Владимир Ролов. Мысли о фотографии

Опубликовано: 1607 дней назад (6 декабря 2019)
Источник: fotokto.ru
Просмотров: 218
Что же такое - фотографическая тема?

1. Под темой фотографии часто ошибочно понимается место съёмки. (Дом ветеранов, кардиологический центр, цирк лилипутов, подвал наркоманов, улица Тверская). Нельзя назвать чашу с яблоками яблоком. Чаша - лишь объём, где лежат яблоки, но не сам фрукт. И одни и те же яблоки могут находиться в бочке, вазе, на дереве, в кармане - где угодно, оставаясь теми же яблоками.

2. Место съёмки лишь определяет, где темы будут реализовываться, но не ограничивает их набор. Место съёмки определяет не суть, но форму проявления темы. Тему дружбы можно снимать как в детском саду, так и в тюремной камере. И там и там дружба имеет разные формы, но в сути остаётся той же.

3. Любое место съёмки включает в себя все возможные темы. Оно даёт свой характерный антураж, на котором раскрывается выбранная тема, но не подменяет её. Поэтому, например, большинство бестемных фотографий сделаны на якутский манер - что вижу, то и пою.

4. Вместе с тем, место съёмки оказывает большое влияние на приёмы раскрытия темы, её художественно-техническую реализацию (композиция, цвет, свет, нерезкость, творческое использование обработки в фотошопе и так далее). Место съёмки игнорировать недопустимо.

5. Место съёмки определяется потребностью дня, тема, напротив, свободна от влияния сиюминутности. Масштаб места съёмки "здесь и сейчас", масштаб темы - "везде и всегда".

6. Под темой я понимаю результат эмоционального осмысления фотографом происходящего. Определение темы первично и является выработкой личного отношения фотографа к событию. Эмоциональная оценка события определяет, какие художественные, технические и организационные приёмы потребуются для визуализации уже выбранной темы.

7. Главный творческий акт фотохудожника заключается в том, чтобы выявить в себе эмоцию, лейтмотив в отношении к событию, человеку, пейзажу. Ценность его снимка тем выше, чем глубже его личностная реакция на фотографируемое.

8. Глубина раскрытия темы напрямую зависит от глубины личности художника. Хочешь новых глубоких тем? Углубляй свою личность.

9. Темы всегда имеют свой эмоциональный знак – положительный или отрицательный. Без эмоций темы в творческой фотографии не существуют.

10. Тем в жизни ровно столько, сколько эмоциональных оценок могут выработать фотографы Земли - бесконечность. Темы могут быть похожи, но никогда не идентичны, поскольку отличаются друг от друга на масштаб личности автора. Поэтому снимки одного и того же события у разных фотографов так отличаются друг от друга.

11. Тема в фотографии первична, съёмка вторична. Идут от темы к съёмке, а не от съёмки к теме. Редко выходит молотить весь день подряд, а вечером у экрана выбрать из снятого случайно затесавшуюся тему. Но, с другой стороны, можно случайно отснять кадр, где давно выношенная тема вдруг реализовалась. Вероятность этого не велика, но всё же существует.

12. Кроме знака, темы обладают и векторностью. Есть в нашей внутренней жизни переживания, близкие и понятные только нам. Такие же и снимки на эту тему - другим их не понять. Подобные темы имеют внутреннюю направленность и так же обладают положительным и отрицательным знаками. Если фотографу безразлично, как к его работам отнесётся зритель, они всегда внутринаправленны. Фотографическое решение внутренних тем является еще одним способом устранения психических напряжений личности. Целью внутринаправленной фотографии бывает только сам фотограф.
Снимки на темы, направленные вовне, всегда являются посланием зрителю, разговором с ним, сообщением ему. Во внешненаправленной фотографии "зритель" становится самым главным её элементом. Фотоснимок состоится как объективная реальность не раньше, чем достигнет адресата - зрителя. До этого его как бы не существует в природе.

13. Темы фотографии всегда обобщающи: любовь, радость, ненависть, призрение, грусть, гордость, страх, счастье, - короче говоря, все те эмоции, которые выпадают на долю людей. Как уже говорилось, эти темы присутствуют везде, но в зависимости от места съёмки имеют различные проявления. Темы имеют тенденцию углубляться, если фотограф не ленится и думает сердцем "и день, и ночь". В связи с этим вводятся понятия "эмоциональная интеллигентность" и "эмоциональная недоразвитость".

14. Хорошо продуманные фотографии интересны, но гениальными их делает только "крик души", бьющий из них набатом.

15. Фотография - не цель, но всего лишь еще один язык искусства. Владение им в совершенстве не поможет в ситуации, когда сказать нечего.
С другой стороны, абсолютно безграмотные снимки становятся произведением искусства, когда их темы потрясают.


Я не могу себе представить ситуацию, когда "естественное поведение персонажа превращается в искусственное позирование".

С чего бы вдруг? Всё было так искренне, а потом пошла поза?

Мне не встречалась такая ситуация, разве что с детишками. У опытного портретиста такое почти невероятно, разве что он допустит какой-то психологический ляп и разрушит ту атмосферу, которую он, как профи, создавал на протяжении всего времени контакта.
Наоборот, время работает на фотографа, и если он умен (если!), то каждая секунда совместной работы сближает и раскрывает не только модель, но и в той же мере и фотографа. Здесь нет границ, ибо этот путь - путь дружбы, иногда - любви, и уж всегда - горячей взаимной симпатии.

Основной принцип этики, как и в медицине, - не вреди.
Если руководствоваться им, то в любой области будет то же самое: думай об интересах людей, с которыми имеешь дело.
Есть четкие границы, которые не просто следует соблюдать, но за нарушение которых надо отрывать головы. Для меня это: не соваться туда, куда не разрешили.
Пример: на нудистском пляже голые люди, но снимать их нельзя. Не надо объяснять, почему?
Очень сомнительна так же съёмка на улице. Все наши стриты, по сути,
ничто иное, как нарушение этических принципов. Мы не знаем, как эти посты отзовутся. Всё, что у нас есть в загашнике, - надежда, что пронесёт. И ничего больше.

Снимал я бабушек, может, целый час. Как только наведу на них объектив, Веру Веровну и Лиду Лидовну как подменяют. С древности сидит у них в голове штамп: если фотографироваться, то "сурьёзно" и чтобы рука на плече. Без камеры общаться - замечательные бабушки, хохотуньи, остроумные, сибирская речь - вкуснятина. А как наведёшь объектив - обе стекленеют. Господи, что делать? Взял в отчаянии и сказал: "Бабушки, поговорите, что ли, о дедушках!" Бабах! И сделал этот снимок. Чутьё мне шепчет: "Беги быстро к коллегам в газету, прояви плёнку, чую, хорошая карточка!" А между тем мороз усилился, уже минус 31. Перемотал плёнку в кассету и засунул её под рубашку. Так и приехал в лабораторию, ни жив, ни мёртв, нос как у алкоголика, но негатив довёз в целости. На следующий день, продолжая очерк о доме по Российской, заглянул к старушкам и подарил карточку. Бабушка Вера посмотрела на неё, прыснула в ладошку, стукнула меня кулачком по груди и воскликнула: "У, чёртов фотограф!" Это самый сильный комплимент, который мне когда-либо доводилось слышать. Ну... ладно, пусть чёртов фотограф. Бабе Вере виднее.

Йеллоустон просыпается?
 
Рейтинг: +2
 
 
Комментарии (1)
Sagadeev Vladimir # 7 декабря 2019 в 13:29
Есть интересные мысли, однако "... смешались в кучу кони,люди...". С некоторыми положениями не согласен в категоричку и сейчас попробую это донести. Однако преамбула....
Те заблуждения, НМВ, обусловлены в первую очередь влиянием НТП на личность. Резкое упрощение получения изображения ( не фотографии, а именно ИЗОБРАЖЕНИЯ) при помощи фотоаппарата привело к тому, что репортажники, что бы стать популярными ринулись в художники, и вылезло что вылезло.
Я не хочу умалить значение и мастерство репортажников, но это совсем другая жизнь. Если переводить на отвлечёнку то это как самолёт и подводная лодка и то и другое служит для перемещения людей вы пространстве не приемлемом для жизни человека, но.... как капитан подлодка справиться с самолётом и наоборот? Это просто разные вещи которые почему то никто не хочет разделить, но это другая тема, будет интересно - распишу.
Но вернёмся к тексту, итак пункт 6.
О каких эмоциях вообще может говорить художник, если он конечно художник? Произведение Искусства (ПИ) начинается с построения своего субьективного видения мира и когда этот мир построен художник, если он художник пытается этот мир показать другим (сознательно или бессознательно) об эмоциях можно сказать, что они конечно присутствуют - как элементы построения этого самого мира, однако если достичь наивысшей остроты эмоций, для примера возьмём - умиротворение, то художник достигнет состояния "внутреннего покоя" и фотографии точно не случиться.
А что же с репортажником? А для него вообще эмоции смерть - задача репортажника передать "здесь и сейчас" без искажений, что бы все остальные могли сами "прочувствовать момент" и сформировать своё отношение. Если момент окрашен отношением самого репортажника он подаётся с его точки зрения, тоесть это уже его субьективный мир и люди будут оценивать его субъективное отношение, а не сам момент - тоесть это уже не репортаж а пропаганда!
пункт 7.
Частично уже коснулись выше, однако чувства художника никого не интересуют... Почему? да потому что какоё бы окраски не был субьективный мир который художник пытается передать в конце художник испытывает одно из двух или радость показал-снял, или разочарование не смог показать-снять, правда разочарование приходи и в том случае если снял, но чуть позже, тут не до тянул, а тут не до показал.... а потом - пустота. Созданный субъективный мир становиться объективно существующим, его можно посмотреть-пощупать всем окружающим,он исчезает как субъективная составляющая художника и начинается построение следующего субъективного мира - природа не терпит пустоты, а если не строиться - то это творческий кризис. Про репортажника даже расписывать не буду - задача репортажа не окрасить момент личным отношением - этим сказано всё.
Пункт 12
Не бывает внешне направленных художников, ну не создашь свой внутренний субъективный мир под всех, да ещё что бы всем нравилось. Мир этот создаётся внутри и для себя и выплёскивается он наружу не потому что кто то просит или ждёт, а только потому, что он перерос и начинает давить изнутри, и художник его выплёскивает, дальше в зависимости от личности художнику может быть всё равно или не всё равно что о нём скажут, но это уже никоим образом не относиться к уже объективно существующему ПИ или не совсем ПИ, это относиться только к самому художнику. Если совсем коротко , то художник творит только потому, что иначе не может, из него просто прёт , медленно или быстро , но прёт, и плевать тому что прёт на мнение окружающих по определению....
Пункт 13
Почему упираемся только в эмоции? Эмоциональная составляющая - только малая толика содержания фотографии. Куда дели ритм, свет и тень, цвет, геометрию, вектор. Существует куча шикарных фотографий где эмоции не прослеживаются вообще , фотографий построенных на линейно-векторной схеме и фотографий завораживающих. В том числе и у классиков фотографии. Фотографий где линейное построение настолько грамотно выстроено, что тебя начинает "затаскивать внутрь" - хотя эмоции люди от этих фотографий испытывают разные, в зависимости от пережитых жизненных, проверенно на фотографиях Адамса. Или он умудрился в один кадр вложить разные эмоции для разных конкретно взятых людей?
Пункт 14
"Крик души" - это когда художника прёт, а чем и как это уже не важно и не фотографию это делает гениальной а художника а всё остальное см к пункту 13 Ибо какой может быть крик души в линейно геометрической фотографии - кстати самой сложной для понимания, ибо гармонию линий дано, увы, видеть далеко не всем....
Пункт 15
Опять явная смесь художки и репортажа.
Абсолютно безграмотные снимки с точки зрения художки могут стать классикой и гениальностью с точки зрения репортажа. И абсолютно безграмотные снимки с точки зрения репортажа , могут стать гениальными с точки зрения художки. У них подходы к оценке разные. Но сколько не рвись,сколько не медитируй, если с точки зрения художки снимок безграмотный он и останется безграмотным. Безграмотность художественного изображения можно определить просто - нарушение принципов гармонического восприятия, насколько мне помниться принципы эти расписали ещё во времена Леонардо да Винчи и никто ничего нового до сих пор не смог сказать ибо гармония это не наносное, сама природа есть гармония, гармония это на внутреннем уровне, на уровне генов, если хотите. Если снимок гармоничен, то он уже не бездарен, может быть не гениален, но не бездарен. А если снимок не гармоничен, то сколько его не лижи он всё равно - бездарен. гармония лежит в основе мироздания, кто и как её туда положил и то что гармония по тем или иным причинам может быть не понятна или даже не приятна узкому кругу особей - это уже другой - философский вопрос.....

Ну вот где то так....
 ()
Фотограф Ялта
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
ни разу не... Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Хабаровск