| Башня «Дуло»Это самая величественная башня крепости, ее фото традиционно помещают во всех изданиях по истории русской архитектуры. Существуют две версии происхождения названия башни: первая, башня была названа по имени предводителя татарского войска, убитого с этой башни стрелой, и вторая - напоминает ствол пушки. Выстроена она в стратегически самом ответственном месте – в юго-западном углу монастыря, защищая подходы от реки Москвы. Произведенные исследования кладки башни «Дуло» и примыкающих к ней стены западного и южного прясла, указывают на одновременность их постройки. И это время 1630-1640-х годов, хотя часть исследователей приписывают авторство башни Федору Коню и время постройки, естественно, конец XVI в., но это сомнительно. Время постройки стен и башен Симонова монастыря совершенно определенно устанавливается на основе забытого источника - дополнение 1647 г. к Хронографу 1617 г., где в повествовании о строительных заслугах царя Михаила Федоровича сказано: «созданы быша в честных обителях Московских у Спаса на Новом и у пречистыя в Симонове ограды каменныя... в пятое десятерице втораго ста осмыя тысящи лет». Следовательно, каменную ограду Симонов монастырь получил в царствование Михаила Федоровича в 1642 году. Это 16-гранная башня с лопатками, выступающими из плоскости на полкирпича. Башня имеет три ряда бойниц, расположенных в шахматном порядке. Толщина стен из большемерного кирпича с применением белого камня доходит до 2,5 м, внутренний смотрильней. В 1680-х годах над башней (и над всеми другими башнями) был сооружен кирпичный диаметр равен 13,8 м по нижнему ярусу. С внутренней стороны стены башни прорезаны в три яруса вперебежку глубокими камерами боя с площадками перед бойницами, образуя жёсткую сотоподобную конструкцию. Наверху по окружности башни устроена галерея. В основаниях галереи прорублены навесные бойницы-машикули для верхнего наклонного боя. Краснокирпичная кладка простенков между бойницами декорирована белокаменными вставками в шахматном порядке. Первоначально она была перекрыта деревянным шатром с опорой на восьмигранный столб с лестницей внутри (утрачен), который поднимался в середине башни и выше кровли заканчивался деревянной шатёр на многогранном арочном основании, завершённый двухъярусной башенкой, перекрытой куполом. Устои аркады, несущей шатёр шестнадцатигранника, оформлены пучками пяти полуколонн с перехватом. Шестнадцать рёбер высокого шатра прорезаны внизу арочными слухами-люкарнами в наличниках с треугольными фронтонами, а вверху – щелевидными проёмами, и акцентированы тягами-гуртами. Двухъярусная смотрильня оформлена в том же стиле: нижний ярус её утяжелён пучками полуколонок и подчёркнут в основании поясом ширинок, а рёбра верхнего акцентированы трехчетвертными колонками, что в целом характерно для нарышкинского барокко. Шатёр и купол были покрыты красной черепицей. К концу XIX века черепичное покрытие обветшало и было заменено на железное, черепицей покрыт только купол башни. На куполе в 1830-х годах был установлен флюгер в виде парящего в воздухе ажурного ангела (утрачен в первой четверти ХХ века). Со временем башню стали использовать для хранения зерна и муки и называть Хлебодарной. |