|
Неделя перед Великим постом...ЦИТАТА ДНЯ: На Страшном суде в свете Истины проявится всё, чего мы не замечали или не хотели замечать в себе. Как сказал мне однажды на исповеди некий товарищ мой: - Я вдруг понял: будет Страшный суд и на нём мне покажут человека, которого я никогда раньше не знал. Это буду я... (игумен Нектарий (Морозов). ****************************************************************** НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ: ****************************************************************** Название: Предпоследняя Неделя перед Великим постом имеет два названия. В Уставе она называется Неделей мясопустной или «мясопустом» по той причине, что в этот день совершается заговение на мясную пищу. Кроме того, встречается наименование «Неделя о Страшном суде», так как в этот день читается евангельское зачало, содержащее описание последнего суда Спасителя во время Второго пришествия (Мф.25:31-46). ****************************************************************** История возникновения: Упоминания о сырной седмице как переходном промежутке перед Великим постом встречаются в VI - VII вв. Неделя мясопустная как день заговения на мясную пищу отмечена в иерусалимском Лекционарии VII века; следовательно, «пищевой» аспект у данного дня появляется в это же время. Однако в древнем Иерусалиме этот день был только подготовительным к Великому посту, других воспоминаний не имел. Тема Страшного суда в службе появляется в константинопольской традиции примерно в IX веке и с тех пор является основным идейным содержанием данного богослужения. Отдельно следует отметить традицию совершения в Неделю мясопустную на Руси в XVII веке «действа Страшного суда». Этот чин, как полагают, был заимствован из греческой традиции и совершался в воспитательных целях, поскольку люди постепенно утратили страх Божий, перестали творить дела милосердия и забыли о ближних. Действо же должно было напомнить людям о том, что каждый будет отвечать за свои поступки перед Богом на Страшном суде. Последний раз данный чин был совершен в 1697 году в Москве патриархом Адрианом, после чего был отменен царем Петром I (который вместе с тем отменил и другие чины, в частности Шествия на осляте и Пещного действа)... https://azbyka.ru/days/nedelja-o-strashnom-sude |
Дата публикации: 10 марта 2024 |
Фото нравится: +85 |
СЛОВО О СТРАШНОМ СУДЕ:
(Проповедь иеромонаха Никона (Оганова), произнесённая после Божественной Литургии в Неделю о Страшном суде, 7 марта 2021 года, в храме прпп. Сергия и Германа Валаамских)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, отцы, братия и сестры, Церковь напоминает нам о конце истории падшего человечества: о воздаянии за прожитую жизнь, о последнем, потому и Страшном суде, об окончательном определении в вечности — с Богом или без Него.
Состояние и место где есть Бог именуется раем, без Бога — адом. Будет судится каждый имевший волю и разум по тому: как он принимал или не принимал Христа.
Суд именуется Страшным, потому что окончательный и с ним связанно воздаяние — вечное блаженство или вечная погибель и страдание. Пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним: «Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил.2:31).
Это будет суд над всеми людьми, сначала христианами, а затем над всеми остальными, в том числе, и падшими ангелами. Суд этот будет совершать Сам Господь Иисус Христос: "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22). Как Бог — Он может судить все творение, и как человек, — Он может судить человека, потому как Сам носил тяготы человеческой плоти и знает цену этого бремени.
Суд, в определенном смысле будет удивительный — Господь будет судить не количество хороших и плохих поступков, не количество набранных баллов, а всю нашу жизнь в одном аспекте: как ты относился к другому. Причем, все что мы совершим в отношении другого человека, Он принимает лично к Себе. Таким образом, все, что мы сотворили в отношении другого человека, мы соделали это лично Христу. Осудили незнакомого человека — осудили Христа, прошли мимо чужого горя, — прошли мимо Христа, простили несдержанного человека — оказали милость Христу. "...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25:40).
Господь не требует от нас великих дел, но самых простых и необходимых: накормить голодного, согреть замерзающего, одеть раздетого, поддержать больного или скорбящего, как-то помочь или посочувствовать несчастному человеку.
Человек не творящий такого естественного добра, подавляющий в себе естественное сострадание, на которое способны даже животные, постепенно теряет свое богоподобие и человечность, нравственно превращаясь в беса, а потому и осуждается вместе с бесами. Такое существо уже не может терпеть с собой божественную благость и милосердие. Свет любви и милости Божией обжигает его, и он уже сам устремляется во мрак и ад, где бы не чувствовалось присутствие Божие. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19).
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что Страшный Суд Господень наступает для каждого человека уже в земной жизни. Именно земная жизнь – то время, когда человек может приобщиться к Божественному свету через исполнение заповедей Божиих и покаяние. Для приобщившихся к Божественному свету, – как поучает святой Симеон, – день Господень никогда не наступит, потому что он для них уже наступил и они уже пребывают в Божественном свете. День Господень как день Страшного Суда наступит лишь для тех, кто сознательно отказывался от покаяния и соблюдения Божественных заповедей: «Все те, которые не облеклись здесь во Христа, т.е. не вошли в свет, не прияли света и не стали сами светом... все такие окажутся обнаженными, придут в великий страх и трепет, в великую отовсюду тесноту. И не это только, но и каждое дело доброе и худое, каждое слово и каждый помысл наш, со времени рождения до смерти, все собравшись, явны будут тогда во всяком человеке».
Здесь, мы вспомним преподобного Серафима, который учил, что цель жизни человека — стяжание Духа Святаго. Стяжать — значит наживать, добиваться, а противоположное значение — расточать. Говоря обыденным современным языком, стяжать — значит нажить и приумножить благодать Святаго Духа. Важный момент — сохранить благодать Божию на день Страшного Суда, точнее до последнего дня нашей земной жизни, так как после смерти мы сами уже не можем ее приобрести, уже ничего не можем.
Проблемой для большинства из нас, является нехранение благодати. Не бережем ее, быстро расточаем, может еще и потому, что она достается нам легко и без большого труда. Постепенно перестаем ее ценить и благоговеть перед ней. Как легко мы получаем ее на Литургии! Кое-как прочитали правило, иногда сократив, кое-как по-постились (иногда дерзаем и не поститься) мы смело приступаем к Чаше. Уместна здесь поговорка: что легко дается, легко и теряется. Нередко, так и случается.
Причастившись Тела и Крови Господней, мы должны бы трепетно хранить полученную благодать. Особенно те, кто часто причащается, должны бы быть более внимательны, чтобы потом не сетовать и не спрашивать, отчего же это я перестал ощущать благодатное состояние после причащения? Тот, кто призывал не метать бисера перед свиньями, неужели будет поощрять такое дерзкое небрежение к Царству Божиию!
Итак, братия и сестры, готовиться к Страшному Суду надо уже сегодня и в продолжении всей нашей жизни. Не терять в житейских сварах драгоценность божественной благодати, дарованную нам по одной лишь милости Божией, которая сразу улетучится за превозношение, за осуждение, за нечистые пожелания, за жадность, за немилосердие и за любое другое любление страстей.
Благодать отходит от нас тихо и незаметно, не навязывает нам Свою любовь, смиренно оставляет нас одних, не полюбивших ее, потому что мы возлюбили грех. Привыкаем терять ее, потому что привыкаем ко греху, роднимся с ним, а потом часто жалуемся на незаслуженные скорби, хотя они, суть, плод греха.
В завершении напомню, что преподобный Серафим Саровский учил о том, что всякая добродетель, соделанная ради Христа, дарует нам благодать. Какие же это добродетели, дарующие нам Божию благодать, чтобы, сохранив ее услышать нам добрый ответ на страшном судище Христове, о чем мы и просим по нескольку раз в день за богослужением?
Вот подсказка из Постной Триоди, мы слышали ее вчера во время литии, запомнить ее легко. Прочту в переводе с церковно-славянского: Заповеди Господа познав, так и будем поступать: алчущих напитаем, жаждущих напоим, нагих оденем, странников к себе введем, и пребывающих в темнице посетим, чтобы и нам сказал Тот, Кто будет судить всю землю:
«Придите благословенные Отца моего, наследуйте уготованное вам Царство!» Аминь!
Сегодня ночью очень потрясающую статью в журнале "Душа" прочитала... Нужно постараться разместить!
Про напоминание - себе, в первую очередь, напоминаю... Это время всё ближе - и ко всем без исключения! Причём, может наступить и вполне себе внезапно!
Сегодня в нашем больничном храме на молебне была, даже на двух подряд!
И священник Серафим благословил сделать фото иконы Преподобномученицы Елисаветы - она такая великолепная, выше нашего роста!!
Спасибо, Саша!
Сейчас в храм при поликлинике пойду по корпусам-переходам!
Очень было грустно, что поликлиника в праздники же не работала, поэтому и храм закрыт был!
и лечебные корпуса, и радиология, и отделение химиотерапии...
Сильно сказано! Есть над чем задуматься!
Примерно смысл воспроизвела, точно уже не помню...