|
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ: Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория[1] стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. |
Дата публикации: 21 марта 2022 |
Фото нравится: +50 |
«Святитель ГРИГОРИЙ ПАЛАМА: спор о Свете в сумерках империи»:
... Тихая жизнь в монашеском уединении продолжалась недолго – с 1335 г. до 1347 г. св. Григорий был вынужден вступить в напряженную богословско-догматическую полемику, получившую в церковной истории название “паламитских споров”. На первом этапе (1335-1341 гг.) противником св. Григория был блестяще образованный, но гордый, самолюбивый и дерзкий монах Варлаам Калабрийский.
Варлаам был родом из Италии, где изучал схоластическое богословие и философию в латинских школах. С одной стороны Варлаам слишком полагался на разум и знание, считал, что христианам философия так же необходима, как и Божественное откровение. С другой стороны, Варлаам был скептиком и считал, что Бог непознаваем для человека, в земной жизни возможно лишь очень приблизительное, символическое видение Бога, Которого человек увидит лишь после смерти.
Варлаам написал ряд сочинений, в которых подверг едкой критике специфическую, психосоматическую практику умной молитвы исихастов, а самих монахов – исихастов объявил последователями древней ереси мессалианства.
В ответ св. Григорий написал в период 1338-1341 девять слов против Варлаама, разделив их на три триады, а также составил в 1340 г. “Святогорский Томос в защиту священно-безмолствующих”. В споре с Варлаамом св. Григория поддержал Констанинопольский Патриарх Иоанн Калека, ставший позже его злейшим врагом, царица Анна и её сын Иоанн Палеолог, великий доместик, будущий император, Иоанн Кантакузин, а также византийские и афонские монахи.
Варлаам нашел поддержку в ученой среде – прежде всего в лице философа и богослова Григория Акиндина, бывшего вначале другом и единомышленником св. Григория Паламы и историка Никифора Григоры.
В этих спорах дискутировались не только вопросы, связанные с практикой исихазма. Главной темой споров было учение св. Григория о “нетварных энергиях”, посредством которых Бог действует в земном мире. Бог в Своей сущности обитает в “неприступном свете”, Его сущность непостижима человеческим ведением и не сообщается тварному миру. Однако Бог сообщает Себя миру и человеку через Свои действования, или энергии. “Ибо согласно отцам, как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает все”.
Этой нетварной энергией был Фаворский свет, которым был осиян Спаситель во время Преображения и который видели апостолы. Этим же светом может быть осиян подвижник, достигший блаженного состояния обожения.
“Так же воссияют праведники, как Господь воссиял на горе, и царство их будет не тварное и не совершенно иное, а то же самое, что и Его…О, кто воспоет достойно, единородное Слово Божие, силу Твоего пришествия на землю? Ведь на Божественном твоем жертвеннике возжигается не чуждый, земной огонь, а в другом смысле чуждый — небесный, передаванием хранимый неугасимо, который Ты пришел заронить на землю по несравненной бездне человеколюбия, которого причащаются служащие духи и от которого бегут демоны, который Моисей увидел на терновнике и которым Илия был восхищен от земли, который сонм апостолов Твоих видел изливающимся от Твоего тела и которым был озарен Павел, из гонителя обратившийся в ученика, который есть сила воскрешения и действие бессмертия, сияние святых душ и соединение всех словесных сил”.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
... В 1354 г. св. Григорий отправился по морю в Константинополь с целью примирить Кантакузина и Палеолога. Но его корабль подвергся нападению турецких пиратов, и св. Григорий на год оказался в турецком плену. Он со смирением перенес испытание, и считал, что Сам Бог направил его к туркам, чтобы возвестить им веру Христову.
В “Послании своей Церкви”, а также в двух сохранившихся текстах “Собеседований” св. Григорий повествует об обстоятельствах своего пленения и спорах о вере, которые он вел с мусульманами, рискуя потерять жизнь. Эти тексты являют нам образец твердой и принципиальной позиции христианина в верности евангельскому благовестию, одновременно мудрому и уважительному отношению к людям, исповедующим иную религию.
“Один из них (турок), – повествует св. Григорий - сказал: «Настанет когда-нибудь время, когда мы придем к согласию друг с другом». И я согласился с этим и высказал пожелание, чтобы такое время пришло как можно скорее. Но почему я сказал это людям, которые с точки зрения веры живут сейчас иначе, чем будут жить, когда такое время наступит? Я согласился, потому что вспомнил слова апостола о том, что «перед именем Иисуса Христа преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедовать, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Рим.14:11; Флп.2:10-11); это будет, во всяком случае, во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа”.
После освобождения от турок и возвращения к своей пастве свт. Григорий мирно правил своей епархией до 1359 г. ( или 1357 г.). К этому времени относятся его “Омилии” или Поучения, по праву считающиеся шедеврами церковного красноречия. Скончался св. Григорий 14 ноября 1364 г. в возрасте 63 лет.
В 1368 г. Синод Констанинопольской Церкви прославил его в лике святых и включил имя св. Григория в церковный календарь.
Честные мощи св Григория были положены в кафедральном соборе св.Софии в Фессалониках. После захвата города турками и обращении храма в мечеть мощи Григория Паламы были вначале перенесены в монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор города.
С 1890 они хранятся в новом кафедральном соборе. города, освящённом в 1914 г. в честь св. Григория.
С XX в. к изучению богословскому творчеству св. Григория, и, в целом, к исихазму и православному мистицизму, проявляется большое внимание и интерес, как среди православных, так и инославных христиан...
Жизненный пример и учение св. Григория Паламы не теряет своей актуальности для современных христиан, поскольку являет собой живой опыт непосредственного общения с Богом в молитве и аскетического подвига, направленного на преображение своего внутреннего духовного мира при помощи действия Божественной благодати, ниспосылаемой человеку Богом как величайший дар Его любви.
(Протодиакон Константин Маркович)
(с сокращениями)
[Link]
Вечером напишу, а то уже опаздываю...
Спасибо,Елис!
Если нажмёшь на метку "Престольный праздник", то увидишь ещё два фото этого дня... А так есть и ещё...