Покровский мужской монастырь

Покровский мужской монастырь

Дата публикации: 10 января 2014
Просмотров: 649

 
+90
Фото нравится: +90

 

 

 

Комментарии (10)
Виктория Колесникова # 10 января 2014 в 05:40


Внутренний дворик монастыря


Окна монастырские вечером
Виктория Колесникова # 10 января 2014 в 05:42
Первоначально монастырский храм был приходским, который был построен казаками, проживавшими в небольшом посаде и на ближайшем хуторе на северо-западной стороне реки Лопань. Сей храм является одним из старейших сооружений в Харькове и только лишь уцелел из-за строительства В 50-Х годах ХVII столетия пограничной крепости, с которой начинался город. Воздвигнут храм в 1689 году, но имена основателей неизвестны. В основании храма находится подклеть, окруженный открытой аркадой. В подклете расположены однопрестольные два теплых храма: Крестовоздвиженский высотой В 6 метров перекрытый крестовыми сводами и другой – во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. На верхнем этаже возвышается одно-престольная летняя церковь в честь Покровы Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом устроена усыпальница, в которой хоронили представителей местной знати.
Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана галереей (большим коридором). В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню.
В 1709 году по указанию российского императора Петра 1, посетившего Харьков, крепость была расширена В северном направлении, и Свято-Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший до этого земельный участок церковь принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Феодору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных построек и было начато недалеко от храма строительство большого двухэтажного каменного дома с подвалом.
В 1709 году владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Ф.Шидловского), а участок с садом и находящимися к ним строения был отдан князю Кантемиру.
В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания (Тихорского) и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М.Голицына был создан Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Славяно-греко-латинской школой, позже преобразованный в Харьковский Коллегиум. Последний был крупнейшим центром просвещения Слободской Украины до начала XIX века.
Свято-Покровская церковь при этом в 1729 году стала монастырской и коллегиумской. В начале ее отремонтировали, украсили внутри, а затем снабдили церковной утварью.
В 1732 году на колокольне поместили колокол весом 1,6 тонны.
Кроме богословия и философии с 1765 года в Коллегиуме преподовали для светских лиц историю, географию, геодезию, физику, риторику, русский, славянский, латинский, греческий, французский, немецкий языки.
Выпускниками Харьковского Коллегиума были видные деятели науки и культуры: поэт-библиотекарь императорской публичной библиотеки Н.И.Гнедич, автор перевода на русский язык «Илиады» Гомера; физик В.В.Петров, историк М.Т.Каченовскйй, медики Е.И.Мухин и Г.Й.Базидевич и другие.
В 1799-1800 гг. верхний храм преобразовали в кафедральный собор, а нижняя часть храма продолжала служить коллегиумокой. В соборной церкви находилась чтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Озерянская», которую переносили с 30 сентября по 22 апреля из Куряжского мужского монастыря Крестными ходами.
Явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Озерянской» относится в 1710 году, в котором положено основание монастыря в Озерянке. По Преданию эта икона была обретена в конце ХVI века во время татарских набегов в Украину.
Господу было угодно прославить Озерянское место, находящееся от села Мерефы в трех верстах явлением святой иконы Пресвятой Богородицы.
В Харьковской Духовной консистории находятся документы, в которых говорится: «В сем Куряжском монастыре есть прославленная В давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской.
Один из жителей села, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу при корне дерева, здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину, и сложивши оные, поставил в приличном месте и усердно оному помолился, оставив свою работу.
На другой день, рано утром, он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения и была сращена (и была одета – прим.В.К.),а на самом месте заструился ключ чистой воды».
Благочестивый иерей Феодор, настоятель храма Рождества Богородицы, духовно обрадованный явлением чудотворной иконы Богоматери, донес о сем событии своему архипастырю, митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию и с его благословения построил возле явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где была явлена икона.
В 1794 году икона была перенесена в Спасо-Преображенский Куряжский мужской монастырь. Когда монастырь вскоре был закрыт, тогда образ перенесли в Харьков в Свято-Покровскую училищную церковь, где пребывала восемь лет. В начале XIX столетия Куряжский монастырь был снова восстановлен и по просьбе братии обители чудотворную икону «Озерянскую» возвратили из Харькова в обитель.
В ризнице Свято-Покровского монастыря хранилось много памятников церковной утвари: напрестольная Евангелие, кресты, подсвечники и другие предметы. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и граждане, в том числе из рода Квиток, участник Отечественной войны 1812 года генерал от кавалерии князь В.В.Орлов-Денисов и другие.
В 1820-1826 гг. при возведении нового архиерейского дома соорудили между ними и храмом галерею-переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 году позолотили купола и кресты.
В 1846 году кафедральным собором в Харькове стала Свято-Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Свято-Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь архиерейского дома. В 1844-1854 годы храм расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-1874 годы расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры, а чугуевский живописец И. Бунаков выполнил настенные росписи.
Незабываемой страницей в духовном просвещении народа являлась многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарова) – хранителя христианского просвещения, открывшего более 60 храмов, благоустроившего духовные школы и основавшего богословско- философский журнал «Вера и разум» и украсившим монастырь величественным храмом в честь Озерянской иконы Божией Матери.
Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери с боковыми пределами – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где нашел себе место упокоения владыка Амвросий и другие епископы: Христофор (Сулима), Алоллос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), также в усыпальнице Свято-Покровского храма почивали святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем еще – архипастыре, бессребрянике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб святителя был поставлен в алтаре нижнего храма обители.
В 1978 году святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован Русской Православной Церковью, имя которого было внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Никодима (Руснака), митрополита Харьковского и Богодуховского.
Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившиеся в обители были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работой.
Огромную ценность представляли собой кресты ХVII века с мощами святых Киево-Печерских угодников и резной кипарисовый крест работы ХVII века. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на Библейские темы.
В монастырской библитеке находились редчайшие издания: Острожская Библия печати 1581 года. Октоихи Московской печати 1618, 1683 годов, Требник Петра (Могилы), митрополита Киевского печати 1646 года, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое.
В числе монашествующей братии в 1751 году находилось 11 иеромонахов, четыре иеродиаконов и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокурные заводы, скотные дворы и земельные угодия.
На протяжении XIX века и начала XX в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Руково¬дили ими епархиальные архитекторы: Краевский, которого сменил Ф.И. Данилов, В.Х.Немкин, занимавший должность до 1906 года, внесший в храмостроение Харьковщины огромный вклад, в том числе и в Свято-Покровский монастырь. По его проекту в обители построены церковь в честь иконы Божией Матери Озерянская, дом настоятеля с главными воротами, корпус келий с трапезной и квартирой для высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня и несколько жилых и служебных зданий.
В 1922 году советской властью обитель была закрыта. Монастыр¬ское имущество было разграблено, уничтожены уникальные духовные ценности и библиотека; осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады и военкомат. Свято-Покровская церковь использовалась разными организациями беспорядочно, что привело к разрушению. Первая попытка ее реставрации была предпринята в 50-х годах XX столетия.
В период закрытия монастыря многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке Фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.
15 января 1990 года, благодаря трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Никодима (Руснака), митрополита Харьковского и Богодухов-ского, властями было принято решение и возвращении монастырских сооружений и территории.
Через два года 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании епархиального управления, состоялся исторический Харьковский Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака). Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
9 октября 2000 года, в день празднования памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной Семинарии, ректором которой стал Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский.
На сегодняшний день возрождаются В обители не только воссозданные храмы, но и ее насельники. Братия, число которых постепенно возрастает, стремятся подвигом веры и труда прославлять имя Господне в ревностном послушании, милосердии к страждущим в непрестанной молитве, освящающей, невидимо охраняющей и укрепляющей православный народ.
Среди братии монастыря находятся иноки с высшим образованием, полученные ими знания в инженерной, архитектурной и медицинской сферах, которые находят свое применение на послушаниях.
Обитель пополняется уникальными святынями.
Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнейшим Никодимом, митрополитом Харьковским и Богодуховским было передано бесценное духовное сокровище – киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со Святой горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокадневной молитвы…
А также частицы святых мощей: святого пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, святого апостола Андрея Первозванного, святого апостола и евангелиста Луки, святой равноапостольной Марии Магдалины, святителя Иоанна Златоуста, святого Григория Богослова, святителя Василия Великого, святой великомученицы Варвары, преподобного Сергия Радонежского, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многие другие, всего более 50-ти.
Анатолий Восточный # 10 января 2014 в 07:52
Красиво.....
Виктория Колесникова # 10 января 2014 в 17:05
Спасибо,Анатолий!!! smile
Александр Лиманский # 10 января 2014 в 08:36
Ай, молодца! И красиво, и интересно!
Виктория Колесникова # 10 января 2014 в 17:07
Спасибо Александр!!!Захотелось добавить историю самого монастыря. angel
Vладимир Z Беляков # 10 января 2014 в 16:27
ЗДОРОВО!!!!
Виктория Колесникова # 10 января 2014 в 17:07
Спасибо Владимир!!! smile
Александр # 2 февраля 2014 в 14:39
Спаси и Сохрани!!! 5!
Виктория Колесникова # 2 февраля 2014 в 20:57
Спасибо,Александр!!!
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Саратов
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Ялта
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
ни разу не... Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург