| Церковь Воскресения ХристоваСело Воскресенская слободка расстоянием от Владимира 25 верст, а от Суздаля 13 верст, на реке Нерли. В половине XVI ст. село принадлежало князю Петру Михайловичу Щенятеву. В «Разъезжей полюбовной» князя П.М. Щенятева со Спасо-Евфимиевым монастырем 1558 г. говорится о дер. Жаденке, вотчине монастыря, отстоящей от Воскресенской слободки в полуверсте, как о пограничной деревне с имением князя Щенятева. Старинное название села «Щенячья слободка», очевидно, от фамилии владельцев, до сих пор употребительнее в народе, чем Воскресенская слободка.Церковь в слободке каменная, двухэтажная, построена в 1743 г., колокольня при ней каменная. Престолов в церкви четыре: в нижнем этаже главный престол в честь Воскресения Христова, придельные престолы – во имя св. и чудотв. Николая и во имя св. вмч. Димитрия Солунского; в верхнем этаже – во имя св. равноапост. князя Владимира. Храм принадлежит к так называемому нарышкинскому стилю, расцвет которого относится к последнему десятилетию ХVII века. Конечно, отдельные памятники этого стиля появлялись и в первые десятилетия следующего столетия, но уж точно не в 1740-е годы. Эти запоздалые постройки по своей композиции и декору всегда были провинциальны и никогда не поднимались даже до среднего уровня храмов эпохи расцвета стиля. В церкви Воскресенской Слободки мы, наоборот, сталкиваемся с необычайно сложной композицией, острым силуэтом и тонким по исполнению декором. Основу композиции составляет характерный для нарышкинского стиля объём "восьмерик на четверике". В восточной части четверика размещён балкон хор, что встречается только в усадебных храмах крупнейших вельмож раннепетровского времени. Две дополнительные главы в сочетании с ярусным восьмериком храма и главкой над алтарём создают оригинальный многоглавый силуэт храма. Особое внимание привлекает столь необычная для данного сооружения высоченная колокольня. Четыре её яруса украшены плоскими пилястрами в стиле "Аннинское барокко", что придаёт ей определённую строгость и яркое своеобразие. Венчание шатровое со слуховыми оконцами и остатком невысокого шпиля. Образцом для этих ярусов послужила очень похожая колокольня московской церкви Космы и Дамиана в Кадашах, что на Полянке (не сохр.) 1730-е годы, тогда как завершающая часть с полуглавиями и шатром взята, вероятно, из колокольни усадебной церкви в Вешняках (1734). Так что и колокольня принадлежит к памятникам, связанным со столичной, московской архитектурой. Внутри полуразрушенного храма сохранились фрагменты мозаичных полов; даже в одном месте имеется надпись 1894, выложенная также из мозаики. Несмотря на заброшенный вид и отсутствие штукатурки на фасадах (вперемежку с кладкой красного кирича), церковь впечатляет своим внешним видом на фоне бескрайних полей Суздальского ополья. Воскресенская церковь является федеральным памятником. Её статус с памятника местного значения до федерального уровня был повышен в 1996 году Указом Президента России. Однако это не спасло Воскресенскую церковь от актов вандализма уже в наши дни. В самом конце ХХ века неизвестные сняли крест с колокольни, а также, распилив на части, вывезли резную деревянную скульптуру Христа, хранившуюся в храме.В комментариях фото храма. |