| А вот и Чернышов (Ломоносовский) мост для комплекта к Калинкину мостуОдним из самых красивых мостов Петербурга –- мост Ломоносова (бывший Чернышов), расположенный в створе одноименной улицы.
Мост возник в рамках проекта регулирования реки Фонтанки. Проект был разработан инженером В. Назимовым в 1770-м году, но к его реализации приступили только через 10 лет. Строительством руководил сперва генерал Ф. Бауэр, а после его смерти -- инженеры И. Н. Борисов и К. Ф. Модерах.
В течении 1780-1789 годов русло Фонтанки было углублено (а в некоторых местах и спрямлено), берега облицованы гранитными блоками чистой тески, сооружены спуски к воде с пологими пандусами.
В рамках проекта в 1784-1787 годах началось возведение мостов через Фонтанку. Первоначально предполагалось построить шесть мостов (Симеоновский, Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин). Однако, уже в ходе реализации проекта к ним прибавился Екатерининский мост, вскоре переименованный в Чернышов. Для его строительства пришлось разобрать недавно законченную набережную.
Все мосты строились по единому проекту, по всей вероятности разработанному инженером Ж.- Р. Перроне Они имели три пролета. Боковые пролеты были сделаны из камня, а средний -- разводной, из дерева. Механизмы подъема полотен разводного пролета располагались на мосту в каменных башнях.
Элегантные мосты стали превосходным украшением города, но к сожалению, до наших дней из семи мостов дошло только два, да и за сохранение этих мостов пришлось упорно бороться.
Первое покушение на Чернышов мост произошло в 1826-м году, когда был утверждён проект его перестройки. Предполагалось перекрыть средний пролёт чугунными сборными ящиками-клиньями, а полотнища разводного моста и надмостные башни демонтировать. К счастью, проект этот был не реализован.
В дальнейшем, новые проекты перестройки моста появлялись в 1894, 1896, 1903, 1905, 1906 и 1907 годах. В 1907-м году Городская дума одобрила проект постройки нового стального моста, разработанный инженером Г.Г.Кривошеиным и архитектором В.П.Апышковым. Старый мост при этом предполагалось разобрать.
На защиту Чернышова моста встали Академия художеств и Общество архитекторов-художников. Благодаря их настойчивости внешний вид моста удалось сохранить. В 1912-м году была проведена реконструкция по проекту архитектора И. А. Фомина и инженера А. П. Пшеницкого. Деревянная разводная часть моста была заменена перекрытием из стальных балок.
А в 1915-м году на мосту встали четыре каменных обелиска с шестигранными фонарями.
При проектировании И. А. Фомин рассматривал разные варианты декора фонарей. Победил проект с очаровательными крылатыми коньками-гиппокампами.
В 1948-м году Чернышов мост был переименован в мост Ломоносова. |