| Церковь Воскресения Христова на ДебреПервый, тогда деревянный, храм Воскресения, был построен по преданию еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем "мизинным" (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Название церкви - "на Дебре" – связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес.Заказчиком каменного храма был купец Кирилл Григорьевич Исаков с прихожанами. Существует легенда, по которой деньги на постройку церкви были получены нежданным образом: Исаков вел обширную торговлю с Англией. И однажды один из бочонков вместо краски для тканей оказался заполненным золотом. Поставщик посоветовал использовать золото на богоугодное дело.Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выбор именования приделов связан, скорее всего, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, а отца – Григорий.Храм пятиглавый. Кубический объем на подклете имел первоначально позакомарное покрытие. Трехсвятительский придел был увенчан пирамидой мелких кокшников. Храм с трех сторон окружала галерея с открытыми арками. В сороковые годы XVIII века оконные проемы четверика были растесаны, позакомарное покрытие заменено на четырехскатное, арки галереи закрыли кирпичами. Трехчастное деление храма акцентировано пучками полуколонок на углах здания и сдвоенными полуколонками на фасадах. Своды паперти поддерживают столбы кувшинообразной формы.В 1652 году храм был расписан, по мнению современных исследователей, артелью костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими мастерами Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным вместе с Силой Савиным (роспись Трехсвятительского придела). Очевидно, в конце XVII в. фасады церкви были расписаны «травами» и «бриллиантовым рустом»: покраской стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными диагоналями на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создавало впечатление объемности.Стены церкви Воскресения на Дебре были сплошь покрыты фресками. Сейчас они лишь угадывается под подновлениями 1870 г. Уцелели росписи паперти и небольшие фрагменты в барабанах центрального четверика, а также отчасти стенная живопись Трехсвятительского придела, принадлежащая кисти Гурия Никитина.Резной иконостас из Трехсвятительского придела - выдающееся произведение резного искусства. Он покрыт тончайшим растительным орнаментом, выполненным в невысоком рельефе.Церковь Воскресения на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы. В советское время храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным собором. В это время здесь хранилась самая древняя и почитаемая икона Костромы - чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, которой благославляли на царство Михаила Романова. Сейчас эта икона в Богоявленском монастыре.Одновременно с храмом были сооружены Святые ворота. Ворота монументальны и массивны, их некоторая асимметрия привносит ощущение динамики в общую композицию ансамбля. Святые ворота решены как арка и украшены ширинками с резными белокаменными клеймами с изображениями зверей и птиц: льва (олицетворяет грядущее Воскресение и является бдительным стражем святыни), единорога (символизирует чистоту и девственность), алконоста (птица с головой человека в короне или остроконечной шапке, прообразно означал души праведников), пеликана и орлов. Пеликан, «неясыть пустынная» - символ бессмертия. |