Французское имя Санкт Петербургского музея - «Эрмитаж» (ermitage) означает «место уединения». Давайте уединимся сегодня и пройдемся по нему. Не торопясь, медленно, внимательно...
Интересно, вы, гуляя по прекрасным залам Эрмитажа, когда-нибудь смотрели вниз? Я - нет. Обычно я смотрю на уникальные экспонаты и великолепную архитектуру, иногда напряженно по сторонам и вверх, часто - углубляясь в свои мысли, куда-нибудь в окно...Но в этот раз я разглядывала удивительные наборные паркетные полы!
Обратите внимание, какие они разные и в каком великолепном состоянии!
А ведь у них очень солидный возраст! Не так давно вы бы их совсем не узнали - такими они были черными и безликими. А сегодня, после грандиозных реставрационных работ, в которых участвовала и моя хорошая знакомая Ольга, паркет просто засиял! Черное, розовое, лимонное и красное дерево, палисандр, амарант, клен, сандал, самшит, венге, эбен, кемпас, орех, груша, лапачо - вот неполный список применявшихся при реставрации пород древесины.
В год по этим залам проходит примерно четыре миллиона человек. А значит, ежедневно около одиннадцати тысяч! Ваши полы выдержали бы такое? Чрезвычайно сложно было вернуть им прежний вид. Невероятно трудоемкая работа! Ведь воссоздан не только рисунок, но и лаки, покрывающие полы.
Кстати, о лаках! Именно от Оли я впервые услышала про необыкновенное лаковое дерево, что растет в диком виде только в Японии и Китае. Его соком древние мастера покрывали все, что изготавливали. Посуду, статуэтки, мебель. Этакий природный полимер и прекрасный консервант. Вот. Смотрите!
Это чашечки. Деревянные. Покрытые таким лаком. Китай. Династия Хань (206 г. до н.э.)
По нижнему краю одной из чашечек процарапана китайская иероглифическая надпись с датой, которая помогла установить возраст. И разве скажешь, что им больше двух тысяч лет?
Или вот эта шкатулка. Необыкновенно красивая. Тонкая работа.
А эта китайская ширма!!!
Оля рассказывала мне, как сложно было восстанавливать эти вещи. Ведь сок такого дерева, из которого и получался лак, и даже пары от него ужасно ядовиты. Рисунок наносился на него поверх, вдавливаясь. Из-за этого изображение получалось не плоским, а объемным. И когда реставраторы работали - многие получили отравления, а сама Оля - отек Квинке. Но это стоило того, и сейчас мы можем видеть в музее всю эту великолепную красоту древних мастеров.
А вот это - не угадаете что!))
А это китайский зонтик от колесницы. Раньше он выглядел вот так!
И Оля собралась восстановить его по этим обломкам. А ведь они сохранились тоже только благодаря соку лакового дерева. Иначе бы давно разрушились. Ведь этому древнему зонтику династии Хань 2200 (!!!) лет! И он из дерева!
А вот у этого ковра мы остановились надолго.
Эта монгольская находка из кургана возрастом первого века до нашей эры и найдена в горах Ноин-Ула.. На этом прекрасном ковре на глубине 13-ти метров под землей когда-то стоял гроб. Вы бы видели, какие чистые волокна, из которых он состоит!!!!
Представляете, какой это был кропотливый труд - очистить и восстановить пролежавший столько лет под землей ковер!
А какие на нем необыкновенно красивые рисунки!!!
Какая изящная работа!!!! Волосок к волоску, стежок к стежку! И не скажешь, что ковер делали не на современном станке, а вручную!
И элегантностью исполнения он нисколько не уступает вот этим часам и вазам, хоть и сделаны они намного позднее и вовсе не из шерсти)
...или этой чаше
А потом мы медленно шли вот по этим залам:
И я мысленно переносилась в ту эпоху и представляла себя там...в длинном бальном платье и легких туфельках...сидящей воон за тем столиком, например. И пишущей кому-то письмо...)