| Апсиды Собора Воскресения СловущегоИсторики считают, что Андреевский мужской монастырь в Пленницах был основан в XIII веке, хотя об этом событии нет достоверной информации, а первое документальное упоминание об обители датируется серединой XVII века. До конца XVI столетия место называлось Преображенской пустынью.В 1591 году, в день Андрея Стратилата, Москве удалось избежать нашествия войск крымского хана Кызы-Гирея. В честь святого мученика на территории обители был построен деревянный, а затем каменный надвратный храм, а сам монастырь стали называть Андреевским.С середины XVII века в обители образовалось «Учительное братство», в котором состояли образованные монахи. Ученых иноков и старцев собрал Ртищев «для обучения славенороссийских детей елинскому наказанию». Так Андреевский монастырь стал первой академической структурой в Москве.В 1650 году к обители присоединился Донской монастырь, а в 1682-м сам Андреевский включили в состав Славяно-греко-латинской академии ради «просвещения свободных мудростей учения».Указом Петра I в 1724 году монастырь упразднили, а монахов переселили. Вплоть до 1918 года его территория с постройками использовалась для содержания сирот, в качестве тюрьмы, дома для умалишенных, богодельни, размещения классов коммерческого училища. После революции здесь были созданы дома-коммуны от фабрики «Гознак». В 1991 год — указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье.В 1996 году монастырь был передан РПЦ в безвозмездное бессрочное пользование. Собор Воскресения Словущего, построен в период с 1689 по 1703 годы в стиле московского (нарышкинского) барокко. Построен он на месте каменного храма 1648 года постройки. По преданию Федор Ртищев, который скончался в 1673 году, был похоронен в подклете старого храма. После постройки нового собора точное место захоронения было утеряно. Это одноглавый храм, перекрытый сомкнутым сводом, с восьмигранной глухой главой. Он стоит на высоком подклете, который по высоте был почти равен первому этажу келий, которые были когда-то расположены рядом. Собор с запада примыкает к монастырской стене, восточным фасадам выходит во двор. С севера Собор соединялся гульбищем с несохранившимся до наших дней Покровским храмом. С гульбищ во двор спускались две широкие лестницы, которые частично мы можем видеть и сейчас. В XIXв. в концах лестниц поставили крыльца со сложными шатровыми завершениями. Но во время реставрации в конце XX в. эти шатры были разобраны, как искажающие облик древнего здания. Сейчас эти крыльца выглядят аскетично. |