Их называют «Золотыми» из-за обилия золотых орнаментальных деталей. Но они удивительны не столько обилием позолоты, сколько своей ажурностью, великолепием причудливого барочного рисунка. Богато оформленные Золотые ворота с коваными ажурными решетками, соединяющими Циркумференции, превращают двор в характерный образец парадного курдонера. Речь идет о трех воротах, которые соединяют корпуса циркумференций между собой в центре и с Екатерининским дворцом по сторонам. Открыв любую книгу о дворцах и парках г. Пушкина, можно прочитать в ней, что эти ворота были выкованы мастерами Сестрорецких оружейных заводов по рисункам В. В. Растрелли. Но полностью ли это соответствует истине? В 1747 году императрица Елизавета впервые повелела «Ворота и решетки сделать железные и местами вызолотить, чему чертежи у архитектора Чевакинского учинены и тем решеткам для дела на Сестрорецких заводах иноземцу дан, кроме ворот». Этот указ относится к тому периоду «великой царскосельской перестройки», который начался в 1743 году, когда архитектурии ученику Андрею Квасову было поручено перестроить и увеличить в размерах «дом о 16 светлицах», оставшийся еще со времени Екатерины I. В 1745 году для помощи Квасову в Царское Село переводится более опытный строитель С. И. Чевакинсий, который фактически берет руководство строительством в свои руки. Но с 1747 года в строительство все активнее привлекается обер-архитектор В. В. Растрелли, все чаще Елизавета отменяет уже утвержденные проекты Чевакинского, утверждая взамен их проекты Растрелли, который постепенно выступает на первый план в проектных работах по Большому дворцу. Может быть, именно так получилось и с изготовлением ворот? Ворота в годы немецкой оккупации города Пушкина серьезно пострадали. Вскоре после войны ленинградские реставраторы сумели вернуть им исторический вид, который теперь вновь нуждался в восстановлении. Теперь, после реставрации ворот, оба флигеля, а вместе с ними и весь Екатерининский дворец приобрели композиционно завершенный и более историчный вид.
Богато оформленные Золотые ворота с коваными ажурными решетками, соединяющими Циркумференции, превращают двор в характерный образец парадного курдонера.
Речь идет о трех воротах, которые соединяют корпуса циркумференций между собой в центре и с Екатерининским дворцом по сторонам. Открыв любую книгу о дворцах и парках г. Пушкина, можно прочитать в ней, что эти ворота были выкованы мастерами Сестрорецких оружейных заводов по рисункам В. В. Растрелли. Но полностью ли это соответствует истине?
В 1747 году императрица Елизавета впервые повелела «Ворота и решетки сделать железные и местами вызолотить, чему чертежи у архитектора Чевакинского учинены и тем решеткам для дела на Сестрорецких заводах иноземцу дан, кроме ворот».
Этот указ относится к тому периоду «великой царскосельской перестройки», который начался в 1743 году, когда архитектурии ученику Андрею Квасову было поручено перестроить и увеличить в размерах «дом о 16 светлицах», оставшийся еще со времени Екатерины I.
В 1745 году для помощи Квасову в Царское Село переводится более опытный строитель С. И. Чевакинсий, который фактически берет руководство строительством в свои руки. Но с 1747 года в строительство все активнее привлекается обер-архитектор В. В. Растрелли, все чаще Елизавета отменяет уже утвержденные проекты Чевакинского, утверждая взамен их проекты Растрелли, который постепенно выступает на первый план в проектных работах по Большому дворцу. Может быть, именно так получилось и с изготовлением ворот?
Ворота в годы немецкой оккупации города Пушкина серьезно пострадали. Вскоре после войны ленинградские реставраторы сумели вернуть им исторический вид, который теперь вновь нуждался в восстановлении.
Теперь, после реставрации ворот, оба флигеля, а вместе с ними и весь Екатерининский дворец приобрели композиционно завершенный и более историчный вид.