И в России существует право на изображение!

Опубликовано: 4156 дней назад (12 декабря 2012)
Рубрика: Фотодело
Просмотров: 400
С удивлением узнала, что и в России существует право на изображение:

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Комментарии (53)
Naata # 13 декабря 2012 в 09:40
И?
Alla Honig # 13 декабря 2012 в 15:09
Информация к размышлению:)
Виктория Райгородская # 13 декабря 2012 в 23:59
А это статья из какого закона?
maxim # 14 декабря 2012 в 01:42
Из первой части Гражданского кодекса РФ. Были кстати и судебные прецеденты. В основном правда касалось случаев, когда сотрудник организации попадал в кадры рекламного характера.
Но свадебных фотографов, без спроса вываливающих фоты невест в инет вполне можно привлеч.
Дмитрий Антипов # 14 декабря 2012 в 08:52
Но свадебных фотографов, без спроса вываливающих фоты невест в инет вполне можно привлеч.

Разве это не пункт 3 гражданин позировал за плату?
Игорь Шутяев # 14 декабря 2012 в 11:19
?? Кто кому платил? ))
Дмитрий Антипов # 14 декабря 2012 в 12:07
Обычно молодожены платят свадебному фотографу за, то что он их снимает.

Получается согласно статьи 152.1.

...Такое согласие не требуется в случаях, когда:
...3) гражданин позировал за плату.
Юрий Назаров # 22 декабря 2012 в 01:11
И те молодожены определяют - имеет права фотограф показывать их фото третьим лицам и за сколько.
Игорь Шутяев # 22 декабря 2012 в 10:45
Так гражданин не позировал за плату, а позировал и платил )
Владимир Фомин # 14 декабря 2012 в 03:19
Разве только в Россие ... sad ?!

Я теперь постоянно спрашиваю у своих клиентов - можно ли вывесить у себя на сайте, или разместить в других ресурсах, их лица или принадлежащие им фотографии.

Этому меня научил печальный опыт первых лет работы в стране - в тот день я гидил ( был гидом на рыбалке ) одного канадца, ну просто душа парень, говорили обо всем на свете, места хорошие ему показал, хвост он взял немалый ( не трофейный, но приличный ), т.е. - все более чем кучеряво, даже фотки потом из Канадовки присылал, я ни сном ни духом выложил его фотографию у себя на рабочем сайте. Через месяц-полтора пришло письмо от его адвоката с весьма недвусмысленным изложением сути вещей о нарушении гражданских прав или еще чего то. Итог по концовке вылился для меня в 5 000 "вечнозеленых президентов". И неважно, что находились мы в разных странах.

Кстати говоря - подобные вещи ( которые кажутся невозможными из за удаленности стран и людей друг от друга ) даже вполне и реально возможны, доводилось выигрывать некоторые процессы из за ( если смотреть со стороны России и обычной повседневности ) словесного нанесения оскорбления гражданину другой страны по формулировкам " ... нанесение морального вреда владельцу Компании и финансового ущерба названной Компании ... защита чести и достоинства подданного ..... ( такой то страны )... " . Так что некоторым уродам - которые разбрасываются в ИНТЕРНЕТЕ разными словами пакостными, стоит давно уже задуматься - что все возможно, всех возможно найти и все наказуемо. Кто бы и в какой стране не находился.

А спецам это сделать еще и проще - я знаю случай, касающийся в некоторой степени меня лично, когда в Москве ( !! ) в течении 3-х часов нашли человека, который рассылал вирусы по сети ( и случайно попал НЕ НА ТОТ адрес sad ), "маски шоу" приволокли его бедного и уложили мордой об стол в кабинете, два высших образования, семья, двое детей ... идиот ! И что теперь ? Лет на 5 "твой дом турма" :(
Дмитрий Антипов # 14 декабря 2012 в 09:12
Вчините ему ответный иск на ту же сумму (ст 151 Гражданского кодекса РФ) за моральный ущерб выразившийся в тяжелых нравственных переживаниях в связи с утратой веры в человечество.
Владимир Фомин # 14 декабря 2012 в 09:30
подстуломнадолго :):)
Alla Honig # 14 декабря 2012 в 12:25
Спасибо, что поделились мыслями и опытом. Насчёт судебного иска: Вам сперва должны были предложить в кратчайший срок убрать фото канадского клиента из сети. А денежный штраф - это уже крайняя мера в случае неподчинения.
Владимир Фомин # 14 декабря 2012 в 13:09
Алла спасибо за ответ. Но - не предложили ... а может за давностью лет я подзабыл, может и предлагали - но не обратил внимание на письмо ( это было 12 с лишним лет назад и интернетовской переписки у меня тогда не было и в помине ). Скажите - а Вы специалист в подобных отношениях ? Если ДА, то у меня будет к Вам один вопрос, типа консультации. Ась ? :)
Alla Honig # 21 декабря 2012 в 15:20
Увы, я не специалист в подобных отношениях. Но проживая в Германии, занимаясь фотографией и выставляясь на фотосайтах и фотостоках, ВЫНУЖДЕНА вникать и в правовые вопросы. Легкомысленное отношение многих россиян к теме отношу просто к некомпетентности. Непуганые ворОны:)
Юрий Назаров # 22 декабря 2012 в 01:18
Это, на усмотрение автора - слать нарушителю депешу, мол aй-ай-ай, или молча нанизывать. А то, нарушитель не знал, что размещать фото в сети без разрешения - чревато!
Alla Honig # 22 декабря 2012 в 12:17
Ещё древние говорили, что незнание - это не отмазка:)
Александр Шаварёв # 14 декабря 2012 в 11:30
Открыли Америку, а вообще хорошо что граждане постепенно начинают вникать в закон.
Alla Honig # 14 декабря 2012 в 12:26
Вот и я о том же:)
Александр Шаварёв # 14 декабря 2012 в 12:46
Удачи!
maxim # 14 декабря 2012 в 13:22
Чтобы не было недопонимания. crazy
Фотографу принадлежит право на результат интелектуальной деятельности (фотографию). Что регулируется в основном положениями ч. 4 ГК РФ.

Снятому, принадлежит право на разрешение обнородования и дальнейшего использования его изображения. Ч 1 ГК РФ.

Таким образом, при отсутствии каких либо письменных договоренностей, при общем случае, у фоты два НЕЗАВИСИМЫХ объекта охраны регулируемые разными разделами законодательства: права ее автора (авторское право) и личные права изображаемого чела (нематериальные блага).

Поэтому, если вы снимаете не публичных деятелей для государственной цели, а Васю Пупкина за брачеванием и хотите при этом выложить это недоразумение в инете, потрудитесь взять у снимаемого письменное разрешение.

Хотя статья применяется пока в единичных случаях.

Но тысяч 50 морального вреда взыскать попробовать смогут. А в случае комерческого использования, еще и неосновательное обогащение.

Вообще все это международное авторское право, основы которого заложены в начале 20 века, устарело лет на 20 и в век интернета все больше будет представлять из себя нагромаждение бесполезных, неработающих в новых реалиях правовых норм.
Alla Honig # 14 декабря 2012 в 13:36
В Европе это нагромождение бесполезных правовых норм очень даже работает:)
maxim # 14 декабря 2012 в 13:47
И у нас работает, принципы одинаковы. Но все больше это начинает напоминать маразм. Потому что принципы положенные в основу, формулировались в одну технологическую эпоху, а применяются в совершенно другую. Ну как если бы правила дорожного движения, писанные для гужевых повозок, принялись бы применять в авиации. И уверяю вас нашлось бы масса людей, сумевших бы на этом неплохо нажиться. crazy
александр иванников # 17 декабря 2012 в 05:06
Внимательно прочитал все Ваши комментарии ...Всё получается правильно .СНИМАТЬ ,Т.Е. ФОТОГРАФИРОВАТЬ Н И Ч Е Г О и Н И К О Г О Н Е Л Ь З Я ! даже САМОГО СЕБЯ. То есть получается такой абсурд в ситуации . Мы с Вами показываем свои работы на обсуждение людям ,которые могут на нас с Вами подать судебный иск по любому праву защиты их чести и достоинства ....Ведь в основном съёмка проходит в МЕСТАХ ГДЕ ВСЕГДА МНОГО ЛЮДЕЙ ...и получается так ,что прежде КОГО ТО или ЧТО ТО СФОТОГРАФИРОВАТЬ мы должны заполнить релиз? в дополнении добавлю ссылки ещё в одной абсурдной ситуации[Link] ,[Link] ,[Link],
Где можно снимать, а где нельзя?

В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так: снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).

Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами.

В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации.

Основная особенность большинства законов, устанавливающих такие ограничения – они предусматривают меры, которые направлены на то, чтобы с охраняемой информацией нельзя было ознакомиться посторонним. Если сведения могут быть получены посторонним – значит, они либо относятся к общедоступной информации, либо закон, который закрепляет ограничения доступа, не соблюдается. Но за его несоблюдения посторонний человек «с улицы» ответственности нести, разумеется, не может.

Под «доступом» закон «Об информации…» понимает «получение информации и возможность ее обработки». Очень важно помнить, что сама обработка в понятие «доступа» не входит. То есть, после того, как человек на законных основаниях получил возможность как-то зафиксировать или обрабатывать конкретную информацию, «доступ» состоялся. Как-то повлиять на то, с помощью каких средств ведется обработка, у обладателя информации права уже нет. Все ограничения «возможности обработки» также должны быть предусмотрены федеральным законом.

Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности» (например, «ноу-хау»).

Гражданское законодательство не запрещает заключение договоров, вообще не предусмотренных законом – главное, чтобы они закону не противоречили. Но до тех пор, пока стороны не пришли к соглашению об условиях, никакого договора не заключено, и никто не может запрещать получать и фиксировать информацию в тех случаях, которые не предусмотрены законом.

Кроме того, статья 44 Конституции гарантирует гражданам России право на свободу творчества. Право быть автором произведений искусства упомянуто в статье 18 ГК, в составе правоспособности гражданина, а в статье 22 содержится запрет включать в договор условия, ограничивающие право- или дееспособность.

А четвертая часть ГК регулирует правоотношения, связанные с использованием произведений, охраняемых авторским правом, к которым относятся и фотографии. При этом закон устанавливает возможность разрешения или запрета только на действия с уже существующими произведениями, возможности запрета на создание новых он не предусматривает. В статье 1233 ГК, которая говорит о распоряжении исключительным правом, запрещается даже включать такие условия в договор: они являются ничтожными, то есть, недействительными, причем без всякого признания их таковыми судом. Фактически, утверждение о ничтожности этих условий детализирует запрет из статьи 22 ГК.
Alla Honig # 17 декабря 2012 в 12:51
Короче, право иметь и право получить - это две большие разницы:))
Пока фотографы действуют на свой страх и риск, фотостоки и фотосайты перестраховываются в длиннейших пользовательских соглашениях, сваливая всю ответственность на фотографов.
На стоках, действительно, требуют письменное разрешение ОТ МЕНЯ выставить на стоке фотографию с МОЕЙ персоной, МОИМ домом и садом, не говоря уже о моих детях.
александр иванников # 17 декабря 2012 в 14:14
В связи с этим возникает вопрос -а зачем тогда снимать ? В своё время ЛЕТОПИСЦЫ ,которые описывали события происходящие в ИХ время -то же ,можно сказать ,нарушали все права ЧЕЛОВЕЧЕСТВА .А это значит,что их тоже надо штрафовать было за то ,что описывали ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. я на 100 % согласен с ОЛЕГОМ ГАЛАХ В ТОМ ,ЧТО ПРИ ЛЮБЫХ СИТУАЦИЯХ СПОРНЫХ НАДО ДОКАЗЫВАТЬ СВОЮ ПРАВОТУ. МАЛО ТОГО НАДО ПРИВЛЕКАТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ -ВОТ ТОГДА ТО СУД И ВСТАНЕТ НА НАШУ СТОРОНУ .И ДЛЯ ДРУГИХ БУДЕТ УРОК .
Alla Honig # 17 декабря 2012 в 17:38
Не забывайте, что те, кого мы снимаем тоже имеют право на защиту. И у них есть свои права и своя правота. Древняя заповедь: относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы к нам относились. И в страшном сне не хотела бы пережить, чтобы мне в лицо лезли фоторепортёры и тиражировали мою личную жизнь.
александр иванников # 17 декабря 2012 в 17:53
С этим комментарием я полностью соглашусь . Так как сам ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ И НЕ УВАЖАЮ АБСОЛЮТНО ВСЕХ ТЕХ КТО ВЛЕЗАЕТ В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ .Фотограф должен быть где то рядом или на шаг впереди ....и НЕ МЕШАТЬ НИКОМУ .Иначе он становится папарацци в самом отвратительном смысле этого слова.. ДА обязательно надо УВАЖАТЬ СНИМАЕМОГО ВСЕГДА. ИНАЧЕ ТЕБЯ САМОГО НИКТО УВАЖАТЬ НЕ БУДЕТ.
Анатолий Зинкевич # 19 декабря 2012 в 00:57
Палка о двух концах.Работал на Самба карнавале в Хельсинки,тысячи народа.У всех не спросишся.А вот как снял, и не изуродовал обработкой,это проблема фотографа .Не исказить.Если бомжару какого в помойке сфотать,тут и вопросов нет.Как говориться на кого нарвёшься.Законы конечно надо знать и соблюдать,но и быть корректным думаю обязательство не маловажное.А и договориться всегда можно.Только нужные слова найти,улыбнуться и сказать вы сказачно красивы,показать файл на мониторе и проблемы как не бывало.Фотайте коллеги,и чаще улыбайтесь.Это мой опыт,и он срабатывает.
Анатолий Лисовский # 19 декабря 2012 в 19:04
Много снимаю в упор на улицах вот такой скрытой камерой, с объективом 16 или 28мм


Владимир Фомин # 20 декабря 2012 в 01:30
Я так думаю, уверен, что если кадр хороший, несет позитив, солнечный, радостный, теплый и добрый - то никто против него не будет.
Александр Табаков # 20 декабря 2012 в 18:57
Если я вижу , что объект съёмки меня вычислил, то я спрашиваю разрешение на продолжение съёмки. А обычно, используя зум 70-300 мм, спрашивать никого не приходится.
Alla Honig # 21 декабря 2012 в 13:07
Я настолько неуверенно чувствую себя при съёмке людей, что даже завела себе специальный "шпионский" наворот для объектива с зеркалом, позволяющим снимать под углом 90 градусов (Готовилась к поездке в Неаполь, где необычайно интересные типы людей, но крайне нервные:) Заказывала в Польше, на границе товар задержали на пару месяцев, так как на коробке было написано spyware :)
Снимать им крайне неудобно, как впоследствии оказалось.
Игорь Шутяев # 21 декабря 2012 в 13:17
Еще есть такая штука [Link]. Народ тоже не очень видит, что вы снимаете, если вы смотрите в камеру сверху. Ели если вы к человеку боком стоите. Куда при этом смотрит камера не очень обращают внимание, ориентируются по фотографу.
И на границе не остановят. И как бонус - 2х-3х кратное увеличение возможно, для ручного объектива полезно.
Alla Honig # 21 декабря 2012 в 13:18
Хочу поделиться ссылкой на советы стрит-фотографа Эрика Кима (в переводе с англ.)
[Link]
кто ещё не читал, советую ознакомиться.
Игорь Шутяев # 21 декабря 2012 в 13:28
Есть еще такой Томас Лёйтхард, я бы сказал, поэт стрит-фотографии. У него три книжки, правда, на аглицком. Первая великолепна, далее много повторов, но первую очень рекомендую! здесь: [Link] (и вообще его сайт можно посмотреть [Link]
Alla Honig # 21 декабря 2012 в 13:34
Вторая ссылка у меня не открывется. Наверное, скобка мешает. Вот работающая ссылка:
[Link]
Игорь Шутяев # 21 декабря 2012 в 13:49
Да, конечно )
Анатолий Лисовский # 21 декабря 2012 в 14:24
Иногда пользуюсь для съемки на улице самодельным электронным тросиком [Link] камера висит на шее спуск тросика в кармане куртки, снимок сделан такой камерой


Alla Honig # 21 декабря 2012 в 14:39
Ну, вот, начали с права гражданина на изображение, а перешли к тому, как усыпить бдительность этого гражданина:))
Анатолий Лисовский # 21 декабря 2012 в 14:58
Так выглядит скрытая камера в открытом виде


В моем первом комментарии она показана в скрытом виде, еще снимок этой камерой
Анатолий Лисовский # 21 декабря 2012 в 15:07
Зачем спрашивать разрешение, просто проходя мимо на встречных курсах плавно нажимаешь кнопочку и делаешь серию из трех кадров


Alla Honig # 21 декабря 2012 в 15:14
Кнопочку нажимать не запрещено, речь идёт о публикации.
Анатолий Лисовский # 21 декабря 2012 в 16:14
Алла, вот эти товарищи не стали подавать на меня в суд, поскольку они не очень интересуются происходящими в интернете событиями


Игорь Шутяев # 21 декабря 2012 в 15:20
А характерные щелчки?
Alla Honig # 21 декабря 2012 в 15:22
Вы про звуки спускового механизма? Есть в настройках способ свести их к минимуму.
Игорь Шутяев # 21 декабря 2012 в 15:41
Хм... это у какого аппарата?
Алекс Андр # 21 декабря 2012 в 16:00
Вот у а77 соньки звук затвора настолько тихий, что слышно буквально не ухом, а кожей. Зеркало ведь не хлопает. Поначалу очень непривычно было. И экранчик можно повернуть практически как на шахтном видоискателе или под любым углом, хоть экраном над тушкой лицом к обьективу. Думаю что для стрит-фото пригодилось бы.)
Александр Табаков # 21 декабря 2012 в 16:23
Для уличной съёмки часто использую фотоаппарат SONY NEX5 у которого есть откидной экран. Зажимая объектив рукой и направляя его на нужный объект и контролируя съёмку по откидному экрану можно получить весьма интересные снимки при этом никого не смущая.
Alla Honig # 21 декабря 2012 в 16:37
Я тоже об этом сказать хотела: мой старенький SONY так приучил меня к удобству откидного экрана, что я даже Никон предпочла с поворотным экраном. Висит себе фотоаппарат у тебя на уровне живота, ты якобы возишься с настройками, а в это время смотришь на экран и фотографируешь что тебе заблагорассудится:)
Alla Honig # 21 декабря 2012 в 16:42
У многих, надо только докопаться до настроек:) Nikon D5100 и Panasonic Lumix DMC-TZ10, например. А Сонька вообще тихоня.
Анатолий Лисовский # 21 декабря 2012 в 15:50
На улице щелчки перекрываются естественным шумом, притом камеру от случайных ударов я защитил поролоном, он сильн приглушает звук затвора. Снимал в церкви, ни кто не обращает внимания. Вот еще интересная камера для скрытой съемки, у нее поворотный объектив и в повернутом виде ей можно снимать с уровня живота а на длинном конце у нее 300мм
и снимок в зимнем автобусе этой камерой [IMG_BLOCK]


[/IMG_BLOCK]

Alla Honig # 22 декабря 2012 в 12:09
Интересная камера, не знала про такую. Завела себе для мобильных целей Nikon Coolpix7000- интересная псевдозеркалка, но неудобна
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Сам не... Москва
 ()
Сам не... Москва