли тихоходом и т.п. Более того, некоторые даже считали непригодной для репортажа. И это-то при 4-х кадрах в секунду или даже 5-ти в DX-режиме! Интересно, что сказал бы по этому поводу Картье-Брессон?! Авторитетно могу заявить, что это - полная чушь! Сам, проработав в журнале много лет фотографом и фоторедактором, никогда не любил фотографов-пулеметчиков и сотни, а то и тысячи кадров "кинохроники" сделанных ими во время репортажной съемки. Если работать с умом, а не тупо жать на гашетку, то можно великолепно снять любой репортаж. Кстати, во многом благодаря отличной системе автофокуса, реализованной в Д800, все кадры серии получаются в фокусе, а это очень важно.
Форматы записи. Внутрикамерный жипег лучшего качества очень хорош. Это порадовало. А вот RAW-формат по-моему неоднозначен. Огромные файлы за 40 Мб весом, к тому же и довольно шумные. В конвертере, конечно, все это лечится, но все же указывает на то, что изначально матрица шумновата и только грамотная обработка внутрикамерным процессором позволяет получать качественные жипеги. Не будем забывать, что RAWы жадно кушают электричество. Формат же Tiff вообще считаю анахронизмом. Кто-нибудь может объяснить, зачем он вообще нужен при наличии RAW и довольно качественного жипега ( тифф-файл здесь весит аж под 120 Мб!!! ).
Вслед за камерой пришлось немного обновить и всю рабочую базу. В частности, было куплено два внешних накопителя Seagate по 3Тб, добавлена оперативка в компьютер и т.п.
Куплена так же и дополнительная карточка CF 32 Гб\600-х, так как другие, более медленные и работали ощутимо медленнее, - притормаживали и немного подвисали.
Возможности видеосъемки, к сожалению, еще не удалось использовать по-полному, так как я не являюсь видеооператором и в первую очередь покупал камеру именно для фотосъемки, но несколько снятых любительских роликов указывают лишь на то, что скорее всего эта камера может полностью заменить любую видеокамеру! Качество картинки отличное, но для серьезной съемки весьма желателен внешний микрофон.
В целом, конечно, кто бы что ни говорил и ни писал, Никон выпустил выдающуюся, замечательную камеру. Она не лишена некоторых огрехов ( идеальных камер не существует в принципе), но в любом случае вряд ли скоро сойдет со сцены, а с заявленным ресурсом, должна проработать верой и правдой очень долго.
Все, кого что-то заинтересует или кто захочет задать конкретный вопрос по этой камере и работе с ней, могут написать мне.
Жду Ваших вопросов с нетерпением, друзья!