Собор Богоявления Господня.

Собор Богоявления Господня.

В 1821 году в Ниловой пустыне было начато строительство нового Богоявленского собора по проекту И.И. Шарлеманя, закончившееся вчерне к 1833 году. Собирая документы для реставрации Богоявленсого собора, М.Г. Карпова установила весьма любопытный факт. И.И. Шарлемань вначале предложил свой проект на конкурс для Исаакиевского собора, но его замысел не удовлетворил петербургские власти, и проект почти без всякого изменения осуществили в Ниловой пустыни. И.И. Шарлемань был только автором проекта, возводилось же здание под наблюдением каменных дел мастера А.Д. Боттани. Строительство велось очень интенсивно: в течение одного года старый собор сломали и заложили фундаменты для нового, "чтоб скласть в оной пустыни по одобренному плану и фасаду Соборную каменную церковь с колокольнею... особым смотрением каменных дел мастера, в четыре, а по крайней мере в пять лет..." подрядились каменщики с артелями - Стрельцов Василий Семёнов из города Подольска и Малинин Агафон Косьмин, уроженец деревни Старково Судогдольского уезда Владимирской губернии. Окончательная отделка интерьера затянулась на долгие годы. По своей пышности он превосходил многие дворцовые и культовые позднеклассические сооружения столичной архитектуры. Над его убранством трудились не только осташковские, но и привлечённые из других мест мастера. Некоторые проекты по отделке интерьера выполнялись тверским губернским архитектором Иваном Фёдоровичем Львовым. По своему типу Богоявленский собор близок к трёхнефным базиликальным постройкам, увенчан пятью куполами (шестой, надалтарный, купол - поздний), с запада в его объём вкомпонована четырёхярусная колокольня, а фасады украшают мощные шестиколонные тосканкие портики. Центральный высокий световой барабан оформлен полуколонками с ионическими капителями и опирается внутри на огромные пилоны сложной конфигурации. Остальные четыре барабана - низкие, глухие, почти без всякого декора и широко расставлены по углам. Вместе с центральным они пирамидой завершают здание. Надо сразу заметить, что основной объём здания рассчитан больше на восприятие его с озера. Находясь же на парадном дворе, трудно охватить взором всё грандиозное сооружение. Своими тяжёлыми массивными портиками и большими плоскостями стен, расчленённых лишь световыми проёмами, собор, стоящий на высоком гранитном цоколе, подавляет зрителя - хочется отойти подальше, чтобы лучше рассмотреть его. И только попав внутрь, по-настоящему начинаешь понимать, как он огромен. Сквозь яркие потоки света центрального барабана и окон противоположная стена кажется тонущей в дымке. Вероятно, желанием как можно больше осветить интерьер центрального нефа и можно объяснить устройство шестого, надапсидного купола во второй половине 19 века. Все стены, столбы и пилястры были отделаны искусственным разноцветным мрамором. По верху шёл широкий лепной карниз с золочёными деталями пышного орнамента. Столбы завершались лепными капителями, своды и купола покрывала светлая темперная роспись с архитектурным орнаментом, выполненным в технике гризайль, в нишах стояли серебряная и золочёная раки со "святыми мощами".

Дата публикации: 1 августа 2019
Просмотров: 399

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Фотограф Звездный
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Омск
 ()
Фотолюбитель Усть-Кут
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва