| Орган Страсбургского собораОсобенность главного органа собора в Страсбурге в том, что он находится не на привычном месте, за центральным фасадом (над входом в собор, напротив хора (клироса)), а просто у северной стены нефа, в «ласточкином гнезде» (такой тип расположения органа встречается также в соборах Шартра и Меца; обычно такой подвесной вариант выбирали в случае очень длинного нефа). Орган висит как «ласточкино гнездо», выступающее их стены на уровне второго проема центрального нефа (т.е. не посередине, а ближе ко входу). Относительно небольшой по размеру орган отличается прекрасной отделкой. Орган помещен в аутентичный готический корпус 1491 года, созданный Фредериком Кребсом (Frédéric Krebs). Этот полихромный проспект невероятно красив и многоцветен; в нем смешиваются красный, зелёный, синий цвета и позолота. В нижней части органный корпус заканчивается подвеской (Pendentif) (парусом), которая еще старше, чем сам корпус: она относится к 1385 году. Подвеска также отличается богатой отделкой.Инструмент украшен причудливыми фигурами. В нижней части подвески установлена статуя Самсона, укрощающего льва (механизм позволяет открывать и закрывать зверю пасть; возможно, раньше лев даже умел рычать). В самом низу, на «замковом камне», находятся три фигурки музицирующих ангелов, один из которых играет на гитаре, другой на лютне, а третий — на портативном органе. По бокам от органа можно заметить две забавные фигурки, которыми может управлять органист: с левой стороны находится фигурка Глашатая, с правой — бородача (Bretzelmann) (т.е продавца кренделей; в средние века это были торговцы, продававшие выпечку изголодавшимся в пути паломникам) (эту куклу-марионетку называют также «Рораффе», то есть обезьяна-ревун). Глашатай по воле органиста может подносить ко рту трубу со знаменем, на одной стороне которого изображен герб города Страсбурга, а на другой — Богоматерь с Младенцем. На пьедестале под глашатаем изображены фигурки двух (склонившихся под его весом) рабочих, которые слушают музыку. На пьедестале под продавцом бретцелей изображены также двое рабочих, которые тащат мешок с мукой, кувшин воды и банку соли. У продавца бретцелей двигается рот и правая рука, а еще он, как следует из его второго названия (обезьяна-ревун), использовался как горлан. Как именно это происходило? Специальный люк позволял служителю собора (Münsterknecht) пробираться внутрь (полой и великолепно резонирующей) органной подвески, в своеобразную «суфлёрскую будку», и, оставаясь невидимым, издавать звуки и подавать издевательские реплики (т.е. обезьяна-ревун просто говорила его голосом). Желательно, конечно, чтобы у этого служителя был критический ум и хорошо подвешенный язык. Предназначением его было будить прихожан во время длинных проповедей, насмешничать, петь игривые песенки, а главное — всеми возможными способами противоречить, подначивать и доводить до белого каления проповедников. |