|
Яковлевско- Благовещенский храм г. ЯрославляКраткая историческая справка: Самые ранние упоминания о храме села Яковлевского (веси Яковлевской), отстоящего от самого града Ярославля, за рекой Волгой, в трех поприщах, известны из различных редакций жития местночтимого Астраханского святителя Феодосия. Из них следует, что в церкви носящей имя святого апостола Иакова, брата Божия служил священник Харитон, сыном которого и был будущий владыка. Более того, иереем был и отец Харитона (и можно полагать, в этом же храме). Известна дата поставления Феодосия Толгским игуменом (1578), а поскольку до вдовства и пострига он священствовал, то можно утверждать: Иаковлевский храм в первой половине XVI века уже существовал. Первое документальное упоминание храмов в этой части Заволжского стана Ярославского уезда найдено Н. Н. Обнорской в книгах «письма и меры Валтасара Елизарова да подьячего Ондрея Горохова» 1602 года: «А на [Яковлевском] погосте церковь Благовещенья Пречистой Богородицы, да другая церковь Иакова апостола, древяны клецки. А на церковной земле поп Сергей Тихонов, дьячок Ивашко Ортемов, пономарь Спирко, проскурница Марфица, да четыре келии нищих». По посвящению второго храма уже тогда именовались и два поселения, которые располагались близ погоста: Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение стало крепостным селом, но продолжало именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах (как уже отмечалось, жители слобод были свободными людьми). С древности дорога на Кострому шла по левому берегу Волги. Проходившая мимо храма, на протяжении веков она играла в жизни яковлевцев большую роль – вплоть до 1950-х, когда часть ее за поселком Красный Профинтерн оказалась затоплена водами Горьковского водохранилища. К этому времени село уже вошло в состав областного центра. По архивным документам и изданиям XIX века каменный Яковлевско-Благовщенский храм был построен на средства прихожан в 1769 году. Храмозданная же летопись на южной стене холодного храма указывает другие даты: в 1778 году по благословению архиепископа Самуила освящен летний храм (это часть храма с высоким сводом, на зиму закрывалась); а зимний, соединяющейся аркой с холодным, и колокольня – в 1783. Можно предположить, что возведение церковного здания началось в 1769, а освящение престолов происходило по мере завершения благоустройства всех его объемов. В каменном храме освящения прежних деревянных храмов не были забыты: в летней главный престол — Благовещения Богоматери, а в двухпрестольной зимней — во имя апостола Иакова, брата Господня (справа) и иконы Богоматери Неопалимая Купина (слева). К сожалению, документальных источников подтверждающих сообщение надписи о существовавшем на этом месте монастыре до нашего времени не сохранилось. Однако существует ряд свидетельств: одно из них – Святые Врата с южной стороны, характерные для монастырей. Надпись на западной стене трапезы сообщает, что в 1906 году при настоятеле о. Павле Восторгове церковь была украшена стенным письмом мастером Н. И. Баженовым, а в 1909 при священнике Александре Федотове был вызолочен иконостас, высеребрены ризы, подсвечники и вся церковная утварь; перечисленные работы выполнены при церковном старосте Константине Александровиче Андрееве. (Иконы XVIII века из центрального иконостаса в 1988–1989 годах реставрировались под руководством известного московского искусствоведа Владимира Дмитриевича Сарабьянова.) Приход храма, в начале ХХ века включавший более десятка деревень, насчитывал 2500 человек. В Яковлевской слободе и в трех дальних деревнях прихода устроили церковно-приходские школы. Интересно заметить, что на его территории фиксировалось значительное число раскольников — членов, как тогда писали, «Австрийской секты». Яковлевский сельский Благовещенский храм в советские времена не закрывался и до сего дня находится в ведении Русской Православной Церкви. К счастью, в нем сохранились главные священные реликвии. Как и раньше, прихожане почитают чудотворный Животворящий Крест — массивный, деревянный, с резным изображением Распятия Христа. Крест в 1856 году, о чем свидетельствует надпись у его подножия, был обложен окладом. Кроме того, он помещен в живописную раму со сценами Страстей Господних, которую полностью закрывает чеканная риза. |
Дата публикации: 12 сентября 2014 |
Фото нравится: +45 |
[Link]