Ари Шер "И снова о прошлом..." рассказ

Опубликовано: 1067 дней назад (28 мая 2021)
Просмотров: 673
У моей бабушки по отцу не заладилась карьера актрисы, и, будучи талантливой художницей, она стала писать декорации к спектаклям. Когда родился мой отец, деда вскоре арестовали. Из лагеря он отправился на фронт воевать в штрафном батальоне и, конечно, погиб. После него осталось несколько фотокарточек, писем и кое-какие вещицы из дворянского прошлого. О том, какой это был чудесный человек, я знал по рассказам бабушки и письмам со старой орфографией, которые она мне читала. Выйдя на пенсию, бабушка ушла в живопись. Пока мой отец был ребёнком, она стала первым, хотя и невольным его учителем рисования, но, после школы папе пришлось поступить в технический вуз. Зная людей искусства, бабушка отвадила сына от ненадёжной творческой профессии, хоть ему и передалась её натура, рассудив, что успешная карьера в искусстве - крайне редкое везение, а большинство актёров ездят по периферии, вынося поднос: «Кушать подано!» или играют задние ноги лошади да часто спиваются. Художники тоже, если «не прогибаются под власть, да «ленинов» или «рабочих-колхозников» не паяют в духе соцреализма», то, в лучшем случае, преподают, а это работа не благодарная, а в худшем случае работают истопниками, дворниками или сторожами… как спел Борис Борисович: «поколение дворников и сторожей…», и велела сыну получать высшее образование, желательно, не гуманитарное, устроиться на работу, где стабильная зарплата, а потом уже делать то, что нравится. Папа, не склонный к точным наукам, бесконечно уважал мать, и, вняв её доводам, поступил в технический вуз, но, всё ж-таки, стал, втайне от неё, три вечера в неделю заниматься в изостудии.
Окончив, с горем пополам, институт, отец стал инженером в одном из НИИ. Работу свою он ненавидел, чертить, стоя за кульманом, не любил, частенько рисовал на рабочем месте, тащил домой всё, что можно было безнаказанно утянуть со склада: карандаши, ластики, ватман, а вечерами ходил в изостудию. В результате, он поступил на вечернее отделение педагогического института, на художественно-графический факультет. Узнав об этом, его мать обречённо махнула рукой. Все вечера и субботу отец проводил в институте.
Получив диплом школьного учителя рисования и черчения, отец познакомился с моей мамой, только что окончившей школу, студенткой-первокурсницей, на своё горе, полюбившей моего непутёвого отца, они вскоре поженились, и в 1966-м году, родился я. К моему рождению отец готов не был. Ему хотелось жить в искусстве, не тратя творческое время на то, чтобы зарабатывать деньги на семью. Уволившись из НИИ, он пробовал работать в школе, но педагогом не был, ребята его не слушались, он ударил ученика, который его довёл, был уволен и пошёл на завод художником-оформителем. По выходным он продавал в парке картинки, рискуя быть пойманным милицией. С начала он попивал зимой для согрева, а потом завёл фляжку и стал пить всё чаще. Постепенно он «оброс» новыми знакомыми, связанными с искусством.
Моё детство было интересным, а до семи лет ещё и радостным. Родители были ещё весёлыми, энергичными… Я был добродушным, глупым и прожорливым парнем. Наверно, поэтому и вымахал. Но, несмотря на большой рост и силу, я был плаксив, как девочка, дружил с девчонками, хорошо их понимал, сочувствовал им и никогда не дразнил. У меня были куклы, плюшевые звери, но и в футбол я играл не плохо, если, конечно, стоял на воротах.
Жизнь наша перевернулась, когда случилось самое страшное горе в жизни нашей семьи. Глотнув формалин вместо воды, по недосмотру бестолковой и неряшливой бабушки по маме, забывшей стакан на тумбочке, в мучениях погибла моя сестрёнка, и бабушку свалил инсульт. Мама водила меня к ней в больницу. Никогда не забуду это желтое лицо на фоне подушки с печатью. Не хватило места в палате, и бабушка провела последние дни жизни в больничном коридоре. После сороковин, мама, прибираясь в квартире, находила сухари, кусочки сахара, карамельки, баранки, печенья в укромных уголках шкафов да тумбочек - так бабушка, пережившая войну, боялась голода. Какое-то время после того, как на моих глазах погибла сестра, я стал невменяем и на некоторое время был помещён в коррекционную школу.
В нашей семье надолго погасло солнце, а для моих родителей оно так и не зажглось, потому что они не смогли это пережить. Отец всё больше спивался, мама заболела, оба стали рассеянными и взлохмаченными, с одинаковыми движениями, в одинаковых джинсах, которые, раз оказавшись на их тощих задках и длинных ногах, уже не снимались. Такими же заношенными были их свитера с орнаментом из оленей-кривоножек.
С детства я посещал тайную воскресную школу у знакомого православного священника. Об этом нельзя было болтать никому, но прихвастнуть хотелось. Это же целый мир! Там был очень интересный театр из авторских кукол, сделанных из какой-то ветоши, расписанных красками и освещаемых софитами. Их искусно оживлял молодой человек в подряснике. Настоящий артист! На этих камерных спектаклях мы прошли весь закон Божий, историю церкви, Ветхого и Нового Завета. И я был удивлён тому, насколько Ветхий завет эротичен. Или это у меня возраст был такой, что мне повсюду секс мерещился… да, я ещё не понимал того, что влюбился. Я это понял года через полтора, когда стало уже поздно. Прозевали мои убитые горем родители своего дурня…
В школе для дебилов я мучился лет до 12-ти, но, благодаря ей, без экзаменов попал в художественную школу, правда, в коррекционный класс, где нас учил папин приятель, не просыхающий Дрюня, над которым мы за глаза посмеивались. В художественной школе мы вдохновенно шалили. Зимой в её уютном дворике играли в снежки, осенью прыгали в кучи листьев. Там было весело и как-то тепло. Учиться я ленился, и ветер гулял в моей голове. Учил я только историю искусства, так как вёл её у нас самый прекрасный человек в мире, как мне казалось. Выглядел он потрясающе, особенно для СССР. Это был молодой, импозантный мужчина с мушкетёрской бородкой, волосами до плеч и с шейной косынкой. Одевался он изящно, по-европейски. Носил замшевую обувь, на наших-то улицах, причём, светло-бежевую и при этом - чистую! Человек тот мне нравился, как никто, и мне всё время хотелось с ним находиться, что я и делал, садясь прямо перед ним, несмотря на ропот тех, кто ниже ростом, так как я загораживал обзор, оставался после занятий «помочь», и был рад тому, что между нами возникло подобие дружбы. Когда он разговаривал со мной, я был счастлив! Стал тщательно одеваться, подолгу мыться, следить за ногтями, старательно расчёсывать и укладывать, отросшие до максимально допустимой в советские годы длинны, волосы, завёл себе шейную косынку, стал пользоваться одеколоном. Делал всё, чтобы нравиться. И единственная наука, которой я уделял внимание, была история искусства.
Лет в 12-ть я был возвращён в нормальную школу, но слухи-то бегут впереди, и меня встретили так: «Дебил пришёл!», но тут же разбежались - я был слишком крупным. У нас же как – слабеньких только здоровы травить, потому что сами - дебилы! Но, зато хоть в этом мне повезло.
Меня так и не приняли в пионеры: «Ты, - говорят, - баласт!» Я был самым тупым в классе, учился на колы и двойки. Тройки в четвертях мне рисовали, чтобы не портить статистику. Однако, эти два года вспоминаю с теплотой, так как жизнь моя была насыщенной и полна творчества. Я увлекался гитарой, но профессионально играть так и не научился, затем решил, было, заняться писательством и делать иллюстрации к своим книгам, но мама показала мои сочинения нашему другу, писателю Юрию Карабчеевскому. Тот сказал ей, что способностей у меня «маловато» и: «пусть лучше рисует». У него самого сын, Димка, неплохой художник, какое-то время учившийся у Биргера, и мама, прислушавшись к его словам, сказала мне: «Чтобы создавать литературные произведения, нужно знать жизнь, для чего больше читать, общаться, сменить несколько мест работы, поездить, узнавая мир, поведение и психологию разных людей, пережить любовь, потери. Лермонтов был военным, у Пушкина было шестеро детей и должность камер-юнкера. Пастернак был переводчиком, Чехов и Булгаков - врачами. Все, кроме писательства, много работали, служили, жили полноценной жизнью…»
Родители надеялись на то, что сын увлечётся профессией и забудет свою блажь писательства, но я упорно продолжал украдкой баловаться графоманией, так как писательский зуд был сильнее доводов рассудка.
Однако, всё шло к тому, чтобы мне быть художником. Это у меня получалось лучше всего остального. Но, на самом-то деле, и художник-то я плохонький, скорее всего - «культурный бездельник», предпочитающий труду праздник жизни – вечеринки с выпивкой, к чему я рано стал привыкать, «квартирники», выставки да спектакли андеграунда, чтение запрещённой литературы… мы всем этим жили тогда.
Меня с раннего детства водили к художникам, писателям, актёрам, музыкантам… бывал я в разных домах. Дмитрий Константинович Мочальский, царствие ему небесное, позже очень нам помог. У нас хранятся кое-какие зарисовки Таира Теймур Оглы Салахова, незабвенного Юрия Ивановича Пименова, у которого я был частым гостем, даже рисунков Анатолия Зверева было полно, так как они с отцом когда-то давно вместе пили, например, прекрасный портрет мамы, которые они потом продали, чтобы меня в питерскую Академию устроить по большому блату. Но это уже отдельная история, которая на целый рассказ потянет.
У нас Зверев бывал, но не при мне, иначе я бы это помнил. Но частенько бывали другие незаурядные художники, например, Конышева, Сутягин.
Кроме художественной школы, меня стали водить в мастерскую к художнику на платные занятия, отдавая ему 50 рублей в месяц, что для нас было очень дорого. Художник этот был каким-то недобрым. Его чёрные глаза всегда смотрели сердито. Заниматься у него мне, в общем-то нравилось, но больше, конечно же, я любил художественную школу, хотя и не любовь к искусству гнала меня туда.
Я обожал своего педагога по истории искусства, не понимая того, почему мне хотелось всё время говорить о нём с кем-нибудь. И я иногда говорил о нём с друзьями, но те не понимали, зачем я зациклился на каком-то дядьке, пусть даже и очень хорошем. Тогда я поговорил о нём с мамой. Она слушала меня, молча и, как всегда, грустно. Отец быстро сворачивал разговор: «Ну что же, рад, что у тебя такой хороший преподаватель!» и уходил от меня к своим абстракциям, которые завораживали меня загадочной глубиной или к друзьям, художникам, интеллектуалам от искусства вперемешку с православной интеллигенцией и хиппи. Мама против этих вечеринок не возражала, поддерживая отца. Понимала то, что ему это необходимо, да и сама она тоже рада была развеяться и сразу преображалась, надевая красивые платья, делая макияж, причёску… ей тоже хотелось забыть… хотя бы не время. Таким образом, я остался наедине со своим новым чувством и пассивно плыл по течению жизни к неизбежной развязке, и четырнадцати годам я уже понял то, что впервые полюбил… но, почему-то, мужчину, того самого педагога по истории искусства.
И вот, в один из вечеров, пригласив меня к себе домой и, слегка подпоив, он сделал со мной всё, что хотел. И мне это… понравилось. Да. Так я потерял невинность, и… с мужчиной! И после того незабываемого первого в моей жизни интимного свидания мы стали регулярно встречаться. Это было не трудно.
В художественную школу к тому времени, я добирался самостоятельно, уже без сопровождения отца. Тем более, и ранее, обратно уже именно я вёл папу домой, так как они с Дрюней обязательно выпивали. И давно уже я ездил туда сам. Дома говорил, что хочу ещё позаниматься или, например, «у приятеля делаю уроки». Родители никогда не проверяли истинность моих слов, приятелям не звонили, не просили дать им трубку, а просто говорили: «Хорошо, если заночуешь, позвони» или вообще молчали. Им после смерти сестры уже ничего не было интересно. Главное, чтобы я был накормлен и старательно учился.
А я запустил учёбу, нахватал двоек даже по живописи, а художник-частник, со злой усмешкой вернул мне конверт с пятьюдесятью рублями, так как я за целый месяц ни разу не появился на занятиях. Я и забыл про него в своей эйфории!
Каждый вечер приезжал к возлюбленному и часто оставался с ним до утра. И если я не решал прогулять школу, то он привозил меня прямо к школьному зданию с торца, где не было окон, жарко целовал меня и говорил: «До вечера! Люблю тебя!»
Как же я был тогда счастлив! Меня не очень беспокоило то, что со мной происходит нечто противозаконное, даже преступное. Я просто перестал ходить на исповедь, и когда застал-таки, несмотря на то, что старался его избегать, у нас в гостях священника, спокойно солгал ему о том, что бабка одного из учеников нашей школы заметила меня на службе и брякнула внуку, а тот - в школе. Теперь они грозятся устроить моей маме неприятности, если ещё раз увидят меня в церкви, а она итак болеет. Последнее - единственное, что, к сожалению, было правдой. Сначала, пару лет спустя, после гибели сестры, мама просто недомогала, списывая это на усталость. Потом она всё чаще ложилась. И, вот, она стала ходить по врачам, и у неё нашли рак. Несколько лет боролась мама с болезнью и дожила до моего питерского студенчества. Мне шёл девятнадцатый год, когда она отошла в мир иной. Сейчас ей было бы слегка за 70-т… не увидела она нашего весёлого времени…
Те времена вспоминают с ностальгией только мужики «без башни», как я. Мы были подростками, а в очередях за продуктами, туалетной бумагой и прочим товаром, а также в поликлиники, учреждения всякие стояли наши бедные мамы и бабушки. Человек с гирляндой из рулонов туалетной бумаги на шее вызывал у прохожих не улыбку или недоумение, а… зависть! Почти ничего не купить было в магазинах, а рынок был очень дорогой. Стиральной машины у многих людей не было, и вообще, быт советских времён был тяжёлым даже в столице. Одевались люди плохо. Но эту сторону жизни я не замечал, а порхал, как самая гигантская бабочка в мире.
Стены моего угла за шкафом, как у большинства подростков, украшали фотографии уважаемых мной, личностей. Конечно, Джон Леннон в круглых очках, обросший, как Иисус Христос, и Йоко Оно с гривой чёрных волос, Франсуаза Саган в светло-голубой рубашке и джинсах, Булат Окуджава с сигаретой, Сергей Параджанов, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Характерный профиль Ахматовой в исполнении художника Анненкова, любимые актёры: Олег Даль, Леонид Енгибаров, Олег Янковский в роли Мюнхгаузена, а позже - Дастинг Хофман в роли из фильма «Человек дождя». И, конечно же, фотографии любовника у меня были повсюду – и в школьной сумке, и под стеклом на письменном столе, и на стене, рядом с изголовьем. У меня всё ещё «жил» плюшевый котик. Я смотрел любимые фильмы, слушал любимую музыку, читал любимые книги, но в самое последнее время у меня был только один интерес. Это раньше, лет до 12-ти, я мог увлечься актёром в какой-нибудь роли или литературным героем, когда-то даже писал письма Леонардо Да Винчи!.. Теперь же я любил реального человека из плоти и крови, причём, далеко не платонически. То, что любовь моя «какая-то не такая», я чувствовал, и это было самой главной тайной моей жизни. Но у матери я, всё-таки, перед сном, когда свет был уже погашен, и она не могла видеть моего лица, спросил: «Бывает ли такое, что двое мужчин ведут себя так, как будто бы они - влюблённые?» - «А где ты об этом узнал? – спросила мать. Я сослался на древнегреческих философов, Сократа, например, которые, говоря о любви, вообще не берут в расчет женщин, а имеют в виду только юношей. То, за что в СССР сажали, в Древней Греции было в порядке вещей. А «хорошая женщина» должна была вести себя так же, как черепаха в панцире. Сидеть дома с хозяйством и детьми. Любовь и прочие радости – это только для мужчин. Разве что, у гетер было больше прав и свободы. Мама рассказала мне всё, что она об этой «патологии» знала, добавив то, что мне ещё рано читать такую литературу и об этом с кем-нибудь разговаривать, «тебя не поймут», а лучше бы налечь на школьную программу, а то меня снова отправят в спецшколу со всеми этими древнегреческими философами.
Теперь я знал о том, что со мной не всё нормально. Почему-то тянет к своему полу… Близость с женщиной у меня была за всю жизнь лишь единожды, и сразу «в яблочко». Тогда зародилась жизнь моего единственного ребёнка. До и после этого знаменательного события только мужчины меня интересовали, несмотря на то, что я всегда был верующим, будучи согласен с мамой, считаю всякий гомосексуализм отклонением и патологией, но организму, оказывается, не прикажешь. И я каждый раз летел, как на крыльях… к нему. К человеку, который, по сути, меня совратил. Но я не был в обиде на него за это, так как безумно его любил, восхищаясь им, уважая его, несмотря на его излишнюю раскованность в том, что происходило между нами, когда мы были наедине... о том, как это происходило, я подробно рассказывать, разумеется, не буду, думаю, что итак можно вообразить…
Лгать я научился виртуозно! Я обманывал всех. И мне верили! Летом, солгав родителям про то, что со студентами-археологами еду на раскопки, отправился в Крым с любимым. Это было моим последним беззаботным счастьем в жизни. Возвращаться в город не хотелось. Обросший буйными кудрями и загорелый, как цыган, выросший так, что моему любимому пришлось обновить мне гардероб, я не мог сдержать слёз в день отъезда – так было хорошо! Я тогда перешёл в восьмой класс. Пора было готовиться к поступлению в училище через год, но я бездельничал, летая в эмпиреях.
Спивающийся Дрюня да строгий, черноглазый художник-частник, давали хоть какую-то подготовку, но я был лоботрясом. Предпочитал писать абстракцию, белый стих и рассказы - поток сознания без всякого смысла… и, конечно же, любил «повеселиться, особенно пожрать», а главное то, что, думая только о свалившейся на меня необычной первой любви, не был в состоянии сосредоточиться на учёбе, которая мне, и без того, не давалась. Почти каждый вечер я бывал в гостях у своего обоже, и было мне, мягко говоря, не до уроков. Я забросил всё, хотя итак был безнадёжно-тупой и еле держался, чтобы не угодить снова в школу для дебилов, которой меня постоянно стращали учителя и родители. Со мной, ближе к весне, занимались репетиторы, что меня злило, так как мешало моей интимной жизни, но даже с их помощью я еле сдал экзамены за 8 классов, и моё свидетельство было сплошь из троек - «три пишем, два в уме» для статистики.
После окончания 8-го класса в 1981 году я пробовал поступить в Московское училище «Памяти 1905 года» на театральное отделение. Но там меня сразу же завернули. Особенно визжала некая Лизавета Журавлёва, противная толстая тётка, похожая на какую-то чиновницу, злую врачиху или тётку из регистратуры в районной поликлинике, школьную училку, а никак не на художника, заявив, что у меня вообще нет никаких способностей…
Смертельно расстроенный, вечером, на пустыре, сидя у костра и глядя в огонь, я выпил бутылку вина, а потом, шатаясь, поехал к милому. Идти в девятый класс (в те годы школа была ещё десятилеткой) не хотелось. Ходить в школу надоело. Но с другой стороны, с художественной школой тоже было жалко расставаться. Однако, выхода у меня не было, так как я не мог себе представить того, как возможно сдавать алгебру, обществоведение, историю, английский язык, физику, химию…
Меня отфутболили ещё из нескольких мест, имеющих статус техникума. В ТХТУ меня также завернул на просмотре гадкий Кирцер, блатместер-взяточник. А ещё ветеран войны с ранением в голову, от чего он потерял один глаз! Как людей жизнь-то портит! Недобрал баллов на вступительных испытаниях я в Калининское училище, да и ездить туда, как и в Абрамцевское, куда я тоже не попал, было очень далеко, и мне чудом удалось попасть лишь в специальное ПТУ, без вступительных экзаменов, на, так называемые, народные промыслы. Там вырезали из дерева и расписывали деревянные ложки, матрёшки, хлебные доски… создавали глиняные свистульки, барынь, лошадок, диковинных зверей, а также, жостовские подносы с розами, плели кружева, вышивали и прочее. Преподавали там мастера из многих провинциальных школ ремёсел - Жостово, Городец, Федоскино, Палех, Филимоново, Хохлома и прочие знаменитые наши «фирмы» народных промыслов.
Придя в это ПТУ на день открытых дверей, я долго выбирал, на какое отделение идти, рассматривал стенды с работами выпускников и думал, что выбрать, не только из-за красоты результата, но и по такому принципу: смогу ли я с этим справиться. Каслинское литьё и кузнечный промысел, Жостово, Гжель и хрусталь, были мной отклонены за их невероятной трудоёмкостью. Зато рогатые звери с длинными шеями, переливающиеся от глазури, привлекли моё внимание сразу. Стал думать, какой местности гончарные промыслы выбрать. Их могло быть несколько, и нужно было составить список желательных.
Стал смотреть на изделия выпускников в витрине. Дымковская и Филимоновская игрушки показались мне излишне яркими и скучными по конфигурации. С негодованием отверг аляповатые Тульские игрушки, так как Тулу, этот грязный город, не выношу, и не собирался ни покупать, ни есть, ни носить, ни, тем более, производить ничего тульского.
Остановился на Абашевской игрушке, а ещё, выбрал Каргопольскую, Унечскую, Вырковскую, Воронежскую, Плешковскую и Скопинский гончарный промысел. Передал составленный список секретарю, и меня записали в группу, где народу было совсем мало. Все, не будь дураками, подались на Жостово, Гжель, Палех, Федоскино, Вологодское кружево и Павлово-Посадские шали и прочие знаменитые да любимые не только туристами, но и местными, мастерские. Облюбованные же мной, в основном, свистульки - диковинные звери с длинными шеями, большими, «параболическими» рогами и забавными изогнутыми хвостами вместо задних ног нравились лишь горстке интеллигентных дам, купивших такой сувенир в поездке и хранящих его потом на книжной полке.
После зачисления в ПТУ, у меня оставалось ещё полтора летних месяца, и я был уверен в том, что опять поеду куда-нибудь с любимым, но его телефон, вот уже три недели, как перестал отвечать! И тогда я поехал к нему, но дома тоже никого не оказалось, несмотря на то, что я очень долго звонил в дверь, никто так и не отозвался. Припав ухом к двери, не услышал ни звука. Я звонил отовсюду, изо всех автоматов, и, как только выдавалась возможность, ехал снова к нему и проводил под дверью по нескольку часов. Когда я пошёл выяснять, в чём дело, в художественную школу, она оказалась закрыта, и только один преподаватель, высунувшись из окна, сказал мне, что канцелярия и администрация на каникулах, и только они одни там остались, те, у кого там мастерские. Такое в те годы было, что у, преподающих в учебных заведениях, художников мастерские были прямо там, и занимали весь верхний этаж.
Я был встревожен и огорчён. Мне ничего не оставалось делать, как ехать к бабушке в Одессу. Там, конечно, хорошо. Плавал много, загорел так, что стал похож на индуса. Писал одесские улочки, порт с какими-то железными бочками, лодки на море… но безумно тосковал по своей любви, время от времени бегая на переговорный пункт, тщетно пытаясь что-нибудь разузнать о пропавшем возлюбленном. И вот, творческое лето у моря закончилось, и нужно было идти в ПТУ.
Так я стал пэтэушником. При слове «пэтэушник» воображению рисуется брутальный юноша, с тяжёлой челюстью, коротким носом картошкой, цепочкой на шее, стриженный под панка, как было модно, с мозолистыми руками, смотрящий исподлобья. И теперь я тоже учащийся ПТУ. Конечно же, наше, по сути, художественное училище называлось словом «ПТУ» лишь номинально. Будь оно сейчас, то называлось бы, как-нибудь, вроде «художественного лицея народных декоративно-прикладных искусств» или даже его повысили бы до колледжа. Но его нет, а у меня осталась лишь память о том, каким оно было дивным. Но я не сразу это понял из-за тоски по пропавшему другу, а когда понял, то учиться оставалось уже не долго.
Пропал мой любимый. Из художественной школы он, как оказалось, уволился, телефон его не отвечал, а на мои звонки в дверь так никто и не отозвался. Я писал ему письма и подсовывал их прямо под дверь, но ответа не было. Исчез человек, и как будто и не было его. Но я не сдавался, искал и через справочную, да так его и не нашёл. До сих пор не знаю, что с ним тогда случилось.
Депрессия навалилась страшная. Я не находил себе места от тоски. Учился из рук вон плохо, на занятиях был невнимателен, не слушал. И лишь тогда, когда отец очень строго со мной поговорил, рассказав мне о том, какой у матери диагноз, я взялся-таки за ум. Учёба, хотя бы, отвлекала от тоски.
Училище наше располагалось в подмосковном лесном городке, среди соснового бора, где, кроме него, находились: общежитие для учащихся, лесная школа и санаторий для реабилитации людей с инвалидностью или ослабленным здоровьем. Многие учащиеся были больны, пришли из находящейся рядом лесной школы-интерната. Там было много ребят с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, глухих и слабослышащих. Многие из них были сиротами. Кроме ближайшей лесной школы, были выпускники из других спецшкол, окончившие в 18 лет всего 8 классов.
Сейчас на месте всего этого великолепия - банкетный комплекс. Вокруг - коттеджный посёлок для буржуев, и уже никто не помнит о том, что там было до девяностых. Как будто в стране исчезли все инвалиды, или им стало «не нужно» учиться творческим профессиям. Но в 1981 году никому и в голову-то прийти не могло то, что в стране что-то изменится спустя десять лет.
Учёба мне, в общем-то, нравилась, люди там были очень хорошие, но я ленив и в депрессии. Люблю рисовать и лепить лишь то, что хочу, а делать вещи по правилам и в определённом стиле было скучно и лень. Но родители требовали, чтобы я хорошо учился, так как они, даже, если бы и смогли всю жизнь со мной нянчиться, то в стране такие законы, что за тунеядство высылали за 101-й километр.
Приходилось учиться. Нас учили делать глиняные игрушки. Но как же тяжело мне это давалось! Еле успевал, ничего не получалось. Да ещё и эти мои безуспешные поиски!.. Преподавали у нас скромные интеллигентные люди из провинциальных городов. Любили студентов, и мы тоже их любили. Рядом с этим нашим городком был выставочный зал, где хороший директор выставлял опальных художников, вроде моего отца и его друзей. Смотреть их шизоидные картины было интересно. Мы с друзьями, бывало, захаживали. Нас там поили чаем, и было интересно общаться с этими художниками, директором и сотрудниками зала.
В комнате общежития мы жили вчетвером. Хорошо ладили, и до сих пор я с этими своими друзьями связь не теряю, но тогда я очень сильно тосковал. Суббота в те годы для всех школ и прочих учебных заведений была рабочей. Мы учились часов до трёх-четырёх, и я после окончания занятий, бежал на электричку, чтобы поскорей оказаться дома, где мокрым от слёз, лицом утыкался в мамин свитер с колченогими оленями. Ехать назад на следующий вечер не хотелось, и я рано утром в понедельник бежал на электричку, чтобы не опоздать к первой паре. Долго страдал я из-за своей потери. Был, как в полусне, как в тумане…
Смерти Брежнева никто не ждал, а такие наивные мальчики, как я, были уверены в том, что скоро придёт коммунизм. Начитавшись антиутопий вроде «Мы» Замятина, я этого, конечно же, не хотел и боялся, но был уверен в том, что: «Победа коммунизма неизбежна!» и обречённо ждал этой страшной развязки, как грешник - конца света, не представляя себе даже того, что буду тогда делать и как стану жить в мире, где не будет ничего своего, а всё станет общим.
Вскоре после Брежнева, умер, сменивший его, Юрий Андропов, и сразу прекратилось вылавливание повсюду «прогульщиков». Его сменил какой-то невнятный Черненко, похожий на полярную сову, запомнившийся неудавшейся попыткой устроить школьную реформу, вероятно, нацеленную на то, чтобы, искоренив интеллигенцию, воспитать тупых, малограмотных спортсменов.
Мне исполнилось 17 лет, я заканчивал учёбу в ПТУ, готовясь к диплому и подрабатывал курьером у мамы в институте. Диплом я худо-бедно защитил. Четвёрку мне натянули. Дипломную игрушку в виде двуглавого бычка с хвостом, как у скорпиона, разрешили взять домой, так как им эта «поделка» была не нужна. До сих пор храню её, вожу с собой, и хвостик ему дважды приклеивал. Он стал последней моей работой по керамике. Так и не пригодилась мне эта профессия. Распределения от училища мне не дали, как профессионально непригодному. Но я не расстроился. Потому что меня ждал предел мечтаний.
Отец и бабушка подсуетились, подкатившись к Мочальскому, и чудом устроили меня в Ленинградский институт Репина. Это было последним подарком от них перед их гибелью, продавших для нехилой взятки всё, что только было можно продать, и наделавших ещё и долгов. И осенью 1983 года я в Питере шёл на занятия, краснея и смущаясь от того, что блатной. Потом, правда выяснилось то, что по блату у нас вся группа, те, кто «не по блату», за очень большие деньги несколько лет занимались с преподавателями из этого вуза. Они все, шутя, называли себя «позвоночными», то есть, поступили по звонку. Там я узнал о том, что такое питерский снобизм. И, зачем-то доказывая им то, что я не хуже их, я там задурил, заигравшись в богему. Создал на чердаке ветхого здания под снос объединение творческих людей – «Дом наивных», стал чаще выпивать, а учиться-то, и забыл, а когда вспомнил, уже близилась сессия, а у меня ничего не было готово, кроме систематических пропусков занятий, и ничего догнать уже было невозможно. Мама к тому времени стала совсем плоха, а я из-за этого во второй раз в жизни повредился рассудком и попал в психиатрическую больницу, что, разумеется, от мамы скрыли. Меня отправили в академический отпуск, и я уже знал о том, что приду снова на первый курс. Потеряю год…
Мне было около девятнадцати, я ещё числился студентом института им. Репина. Маму выписали из больницы, и она лежала дома, уставшая бороться за жизнь, на обезболивающих уколах. И теперь, когда я оказался «пристроен», она умирала. Я выписался из психиатрической больницы и пришёл домой. Мама ничего не знала о том, где я недавно находился, и, лёжа в постели, тощая, с зеленоватой бледностью лица и ёжиком на голове, сказала мне: «А я даже рада тому, что ухожу молодой. Жизнь моя была интересной и неплохо сложилась. Ты – умница! Учишься в таком престижном вузе, и я горжусь тобой. Я была счастлива в жизни не раз и теперь умираю счастливой…» Я покосился на большую фотографию сестры на стене, а затем - спящего на диване, пьяного отца и ничего не ответил, а мама улыбнулась губами в чёрных синяках (она их кусала от боли). «Будь и ты счастлив…» - сказала она мне и вскоре умерла. Потом я кричал, метался по квартире, тормошил пьяного отца, но никто не шёл ко мне, я был один…
Мамочка моя, бедная… до сих пор плачу по тебе. Ты покинула меня, уплыв прямо в Рай, к моей сестре, в лиловом кораблике-гробу, и тебя похоронили с моей сестричкой, так и не успевшей пожить. Иногда прихожу к ним, оставившим меня так рано, на могилу, чтобы поговорить, поплакать… приношу маме любимые фиалки, а Танюше – игрушки.
Из института меня, конечно же, выперли, и назад уже не приняли. Отец, женившийся спьяну на лимитчице, не смог меня там восстановить, так как Мочальский то ли был слишком стар, то ли вовсе умер, а вскоре не стало и отца. Бабушка, не пережив его смерти, тоже скончалась. Вот так я остался совершенно один. Потом со мной многое происходило. Прошла молодость, лучшие годы. Я стал толстым, запущенным, больным курильщиком травы и алкоголиком в грязной куртке. Все от меня разбежались, даже дочь звонит редко и ещё реже приходит… однако, она вся в меня. Такая же гедонистка! Моя девочка! Не работает, замуж не выходит. Вся в меня! Моя кровь…



О жизни живописца...   |   У меня сегодня было бородатое настроение, как выразилась моя подруга, когда я ей фото показала, а она меня не узнала.
 
Рейтинг: 0
 
 
Комментарии (1)
Владимир Михайлуца # 1 июня 2022 в 09:46
"Жила я радостно, по-детски — проснешься утром и запоешь; любила вас, мечтала о славе, а теперь? Завтра рано утром ехать в Елец в третьем классе… с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями. Груба жизнь!"
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Ялта
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
ни разу не... Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Хабаровск