Каллиграфический почерк: что первично, а что вторично

Опубликовано: 3870 дней назад (18 сентября 2013)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 2711
Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Причем, каллиграфичность может быть и полуосознанной, человеку "приятно и комфортно" писать таким образом, ему нравится красиво и эстетично оформлять свой почерк. ©

Уже давно доказана связь между функциями мозга, психической деятельностью и мелкой моторикой руки. Так какие особенности психологии "каллиграфа" отражает каллиграфический почерк?

Только ли в эстетике и внешнем виде заключается смысл такого рода письма? Как и любой вид почерка, каллиграфический имеет две стороны медали. Нельзя считать его идеалом и образцом для подражания. Идеальная красота снаружи вовсе не означает идеальной красоты внутри. Как правило, люди, стремящиеся выглядеть во всем безупречно (вплоть до красоты почерка и своей подписи) бессознательно стремятся скрыть свои слабости и недостатки, в первую очередь от самих себя.

Внешняя безупречность часто оказывается лишь маской, прикрывающей разного рода комплексы и страхи (а порой и нечестность). Такого рода "показуха" может скрывать много подводных камней.

Но, и нельзя называть такой почерк совсем обезличенным, ограниченным или Маской. Все дело в пропорции каллиграфичности, в сочетании стилизованности формы, жесткости следования написанному шрифту с невидимыми глубинными аспектами почерка: нажимом, движением, особенностями линии, связок, окончаний штриха. И только специалист-графолог может определить грань между "индивидуацией почерка" и стандартной маскировкой.

Будучи хорошо знакомой с принципами каллиграфии, я хочу сосредоточить внимание не столько на внешней "красоте и выписанности формы" каллиграфического почерка (отражающей только внешнюю строну- имидж, Я-образ в глазах окружающих), сколько на принципах здорового, гармоничного распределения глубинных аспектов почерка (в частности , нажима, отражающего психофизиологическую суть), использующихся в каллиграфии.

Здоровый, гармонично-распределяющийся нажим осуществляется следующим образом: линия, идущая вниз, на себя - пишется более сильно, а линия, идущая вверх, от себя - слабее. Такая ритмичность (если она становится автоматичной и получается сама собой) на протяжении всего почерка (вниз - сильнее, вверх -слабее) свидетельствует об отличной психической саморегуляции человека, гармоничном чередовании циклов напряжения и расслабления, возбуждения и торможения. Такой человек умеет на бессознательном уровне освобождаться от накопившегося напряжения, стресса, здорОво функционирует как на физиологическом уровне, так и на психологическом ( в здоровом теле - здоровый дух).

Правильной, глубинной ритмичности письма стоит поучиться у специалистов- каллиграфов. Умение распределять свои усилия в почерке (когда "таким образом" комфортно писать) помогает человеку лучше адаптироваться и в жизни, позволяет правильно распределять свои усилия.

Красота и стилизованность букв каллиграфического почерка - это уже вторично (намного важнее глубинное измерение почерка). Следование какому-то жесткому стилизованному стилю - это как раз то, что мешает человеку быть более гибким и восприимчивым, проявлять свою индивидуальность, шаблонизация угнетает самовыражение. Строгое следование стереотипам не делает человека адаптивным, а как раз наоборот, ограничивает его жизнь жесткими принципами и догмами.

Учителя начальных и средних классов, родители не должны требовать от учеников и детей внешней красивости почерка (да и не у всех это получится даже по-чисто физиологическим причинам). Намного важнее (для физического здоровья, не говоря о психологическом!) научить ребенка гармонично распределять нажим в почерке, способствуя таким образом, закреплению здоровой саморегуляции всего организма, улучшая социальную и личностную адаптацию.
Да и взрослым не помешало бы способствовать оздоровлению своей психики умением правильно распределять усилия на уровне мелкой моторики, воздействуя тем самым, и на внешнюю активность.

Посмотрите на принципы каллиграфии глубже: излишняя внешняя красивость вредна, но здоровая глубина просто необходима любому виду почерка.
Почему у врачей неразборчивый почерк?
Комментарии (6)
Муза Кадлец # 20 сентября 2013 в 01:41
Написала сейчас довольно много, но всё куда-то провалилось, уже, к сожалению, поздно, очень жалко, потому что интересно, а завтра повторить ход сегодняшних мыслей, скорее всего, не смогу.
Муза Кадлец # 20 сентября 2013 в 01:45
Я-ОБРАЗ, Я-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ... Терминология социальной психологии. Впервые я познакомилась с книжкой японца Шебутани в 70-х годах Она в какой-то степени "вправила" мне мозги, приучила сверять свою жизнь(на внутреннем плане, естественно)с постулатами Шебутани. Склонная к самоосознанию, к анализу, к контролю за процессом мышления, я с лёгкостью вобрала в себя суть и..вообще забыла об этом. Что же касается каллиграфического почерка, с детства перед моими глазами был почерк отчима, казавшийся мне красивым, хотя я не стремилась ему подражать, то есть оставалась сама собой. Если вам интересно, я могу отсканировать сохранившееся письмо от него...Пожалуй, больше ничего писать сейчас не буду, потому что не понимаю распределения ролей: чего ждёт от меня автор блога, являюсь ли я подопытным субъектом, или ученицей, или же могу чувствовать себя просто собеседницей. Во всяком случае, меня ваш блог "зацепил".
Аюб Исаков # 20 сентября 2013 в 09:37
Муза доброе утро!
Вы, прежде всего приятный и умный собеседник.
Своими статьями я хочу раскрыть тему нашего почерка, и дать понять моим друзьям, что он не просто констатация изложенных мыслей на бумаге. Он гораздо глубже, информативней.
Что, касается почерка Вашего отчима, то конечно интересно посмотреть на него. Мой адрес, куда Вы можете прислать его - vakaspin@yandex.ru
Краткий анализ - обещаю осветить...
Спасибо, удачи Вам в делах Ваших!
Муза Кадлец # 20 сентября 2013 в 17:38
Добрый день, Аюбхан! Вы делаете доброе дело, СПАСИБО за это! Письмо отчима непременно отыщу и пришлю, а пока с интересом буду следить за вашим блогом и за снимками smile
Андрей В. Ефимов # 1 ноября 2013 в 19:50
До появления шариковых ручек писали пером и чернилами. Даже с появлением шарика в начальных классах заставляли писать перьевыми ручками. Вот там вырабатывался ритм нажима )) Само перо регулировало каллиграфию. А чернила ещё и к аккуратности приучали. Жаль, всё ушло...
людмила смолькова # 24 ноября 2013 в 07:58
Добрый день, Аюбхан! Заглянула в Ваш блог и мне стало интересно....Хотелось бы услышать Ваше мнение о человеке, который в течение рабочего дня может писать разным почерком..это зависит кому адресуется ,какое содержание,сколько времени отведено для этого..
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
супер-пупер... Лыткарино
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва