Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Богородицы – центральное сооружение монастыря, начало его истории положено во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на месте современного собора была построена первая деревянная церковь, но уже через пару десятков лет, в 1460-х гг., вместо нее строится богатый белокаменный собор. Храм был расписан иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.В конце XVI века по повелению и на средства царя Федора Ивановича вместо старого белокаменного строится новый кирпичный храм. Освящен он был в 1589 году и именовался по-прежнему храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Шлемовидное оформление пяти куполов собора придавало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, затем вместо нее был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что тоже не случайно – собор строился под покровительством царя. Известно, что Федор Иванович приезжал сюда на богомолье в 1592 и 1595 годах.За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам. В середине XVII века с южной, западной и северной сторон были построены паперти, несколько позже растесаны окна и изменена их форма. В XVII веке надложены главы – вместо шлемовидных окончаний были поставлены восьмерички, чтобы приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII века новой высокой колокольне.В целях увеличения площади собора в 1837 году к задней стене (на место бывшей ветхой паперти) пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. Эта пристройка резко контрастирует с изящными формами основного здания. Разница в их постройке — 250 лет. Своды центрального купола собора и четырех боковых главок поддерживаются четырьмя столбами, два из которых находятся в середине церкви, а два – в алтарной части за иконостасом. Большой интерес представляет целая система голосников, установленных в специальных местах на разных высотах для усиления акустики собора. Самый большой голосник располагается в северо-западном столбе, его глубина и внутренний диаметр составляют около 1 метра, диаметр горловины – 15-18 сантиметров. В северной стене, почти от самого западного внутреннего угла собора, имеется дверной проем, отсюда начинается ход в тайник под крышей. Лестница устроена в толще стены. Поднимаясь вверх и делая несколько оборотов, она затем продолжается в восточной стене и выходит на средний алтарный свод. Здесь устроено небольшое помещение для хранения казны и других ценностей. В 1920-годы на территории монастыря размещались ремонтно-строительные мастерские, а собор превратился в ангар хозяйственного назначения. Расширение окон собора, а затем и прорубка второго ряда оконных проемов в восточной стене также значительно ослабили прочность стен. Тому же способствовало увеличение размеров входной арки в западной стене. Именно здесь, по ослабленным местам восточной и западной стен, проходила главная трещина, раскалывая собор на две части. В 1954 году в ночь с 13 на 14 мая (день памяти преп. Пафнутия) со страшным гулом, подобным взрыву, рухнул центральный барабан собора, раздавив находившиеся там два учебных зерновых комбайна. В ходе реставрационных работ в 1962 году в соборе заделали трещины в стенах и сводах, заново сложили центральный барабан с главой, укрепили, а местами переложили цоколь, выполнили целый ряд других работ. При этом реставраторы вернули храму первоначальный вид – вместо увеличивающих его высоту восьмериков были восстановлены шлемовидные верха как центральной главы, так и всех боковых. Тогда же изменили форму кровли, открыли и восстановили украшения барабанов. В связи с передачей монастыря Русской Православной Церкви собору Рождества Пресвятой Богородицы к 1994 году вернули былой облик. Его сначала освятили малым, а 14 мая 2005 года - великим чином.В комментарии фото апсид храма

Дата публикации: 10 апреля 2024
Просмотров: 672

 
+116
Фото нравится: +116

 

 

 

Комментарии (15)
Валерий Серебряков # 10 апреля 2024 в 15:43


Галина Пономарева # 10 апреля 2024 в 21:01
Прекрасные снимки и описание!
Валерий Серебряков # 10 апреля 2024 в 21:31
Благодарю
Серый # 10 апреля 2024 в 16:06
Красиво смотрится!
Валерий Серебряков # 10 апреля 2024 в 16:48
Спасибо
Владимир Сафрошкин # 10 апреля 2024 в 16:32
Прекрасно, Валерий!!!
Валерий Серебряков # 10 апреля 2024 в 16:48
Благодарю
Сергей Лошаков # 10 апреля 2024 в 18:57
Красивый собор, Валерий!
Валерий Серебряков # 10 апреля 2024 в 19:48
Спасибо
Татьяна Селена # 11 апреля 2024 в 01:45
Интересно и замечательно!
Валерий Серебряков # 11 апреля 2024 в 07:18
Спасибо
Вячеслав Касаткин # 12 апреля 2024 в 09:20
Хорошо показали.
Валерий Серебряков # 12 апреля 2024 в 09:23
Спасибо
Любовь Павленко # 12 апреля 2024 в 14:11
Замечательное фото и описание!
Валерий Серебряков # 12 апреля 2024 в 17:10
Благодарю
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Varna
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск