| Жанр(Из архива). Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Московская область город Звенигород.
Саввино-Сторожевский монастырь назван по горе Сторожи, на которой он был основан (гора нареклась так из-за воинской стражи, наблюдавшей с нее за окрестностями), и имени его основателя, одного из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Савва, покинув Троицкую обитель и взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери, отправился в Звенигородский удел. У впадения речки Разварни в Москву присмотрел подходящее место, «словно небесный рай, благоухающими насаждено цветами», пал со слезами на колени перед иконой и вознес молитву, прося благословения. Здесь в 1398 году и был заложен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, с которого и началась Саввино-Сторожевская обитель.
Но уже в 1405 году, взамен деревянного, был воздвигнут крестовокупольный четырехстолпный одноглавый белокаменный собор — один из немногих сохранившихся памятников раннемосковского зодчества. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Паперти и придел во имя преподобного Саввы Сторожевского пристроены в середине XVI века. Век спустя паперти и придел перестроены, в то же время надстроена ризница. В соборе сохранились иконостас и росписи середины XVII века, для создания которых в свое время быта приглашены «царские жалованные и кормовые изографы» - лучшие мастера иконного цеха Оружейной палаты Кремля. Некоторые из них до этого участвовали в росписи Успенского собора Кремля (1642 год), а уже после Звенигорода — кремлевского Архангельского собора (1652 и 1666 годы). Всего Рождественский собор расписывали 29 иконописцев, возглавлял их один из лучших изографов своего времени Степан Григорьев Рязанец, а руководил работами знаменщик Оружейной палаты Поликарп Тимофеев. Одновременно для собора писалось и «стенное письмо», а в Москве — иконы.
Стоит отметить, что первоначально собор был расписан фресковой живописью — скорее всего, мастерами из круга Андрея Рублева (который тоже, вероятно, бывал в Звенигороде — именно здесь в 1918 году был обнаружен его знаменитый «Спас»). Фрагменты первоначальных фресок в 1913 году были найдены на белокаменной алтарной преграде за пятиярусным иконостасом. Интересно, что над западным храмовым входом обычно изображали Страшный Суд, как напоминание о неизбежности наказания за грехи, однако в соборе Сторожевского монастыря место это занимает композиция Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырское предание гласит, что такое нарушение канона было допущено по личному распоряжению государя Алексея Михайловича. Росписи придела иллюстрируют житие преподобного Саввы. В соборе хранятся мощи преподобного Саввы, вернувшиеся в монастырь после восстановления иноческой жизни. Богослужения здесь возобновлены в 1995 году.
Справа (на фото) хорошо виден дворец царя Алексея Михайловича. Слева – большой Келейный корпус.
(Журнал Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь.).
Модель камеры: Canon PowerShot A570 IS
Снимки, сделанные этим устройством
Объектив: 5-23mm
Выдержка: 1/500 сек
Диафрагма: f/5.6
Фокусное расстояние: 5.8 мм
ISO: 80
Компенсация экспозиции: 0 eV
Вспышка: не сработала
Время съёмки: 25 апреля 2009, 10:48
Программа: PhotoScape |