|
Церковь Алексия, человека Божия в Красном селе.Названия храма и монастыря связаны с именем их основателя и покровителя митрополита Киевского и всея Руси Алексия, жившего в XIV в. По его воле в 1360-е гг. на церковных землях недалеко от Кремля был построен сначала деревянный храм во имя Алексия, а затем основан и монастырь, первыми монахинями которого были родные сестры митрополита. После пожара 1547 г. Алексеевский монастырь был перемещен в другой район Москвы — Чертолье и возобновлен в месте, где стояла старая церковь Зачатия святой Анны, от чего в народе Алексеевский монастырь стали называть и Зачатьевским. В 1837–1838 гг. в связи с тем, что именно на месте расположения монастыря было решено возводить храм Христа Спасителя, монастырь снова переносят в другую местность, на этот раз на окраину Москвы в Красное село. Все здания монастыря, в том числе и храм Алексия, человека Божия, были разобраны. В новом месте, где разместили монастырь, с этого времени он стал называться Ново-Алексеевским, была небольшая приходская Крестовоздвиженская церковь, в ней в 1841 г. один престол освятили в честь Алексия, человека Божия. Но монастырь нуждался в отдельном соборном храме. Поэтому 1853 год ознаменовался строительством в центре монастырских земель нового храма с главным престолом во имя монастырского святого Алексия по проекту известного по тем временам архитектора М.Д. Быковского. Особенностью этой постройки была огромная схожесть с храмом Христа Спасителя.Алексеевская церковь, возведенная в русско-византийском стиле, как бы подтверждала связь двух храмов-современников, указывая на общность места храм Христа Спасителя построен на бывшей территории Алексеевского монастыря). Алексеевский храм имеет прямоугольную форму с ризалитом (выступом той же высоты, что и основное здание) по центру и тремя полукруглыми апсидами. Завершает его огромный купол (здесь даже повторяется мотив пояса купола храма Христа Спасителя) на внушительном как по ширине, так и по высоте, световом барабане. Поскольку Быковский был приверженцем именно русской национальной архитектуры, то декор храма изобилует мотивами древнерусского зодчества. Два придела храма Алексия, человека Божия, освящены в честь Грузинской иконы Богоматери и прп. Павла Латрийского. В 1899 г. архитектор А. Латков несколько изменил обветшавшую Алексеевскую церковь, закрыв паперть, перестроив хоры и устроив ризницу. К началу ХХ века в монастыре было четыре храма: Крестовоздвиженский(1692 г.), Алексия, человека Божия, Всех Святых (1891 г.) и Архистратига Михаила при больнице (1879 г.). 1926 г. стал годом закрытия Ново-Алексеевской обители Из них советский период пережили только два - Всехсвятский и Алексеевский.Всехсвятский храм использовался под архив и как производственное помещение. Самый древний храм Крестовоздвиженский использовался под нужды ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии). Алексеевский храм был переоборудован под Дом пионеров, икона Грузинской Божией Матери была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Там, где было монастырское кладбище, был разбит пионерский парк. В 1970-е годы храм Архистратига Михаила был снесен, на его месте возвели жилой дом. Во второй половине 1980-х годов по бывшему кладбищу была проложена автомагистраль, которая в настоящее время является частью третьего транспортного кольца. Лишь в 2000 г. храм Алексия, человека Божия, в Красном селе был возвращен верующим. С 2002 г. начались реставрационные работы, возобновились богослужения. |
Дата публикации: 5 апреля 2022 |
Фото нравится: +119 |
Доброго Вам вечера,Валерий!