|
Врач. Святитель. Исповедник.ЦИТАТА ДНЯ: Господь же заповедует не умолчать, когда вера в опасности. Когда дело касается веры, никто не может сказать: «А я кто такой, чтобы говорить?»… Увы, камни вопиют, а ты молчишь и остаешься беспечным! (прп. Феодор Студит) ************************************************************************ 7 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ - ПАМЯТИ ПЕРВОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА - Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского (1918)... |
Дата публикации: 8 февраля 2021 |
Фото нравится: +89 |
Ровно 100 лет назад знаменитый хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий совершил, казалось бы, немыслимый для того окаянного времени поступок - принял священнический сан!
В мае 1923 года, после принятия сана, епископу Луке предъявляют обвинение в тех действиях, которые он не совершал и берут под арест.
В качестве первого испытания, ему предлагают: откажись от рясы и получишь свободу.
Простой ли это выбор для святителя Луки?
Почему светский врач – Валентин Войно-Ясенецкий - стал священнослужителем и почему ему было дорого это?
Здесь две причины.
Первая. Душа его с детства стремилась к высоким духовным и нравственным идеалам, к Богу.
Вторая. Импульсом глубокого обращения в веру, послужила потеря неземной земной любви. В 1919 году умирает от туберкулеза горячо любимая жена его – Анна Ланская. И он остается один, с четырьмя детьми на руках. Валентин начинает посещать церковные собрания, выступает на них, да так глубоко и проникновенно, что епископ Ташкентский Иннокентий мудро замечает, что Валентину стоит принять священнический сан. И Валентин соглашается, добавляя лишь одно: «Если так угодно Богу»
В духовном опыте подвижников можно встретить немало схожих случаев, когда сильное земное несчастье обращало людей к Небу, Богу, направляло в веру.
Патриарх Александрии Иоанн Милостивый, после гибели семьи принимает монашество и священнический сан.
Преп. Далмат Исетский, потеряв любимую жену, имея пятерых детей, обращается в веру.
Св. блаженная Ксения Петербургская, потерявшая любимого супруга, с которым прожила всего лишь 3,5 года, всей душой обращается к Богу.
Из современных старцев, пожалуй, это история жизни старца схиархим. Власия Перегонцева.
Потеря земного счастья открывала этим, и многим другим людям, дверь в неземное, Небесное, Святое, Божье.
Но вернемся к святителю Луке (Войно-Ясенецкому). Заключив его под стражу в 1923 году ему предложили: откажись от священнического сана и получишь свободу.
Странный и жестокий выбор, недостойный цивилизованного общества.
Человек имеет законные права на свободу, свобода вероисповедания – одно из них.
Кого любить и кому верить человек выбирает сам. И никто не имеет право посягать на этот выбор.
Но в реальности посягали и посягают. И этот показатель - уровень зрелости человеческого общества.
Святитель Лука отказывается от свободы такой ценой. Свобода без духовного стержня – бесформенная свобода.
В качестве средства духовной помощи святитель Лука прибегает к посту. Парадоксальному посту, посту как голодовке. И этот пост помогает ему остаться собой и выдержать напасти. Далее следуют ссылки и тюрьмы.
Другой раз, при аресте, святитель Лука вновь прибегает к такому же посту, но его обманывают: дают обещание в обмен на то, что он прекратит пост. Он прекращает, а люди, давшие обещание – его не сдерживают.
Более тяжелые события со святителем происходят в конце июня 1937 года. Ему уже 60 лет. Его вновь берут под стражу и обвиняют в том, чего он не совершал. И на этот раз хотят добиться его самообвинений и признаний.
Для этого святителя Луку подвергают пыткам, чтобы он взял на себя вменяемую ему вину и назвал своих сообщников.
Пытки происходят по методу «последовательного конвейера», по несколько раз в день, и ночами. 13 суток без сна.
Это крайне тяжело выдержать человеку, человеческому организму. Это неестественно, противоестественно, бесчеловечно. Но это реальность, в которой оказался святитель Лука.
И в этот момент, свят. Лука принимает парадоксальное, волевое решение: он идет на 18 дневный пост.
Казалось бы, он совершает неразумное, усиливает и без того невыносимые страдания.
Но это не так, по одной, главной и парадоксальной вещи:
Он внутренне взывает к Богу и совершает пост такой по заступничеству Христа.
Мы не верим в сверхъестественное?
Да, пока не сталкиваемся в реальности с противоестественным, бесчеловечным.
Сверхъестественное противоположно не естественному (как ошибочно полагают некоторые люди), а противоестественному.
Противоестественное творят люди и создаваемые ими бездушные, бесчеловечные, жестокие системы. Сверхъестественное – Бог, Его Благость, Любовь.
Святитель Лука совершает этот шаг, идет на такой пост, на трудный пост:
Чтобы остаться человеком.
Чтобы не стать вершителем лжи и зла.
Господь, через этот пост, усиливает его волю, помогает ему.
Святитель Лука не принимает вину на себя и никого не «сдает».
Пост такой, в угоду Бога, помогает ему остаться крепким духом, не сломиться, остаться цельным.
В своей автобиографической книге «Я ПОЛЮБИЛ СТРАДАНИЕ» архиеп. Лука скажет главное о том периоде:
«Тяжело было мне, но воспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией, ибо чувствовал, что рядом со мной идет Сам Господь».
Схожие описания помощи Божьей в страданиях, находим и у свят. Афанасия Сахарова, архим. Иоанна Крестьянкина, архим. Павла Груздева у всех людей, кому выпала тяжелая доля тюрем и ссылок.
Все эти люди не делали зла, делали добро. И, казалось бы, должны были обрести благо, но обрели страдание. Незаслуженное. Но в нем им открылось великое Божье измерение: чувствовать Бога, Христа Его, Спасителя и Заступника, совсем рядом.
Несмотря на всю такую тяжелую долю жизни (тюрьмы, лагеря, ссылки в течение 11 лет (в т.ч. несколько лет на севере Красноярского края и Заполярье!), святитель Лука прожил долгую жизнь – 86 лет.
Четверо детей его, которые воспитывались без него, пока он был в ссылках и тюрьмах, выросли достойными людьми, выбрав, как и он, земной профессией – медицину, врачевание...
Игорь Орлов.
[Link]
А памятник у нас не единственный!
[Link]
Но ты уже видел и писал!
Серёж, представляешь - у меня открыта была вкладка с объёмным описанием жизни и трудов святителя... Сейчас зашла на неё, а страница открыта именно на этом месте -
"В 1919 году в Ташкенте было жестоко подавлено восстание против новой власти Туркменского полка, началась расправа с участниками контрреволюции. По ложному доносу Войно-Ясенецкий оказался в их числе и провел под арестом сутки. Для многих арест закончился расстрелом.
Валентина Феликсовича отпустили, но его жена пережила тяжелое нервное потрясение. Это пагубно сказалось на ее здоровье. Болезнь прогрессировала, и вскоре Анна Васильевна умерла, оставив четверых детей, из которых старшему было двенадцать лет, а младшему – шесть.
В молитве над усопшей женой Валентин Феликсович получил откровение об устроении своих детей в жизни. Вот как он сам вспоминал об этом: «Господу Богу было ведомо, какой тяжелый, тернистый путь ждет меня, и тотчас после смерти матери моих детей Он Сам позаботился о них и мое тяжелое положение облегчил. Почему-то без малейшего сомнения я принял потрясшие меня слова псалма как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Велецкую, о которой я знал только то, что она недавно похоронила мужа и была бездетной, и все мое знакомство с ней ограничивалось только деловыми разговорами, относящимися к операции. И однако слова:
неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях (Пс.112:9), – я без сомнения принял как Божие указание возложить на нее заботы о моих детях и воспитании их». София Сергеевна Велецкая долго жила в семье Войно-Ясенецких, в семье младшего сына святителя Луки, – вплоть до самой своей смерти. Но, как говорил сам архиепископ Лука, «она была только второй матерью для детей, ибо Всевышнему Богу известно, что мое отношение к ней было совершенно чистым».
На могиле же Анны Васильевны был поставлен крест, на котором Валентин Феликсович собственной рукой написал: «Чистая сердцем, алчущая и жаждущая правды…».
[Link]
читала об этом в его автобиографическом труде "Я полюбил страдание", но этот текст нашла в полном житии Святителя на Азбуке веры...
Прочитай хотя бы этот кусочек! кстати, я сама уже кое-что забыла (как они ждали расстрела)...
"1917 год. Первые испытания"
1917 год был переломным не только для страны, но и лично для Валентина Феликсовича. «В начале 1917 года, – вспоминал святитель в мемуарах, – к нам приехала старшая сестра моей жены, только что похоронившая в Крыму свою молоденькую дочь, умершую от скоротечной чахотки. На великую беду, она привезла с собой ватное одеяло, под которым лежала ее больная дочь. Я говорил своей жене Ане, что в одеяле привезена к нам смерть.
Так и случилось: сестра Ани прожила у нас всего недели две, и вскоре после ее отъезда я обнаружил у Ани явные признаки туберкулеза легких» [2, 24]. В марте 1917 года семья переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предложили должность главного врача городской больницы. Обосновавшись с семьей в просторном доме, специально построенном для главврача, он целиком погрузился в работу. В больнице им было организовано хирургическое отделение. Недостатка в больных не было. Шла гражданская война. В больницу доставляли тяжело больных, раненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. И никогда, по свидетельствам коллег, он не возмущался, никогда не отказывал в помощи. Но дома у доктора поселилась беда. Медленно угасала жена. Тяжелый недуг отбирал последние силы. Окончательно сокрушила ее весть об аресте мужа. По клеветническому доносу некоего Андрея, работника морга, В.Ф.Войно-Ясенецкого арестовали. Подоплека этого дела была такова: Валентин Феликсович неоднократно предупреждал своего нерадивого подчиненного, что выгонит его с работы за воровство, пьянство и безделье. Но тут в городе начались аресты противников нового режима, и Андрей решил свести счеты со своим начальником, пустив в ход явную клевету.
Войно-Ясенецкого и его коллегу, молодого хирурга, привели в железнодорожные мастерские, где скорый суд вершила «чрезвычайная тройка». На разбор каждого дела «судьи» тратили не больше трех минут, приговор обычно был один – расстрел. Осужденных выводили через другую дверь и сразу же расстреливали. Два врача просидели перед дверью этого судилища более полусуток. Можно представить себе ужас молодого хирурга Ротенберга, постоянно спрашивавшего учителя: «Почему нас не вызывают? Что это может означать?» На что Валентин Феликсович невозмутимо отвечал: «Вызовут, когда придет время, сидите спокойно». Поздно вечером в этом «зале смерти» появился видный партиец, который знал главного врача в лицо. Он удивился, увидев здесь знаменитого хирурга, расспросил, что произошло, и вскоре вручил двум врачам пропуска на выход, дав в сопровождение охрану. Вернувшись в отделение, доктор распорядился подготовить больных к операциям, которые были запланированы и чуть было не сорвались из-за неожиданного ареста. Хирург стал к операционному столу и начал операцию, как будто ничего не произошло.
Милостью Божией доктор избежал неминуемой смерти, но этот случай подкосил Анну Васильевну, и до самой смерти она уже не вставала с постели. «Она горела в лихорадке, совсем потеряла сон и очень мучилась, – пишет об этих днях святитель Лука. – Последние тринадцать ночей я сидел у ее смертного одра, а днем работал в больнице... Настала последняя страшная ночь. Чтобы облегчить страдания умирающей, я впрыснул ей шприц морфия, и она заметно успокоилась. Минут через двадцать слышу: «Впрысни еще». Через полчаса это повторилось опять, и в течение двух-трех часов я впрыснул ей много шприцев морфия, далеко превысив допустимую дозу. Но отравляющего действия не видел. Вдруг Аня быстро приподнялась и села и довольно громко сказала: «Позови детей». Пришли дети, и всех она перекрестила, но не целовала, вероятно, боялась заразить. Простившись с детьми, она опять легла, спокойно лежала с закрытыми глазами, и дыхание ее становилось все реже и реже... Настал и последний вздох... Аня умерла тридцати восьми лет. Две ночи я сам читал над гробом Псалтырь, стоя у ног покойной в полном одиночестве. Часа в три второй ночи я читал 112-й псалом, начало которого поется при встрече архиерея в храме... И последние слова псалма поразили и потрясли меня, ибо я с совершенной ясностью и несомненностью воспринял их как слова Самого Бога, обращенные ко мне: И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях. Господу Богу было ведомо, какой тяжелый и тернистый путь ждет меня, и тотчас после смерти матери моих детей Он Сам позаботился о них и мое тяжелое положение облегчил. Почему-то без малейшего сомнения я принял потрясшие меня слова как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой я знал только то, что она недавно похоронила мужа была неплодной, то есть бездетной, и все мое знакомство с ней ограничивалось только деловыми разговорами, относящимися к операции. И однако слова: неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях я без сомнения принял как Божий приказ возложить на нее заботы о моих детях и воспитание их. Я едва дождался семи часов утра и пошел к Софии Сергеевне, жившей в хирургическом отделении. Я постучался в дверь. Открыв, она с изумлением отступила назад, увидев в столь ранний час своего сурового начальника.
– Простите, София Сергеевна, – сказал я ей, – я очень мало знаю вас, не знаю даже, веруете ли вы в Бога, но пришел к вам с Божьим повелением ввести вас в свой дом матерью, радующеюся о детях. – Она с глубоким волнением выслушала, что случилось со мной ночью, и сказала, что ей очень больно было только издали смотреть, как мучилась моя жена, и страшно хотелось помочь нам, но она не решалась предложить свою помощь. Она с радостью согласилась исполнить Божье повеление о ней» [2, 26–28]. Так волей Божией София Сергеевна стала матерью четырем детям Валентина Феликсовича, избравшего после кончины жены путь служения Церкви.
[Link]
В Б.Мурте Господь устроил так, что я совершенно неожиданно для себя познакомилась в храме с человеком, который ребёнком там жил, когда святой врач отбывал там ссылку! Очень много знал от родителей, не отступивших от веры даже в сложное и опасное время!
И я видела и снимала корпус, где он оперировал и место где была (но снесли) кочегарку при больнице - где жил свт Лука!!
преподносят желанные встречи...)!
Зина, очень благодарна за внимание!
А по ссылке Сергею есть ещё доп.фото...
, спасибо огромное!))
Фото памятника превосходное!!!!
И про чудо помощи уже нежданной по молитвам к исповеднику Господа тоже знаю...
Спасибо за внимание, Люся!
И я с Вами согласна!
Именно так!!
Огромное спасибо Вам.