Яковлевско- Благовещенский храм г. Ярославля

Яковлевско- Благовещенский храм г. Ярославля

Краткая историческая справка: Самые ранние упоминания о храме села Яковлевского (веси Яковлевской), отстоящего от самого града Ярославля, за рекой Волгой, в трех поприщах, известны из различных редакций жития местночтимого Астраханского святителя Феодосия. Из них следует, что в церкви носящей имя святого апостола Иакова, брата Божия служил священник Харитон, сыном которого и был будущий владыка. Более того, иереем был и отец Харитона (и можно полагать, в этом же храме). Известна дата поставления Феодосия Толгским игуменом (1578), а поскольку до вдовства и пострига он священствовал, то можно утверждать: Иаковлевский храм в первой половине XVI века уже существовал. Первое документальное упоминание храмов в этой части Заволжского стана Ярославского уезда найдено Н. Н. Обнорской в книгах «письма и меры Валтасара Елизарова да подьячего Ондрея Горохова» 1602 года: «А на [Яковлевском] погосте церковь Благовещенья Пречистой Богородицы, да другая церковь Иакова апостола, древяны клецки. А на церковной земле поп Сергей Тихонов, дьячок Ивашко Ортемов, пономарь Спирко, проскурница Марфица, да четыре келии нищих». По посвящению второго храма уже тогда именовались и два поселения, которые располагались близ погоста: Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение стало крепостным селом, но продолжало именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах (как уже отмечалось, жители слобод были свободными людьми). С древности дорога на Кострому шла по левому берегу Волги. Проходившая мимо храма, на протяжении веков она играла в жизни яковлевцев большую роль – вплоть до 1950-х, когда часть ее за поселком Красный Профинтерн оказалась затоплена водами Горьковского водохранилища. К этому времени село уже вошло в состав областного центра. По архивным документам и изданиям XIX века каменный Яковлевско-Благовщенский храм был построен на средства прихожан в 1769 году. Храмозданная же летопись на южной стене холодного храма указывает другие даты: в 1778 году по благословению архиепископа Самуила освящен летний храм (это часть храма с высоким сводом, на зиму закрывалась); а зимний, соединяющейся аркой с холодным, и колокольня – в 1783. Можно предположить, что возведение церковного здания началось в 1769, а освящение престолов происходило по мере завершения благоустройства всех его объемов. В каменном храме освящения прежних деревянных храмов не были забыты: в летней главный престол — Благовещения Богоматери, а в двухпрестольной зимней — во имя апостола Иакова, брата Господня (справа) и иконы Богоматери Неопалимая Купина (слева). К сожалению, документальных источников подтверждающих сообщение надписи о существовавшем на этом месте монастыре до нашего времени не сохранилось. Однако существует ряд свидетельств: одно из них – Святые Врата с южной стороны, характерные для монастырей. Надпись на западной стене трапезы сообщает, что в 1906 году при настоятеле о. Павле Восторгове церковь была украшена стенным письмом мастером Н. И. Баженовым, а в 1909 при священнике Александре Федотове был вызолочен иконостас, высеребрены ризы, подсвечники и вся церковная утварь; перечисленные работы выполнены при церковном старосте Константине Александровиче Андрееве. (Иконы XVIII века из центрального иконостаса в 1988–1989 годах реставрировались под руководством известного московского искусствоведа Владимира Дмитриевича Сарабьянова.) Приход храма, в начале ХХ века включавший более десятка деревень, насчитывал 2500 человек. В Яковлевской слободе и в трех дальних деревнях прихода устроили церковно-приходские школы. Интересно заметить, что на его территории фиксировалось значительное число раскольников — членов, как тогда писали, «Австрийской секты». Яковлевский сельский Благовещенский храм в советские времена не закрывался и до сего дня находится в ведении Русской Православной Церкви. К счастью, в нем сохранились главные священные реликвии. Как и раньше, прихожане почитают чудотворный Животворящий Крест — массивный, деревянный, с резным изображением Распятия Христа. Крест в 1856 году, о чем свидетельствует надпись у его подножия, был обложен окладом. Кроме того, он помещен в живописную раму со сценами Страстей Господних, которую полностью закрывает чеканная риза.

Дата публикации: 12 сентября 2014
Просмотров: 508

 

 

Комментарии (4)
Оборотнев Сергей # 12 сентября 2014 в 21:55
Привет ! мои впечатления о Ярославле smile
[Link]
Ven_Gъnovski # 12 сентября 2014 в 21:57
Фото понравилось !!! И история, тоже !
Ольга Киселёва (Дымка) # 12 сентября 2014 в 22:02
dance Благодаря. В этой церкви я крестилась.
Ольга Киселёва (Дымка) # 12 сентября 2014 в 22:00
v
 ()
Фотолюбитель
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Тула
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Хабаровск