| Церковь Смоленской иконы Божией Матери.Смоленский храм в Софрине был возведён в 1691-1694 годах стараниями нового владельца бывшего дворцового села Фёдора Петровича Салтыкова , породнившемуся с царской династией и пожелавшего украсить свою усадьбу каменной домовой церковью, красота которой подчеркнула бы его высокое положение при российском дворе. Село, стоящее на древней Троицкой дороге из Москвы в Сергиеву обитель, когда-то называлось Супоневым; имя же Сафарино получило, видимо, в конце ХV века, когда эти земли приобрёл купец Иван Сафарин, торговавший в Крыму с иностранцами. Софриным оно стало уже в конце ХIХ века. Как владение Ивана Сафарина, село упоминается в датируемой 1572 годом духовной грамоте Ивана Грозного, который в ожидании появления на свет дочери, обещал передать ей некоторые подмосковные сёла, и в том числе "село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина". В эпоху Смуты Сафарино сильно пострадало, превратившись в деревню, ибо от существовавшей в нём прежде деревянной церкви осталось, согласно Писцовым книгам начала 1630-х гг., лишь "церковное место".В документе 1677 года Сафарино значится дворцовым селом, а спустя семь лет переходит в руки боярина Фёдора Петровича Салтыкова - повелением государей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны. Вскоре здесь поднялись роскошные двухэтажные палаты, а рядом, буквально в нескольких метрах к востоку от них, - красивейший Смоленский храм, выполненный в формах "нарышкинского барокко". В 1730-х гг. Сафарино оказалось в руках графа Михаила Гавриловича Головкина, женатого на племяннице В.Ф. Салтыкова. В 1741 году, по восшествии на престол Елизаветы Петровны, он угодил в опалу и был сослан в Якутию. Изначально Смоленская церковь относилась к типу "иже под колоколы" - звонница была устроена в верхнем восьмерике; отдельной же колокольней она обзавелась гораздо позже. Последней владелицей Сафарина стала Варвара Николаевна Ягужинская. Вскоре посе переезда, в 1808 году, Ягужинская настояла на том, чтобы домовый Смоленский храм получил статус приходской церкви. В нач. 19 века в храме была проведена реконструкция, по завершении которой он лишился обходной галереи.В 1860-х гг. храм расширили, пристроив к основной его части трапезную и колокольню; западной стеной трапезной при этом стала бывшая восточная стена барских палат, из чего можно сделать вывод, что разборка дворца, с использованием его кирпича на строительстве трапезной и колокольни, производилась незадолго до этого. Впоследствии работы в храме продолжились.В начале 1900-х гг. у храма появилась южная пристройка - во втором её этаже освятили Никольский придел, а первый заняла церковноприходская школа. В таком виде Смоленская церковь сохранилась до наших дней. Смоленский храм, прошедший через " изъятие церковных ценностей" в 1922 году, оставался действующим до 1938 года. Бывшая церковноприходская школа по-прежнему занимала первый этаж пристройки, но была преобразована в обычную советскую школу. Именно её учительница инициировала процесс закрытия церкви. Для софринских детей бывший храм (а точнее, его пристройка) оставался школой до конца 1960-х гг. В основном помещении довольно долго располагалось зернохранилище, но уже в 1960-е гг. в помещение бывшего храма жили студенты, мобилизованные на осенние сельскохозяйственные работы. Здание при этом, лишённое какого бы то ни было ухода, ветшало и напоминало руину - главы были срублены, на крыше росли кусты, кирпичная кладка осыпалась.Ситуация изменилась в конце 1960-х годов, в пору активной деятельности Общества охраны памятников истории и культуры. После проведённого тщательного обследования Смоленский храм был реставрирован под руководством исследователя-архитектора Ирины Валентиновны Ильенко. Отреставрированную церковь передали Музею-заповеднику "Усадьба Мураново", который использовал её как фондохранилище. В 1994 году в Софрине при Смоленском храме была зарегистрирована православная община, которой вскоре и была передана эта церковь.В комментарии фото храма |