|
Чистый четверг, Великий четверг...ЦИТАТА ДНЯ: Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню, а потому, что люди приходят, исповедуются и причащаются. ************************************************************************** https://azbyka.ru/days/2021-04-29 ************************************************************************** Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами. (прп. Исаак Сирин) |
Дата публикации: 29 апреля 2021 |
Фото нравится: +61 |
Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры – Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.
Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Тайная вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.
Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской Пасхи имел прообразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий – Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.
Господь преподает нам Себя в Таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни – приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.
Тайная вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: Он омывает апостолам ноги.
Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.
"Господи! – воскликнул Пётр, – Тебе ли умывать мои ноги?" На это Христос ответил: "что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.
И в наши дни в Великий Четверг за архиерейским богослужением порой совершается обряд омовения ног. По окончании Литургии при чтении Евангелия об омовении ног архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.
По традиции в Русской Православной Церкви Её Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в Таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после Таинства Крещения, через миропомазание новокрещённый обретает полноту даров благодати Святого Духа.
После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: "сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание". Взяв чашу и благословив её, сказал: "пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".
В скромной Сионской горнице происходит великое чудо: человек, некогда отвергший Бога, вновь приобщается к Богу – Источнику Вечной Жизни.
В четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…" Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной вечери, ныне совершающейся в храме…
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, представляющих нам все часы последних дней земной жизни Спасителя, мы станем свидетелями и величайшего события человеческой истории – Славного Христова Воскресения.
[Link]
Ведь кто-то уверен, что уж он точно будет оправдан на суде, но зря надеется... А кто-то, возможно, за одно-единственное благое дело, но не по тщеславию, а по любви к ближнему сделанное, будет прощён за все его прошлые неблаговидные поступки...
Самое сложное, но и самое спасительное - простить (по-настоящему, не на словах) ненавидящих и обижающих нас! И не только простить, но и помочь им в беде, если таковая случится...
А если серьёзно... Какая же ты умница, Лиза! Золотые слова сказала..!
С каким милосердием не войдешь в жизнь вечную:
За что Христос обличал фарисеев? Почему разумные девы не поделились маслом? Почему получивший меньше всех — 1 талант — еще и остался виноватым?
Страстной вторник, утро: Христос обличает ханжей
Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ:
— Господь приходит в главный храм Иерусалима и обличает там ханжей-фарисеев (Мф. 22: 15 – 23: 39).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» — и так восемь раз.
Суд Божий начинается со священства, поэтому Господь так резок с теми, кому доверено было быть пастырями (больше в Евангелии Он ни с кем никогда так сурово не говорил), говорить об истинном Боге, но кто сам не поверил, и лжеучительствовал.
Страстной вторник, вечер: три притчи о главном.
Большинство притч Господь говорил Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, которые изложены в 25 главе Евангелия от Матфея. Это притча о десяти девах (Мф.25:1-13), о талантах (Мф.25:14-30) и о Страшном Суде (Мф.25:31-46).
О десяти девах: почему разумные девы не поделились маслом?
Было 10 дев: 5 разумных, 5 неразумных. Все ждали Жениха. Тот замедлил, девы уснули. Жених пришел внезапно и разумные, запасшись заранее маслом (то есть, умея ждать), зажгли светильники свои, вышли на встречу с Женихом и благодаря свету светильников своих нашли Его в кромешной тьме.
А у неразумных, пока спали, масло кончилось, и запаса не было. Пока бегали на базар, дверь в брачный чертог затворилась.
Дева – это душа человека, а Жених – Господь. Цель жизни человека – встретить Жениха. Но, как говорит Феофилакт Болгарский, к этому надо готовиться, запасать масла – Святого Духа, живой, личной связи с Богом, тогда душа не заржавеет в грехах.
К такой душе приходит Жених, а остальные остаются безбрачными «юродами».
Эта притча нередко вызывает недоумение: почему разумные девы не поделились? Где их доброта? Но не всем в жизни можно поделиться. Нельзя поделиться, например, своими отношениями с Богом, личными, о которых и рассказать порой трудно. «Знанием», пониманием Бога — можно, а отношениями — нельзя.
Нельзя поделиться своей жизнью, в том смысле, что нельзя прожить, прострадать, прорадоваться — за человека. Рядом с ним — можно, вместе с ним можно, а вместо него — никак.
Даже умереть за другого можно, а вот прожить за другого его жизнь нельзя. Про это здесь — «масло». Жестко, но Страшный суд — серьезное мероприятие.
О талантах: найди себя, и завидовать не придется:
Один человек, уезжая, позвал трех слуг и каждому дал таланты (монеты в то время). Одному – 5, другому – 2, третьему – 1.
А когда вернулся, то пожелал узнать, что сделали слуги с его талантами. Первый и второй вложили деньги в дело и получили двойную прибыль. А третий взял и зарыл свой талант в землю.
Двух первых хозяин похвалил и наградил сверх этой прибыли еще и лично от себя. А с третьим начал разговор. Третий ответил: «Я знал, что ты человек несправедливый, жнешь, где не сеял, так что бери себе свое, и больше ничего не требуй».
Бог судит третьего его же словами, подтверждая «несправедливость» того, что «Он жнет, где не сеял». Некоторые комментаторы видят в этом подчеркивание разницы между тем, что считает справедливым человек, а что — Бог.
Потому что сотворивший бытие, давший всему жизнь Бог не может быть тем, кто «не сеял» — Он есть Тот, кто «посеял» все, что есть на свете. И каждого человека, создав по Своему образу и подобию, Бог призвал, как Адама в Раю, к сотворчеству.
Но этот третий раб отказался от сотворчества с Богом, от Божиего дара, закопав талант, еще и осудив Бога. Потому он и был назван «лукавым и ленивым».
Некоторые святые отцы говорят, что третий так поступил, потому что обиделся, что ему мало дали. Но хозяин (Господь) дает каждому столько, со скольким человек может справиться — по силам, по возможностям. Ведь у людей силы, способности не равны. Но каждый призван к их приумножению.
Талант тут — сумма всех благ — материальных, физических и духовных — которые Бог дает человеку. Он не требует от нас больше, чем мы можем.
Господь призывает нас, во-первых, понять и принять свою меру, не зарясь на большее. У человека, нашедшего свое дело и работающего с интересом, для зависти поводы исчезают.
А если мы потратим впустую время, или будем завидовать или обижаться, говорят: «конечно, у него такой талант, а я бездарный, что с меня взять», даже то, что мы имеем, будет забрано.
Так бывает в старости: жизнь прожита, а ничего нет: силы ушли, здоровье кончилось, с близкими перессорился, вспомнить нечего.
Поэтому и говорит Господь: «Имущему – дастся, а у неимущего — желания и готовности трудиться, призывая Бога в помощь, — отнимется».
Главный талант для всех людей, вне зависимости от их сил и способностей, — это талант возделывания своей души, рождение ее в жизнь вечную.
Нет человека, обделенного этим талантом, даже если ничего другого он не имеет. И именно в этом – главный спрос Бога с нас.
О Страшном суде: в чем главная проблема козлищ?
Известная притча об овцах и козлищах, на которых разделит нас Господь в зависимости от ответа на пару вопросов: помог ты в чем-либо хоть однажды хоть кому-либо?
Прот. Георгий Климов, преподаватель кафедры библеистики МДАиС:
— Наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела».
Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни, несмотря на все «обстоятельства», другого человека?
Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то — насколько дела изменили сердце, сделали ли его милосердным, любящим? Или гордым, самодовольным?
В.М. Васнецов, фрагмент фрески «Страшный суд» (1904). Изображение: aka-tel.livejournal.com
В.М. Васнецов, фрагмент фрески «Страшный суд» (1904). Изображение: aka-tel.livejournal.com
В чем главная проблема козлищ? Наверняка они, знавшие много о Боге, чтили день воскресный, ходили и в больницы, и в темницы, давали милостыню. Но все это делали не потому, что при виде страданий другого болело их сердце, а потому, что были «не как тот мытарь».
И при этом рассчитывали, что раз приказ выполнен, у них есть пропуск в Царство Божие. Но с холодным сердцем в рай не пускают. И вот с таким «милосердием» в жизнь вечную не войдешь».
Степан АБРИКОСОВ.
[Link]
В общем, если есть ЗАЧЕМ, всегда найдётся - КАК... Понимать-то потом быстро получится, но главное - начать! Что-то действительно не нужное, не полезное сократить или совсем извести под корень... Поверь это - не так трудно, как кажется!
А двумя словами? Ну тогда о "мудрых девах" - притча о десяти девах (Мф.25:1-13) в середине статьи. И самый последний абзац...