|
Над небом голубым...Кто написал одну из самых важных песен «Аквариума» – История хита «Город золотой»: Известная композиция «Город золотой», известная так же как просто «Город», «Рай» и «Над твердью голубой...», – определённо самое интересное, глубокомысленное и нехарактерное произведение в репертуаре группы «Аквариум». Сегодня песню знает каждый (ну или почти), но история её известна единицам. Хит накрепко ассоциируется у публики с Борисом Гребенщиковым, вот только единственное, что лидер «Аквариума» сделал, так это подарил ему свой голос. Кто же автор? Этим вопросом задаются многие... ************************************************************************** Примечательно то, что в этой песне Гребенщиков поёт не «Над», а «Под небом голубым». Многие увидели в этом нечто философское, а кто-то – что таким образом музыкант пытался ускользнуть от критики властей, мол «Что ещё за над? Романтизация эдакого рая над Землёй?». Но сам Борис признаётся: «Не расслышал, вот и пел «Под небом голубым». Что ж: иногда всё гораздо проще и менее романтично, нежели нам кажется. Бешеная популярность, кстати, пришла к этой песне после того, как она прозвучала в фильме «Асса». Сам Гребенщиков впоследствии признавался: «Исполнять эту песню для меня большая честь! Здесь гениальная лирика, и сам я вряд ли написал бы нечто подобное...» https://dzen.ru/a/YsMwOy0aFEKJHHUs |
Дата публикации: 9 июня 2023 |
Фото нравится: +109 |
"Город золотой". Как это было. История песни
Начнём с самой популярной версии трека. В 1986 году на базе Ленинградского Дома Радио музыканты группы «Аквариум» во главе Бориса Гребенщикова записывают композицию «Город», которая становится единственной студийной записью на концертном альбоме «Десять стрел». БГ немного изменил изначальный текст песни, за что фанаты её первого исполнителя впоследствии не раз осудили артиста.
"Город золотой". Как это было. История песниГруппа «Аквариум»
С оригиналом Гребенщиков впервые ознакомился за несколько лет до этих событий, во время просмотра спектакля театральной студии Эрика Горошевского. Услышав «Город золотой» со сцены в исполнении Леонида Тихомирова, музыкант был поражён. «Лучше песни на русском языке я не слышал никогда» – именно так артист позже отозвался о произведении. Уже в антракте Гребенщиков атаковал режиссёра спектакля расспросами о том, кто автор прозвучавшего шедевра, но чёткого ответа он не получил.
Лишь спустя несколько лет артисту удалось пролить для себя свет на историю происхождения песни. Оказалось, что текст композиции принадлежит эмигрировавшему из СССР поэту Анри Волохонскому. Автор написал знаменитые строчки осенью 1972 года, вдохновившись музыкой советского композитора Владимира Вавилова.
"Город золотой". Как это было. История песниАнри Волохонский, автор текста песни «Под небом голубым»
Впрочем, авторство Вавилова на мелодию «Города золотого» также не раз оспаривалось, причём отчасти благодаря ему самому. Дело в том, что Владимир Фёдорович был известен как композитор и гитарист, лучший исполнитель лютневой музыки Советского времени. Часто, чтобы помочь своей музыке «пробиться» к слушателю, он указывал в качестве её авторов имена более известных композиторов, жертвуя своим именем ради искусства. Очень скромный, талантливый и творческий был музыкант. Он изучал историю лютневой старинной музыки, находил интересные ноты, мог разбирать их и проигрывать целыми днями.
Так случилось и с «Городом»: в далёком 1972-м мелодия, легшая впоследствии в основу песни, впервые прозвучала в сюите «Канцона и танец» с пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Автором этого произведения был указан Франческо Канова Да Милано – знаменитый итальянский лютнист эпохи Возрождения. Но можно ли назвать этот случай мистификацией?
"Город золотой". Как это было. История песниВладимир Фёдорович Вавилов, композитор, лютнист и гитарист.
И снова всё не так просто. Пока интернет-знатоки с запалом заядлых спорщиков доказывают, что мелодию «Сюита для лютни: канцона и танец», ставшую основой для «Города», написал Вавилов, более искушённые слушатели ссылаются на «Фантазию №30» да Милано. Первые ноты этого произведения узнает каждый, кто заслушивался «Городом». Здесь на ум приходит простая и очень компромиссная теория: возможно, Владимир Вавилов при написании своей сюиты вдохновился творчеством итальянского лютниста так сильно, что просто не решился вписывать своё имя в авторы.
"Город золотой". Как это было. История песни Франческо Канова Да Милано – знаменитый итальянский лютнист эпохи Возрождения
Так или иначе, запоминающаяся мелодия из этого произведения впоследствии обзавелась текстом Анри Волохонского и попала к его другу, поэту-авангардисту и музыканту Алексею Хвостенко, более известному под псевдонимом «Хвост». Именно Хвостенко стал первым исполнителем песни и прославил её в бардовском сообществе.
История «Города» была бы неполной без упоминания фильма «Асса». Драма режиссёра Сергея Соловьёва вышла на широкие экраны в 1987 году, и в ней, помимо шлягера о золотом городе, прозвучали и другие песни «Аквариума», а также композиции групп «Кино» и «Браво».
"Город золотой". Как это было. История песниБорис Гребенщиков
В фильме «Город золотой» звучит в сцене с канатной дорогой. По мнению киноведа Александра Казакевича, композиция становится главным мотивом любовной истории главных героев, которые ни разу не поцеловались в кадре.
Алексей Хвостенко часто перекладывал на музыку стихи Волохонского. Среди наиболее известных совместных произведений авторов можно назвать песни «Страшный суд» и «Орландина».
"Город золотой". Как это было. История песниАлексей Хвостенко, первый исполнитель песни «Под небом голубым»
• Хвостенко записал несколько совместных альбомов со знаменитой российской рок-группой «АукцЫон».
• Анри Волохонский положительно отзывался о версии «Города» в исполнении Бориса Гребенщикова. Автора совершенно не смущали незначительные искажения текста, за которые лидера «Аквариума» неоднократно осуждала публика.
• Имена авторов текста и музыки не попали в титры фильма «Асса», поскольку это могло осложнить выход картины на экраны.
• Животные, представленные в песне, отсылают слушателя к библейскому существу тетраморфу – крылатому созданию из видения ветхозаветного пророка Иезекииля.
• В 70-х широкое распространение получила версия «Города» с переработанным текстом в исполнении певицы Елены Камбуровой.
"Город золотой". Как это было. История песни
• Одни считают «Город золотой» красивой музыкальной сказкой, другие – описанием рая таким, каким его может увидеть человек. Обе версии объединяет одно – чистота и «волшебность», которыми будто светится каждая нота этого удивительного произведения. Слушая его, можно раз за разом погружаться в отвлечённые от мирских сует мысли, уходя от насущных проблем и проникаясь особой атмосферой умиротворения.
[Link]
(по ссылке много интересных фотографий главных героев этой истории)...
Город Золотой. История создания песни.
Благодарю!
Только мне вот кажется, что на этом снимке тумана почти не видно, а он был...
И фото есть, только на другом режиме!
Саша, признательна, что понимаешь, спасибо!
Рада вниманию и твоему интересу!
В песне используется образ Иерусалима, который и является тем самым золотым городом. Золотой город - это рай, он необыкновенно красив, и в нем лишь духовное умиротворение, которого всегда не хватает в жизни!
Да, действительно, весь смысл сводится к Царству небесного Града. Дай Господь и нам быть причастниками Его Славы!!!
На 1:50 минуте, например, говорится, что Б.Гребенщиков впервые исполнил в Харькове эту песню в 1984 году! А автор слов эмигрировал из СССР в 1973 году, как диссидент (об этом на 9:51 минуте)!! Ну, и понятно, что в Союзе его творчество не популяризировалось, а после отъезда и вовсе было "зачищено"... (а в ФБ и прочих "телеграммах" ещё ж ничего не выкладывали )!
Вообще, фильм очень интересный, многое объясняет...
Этот материал я искала к фото, но знакома с этой детективной историей знаменитой песни уже давно - ещё на ЯФе описание размещала.
Мне важен был сам сюжет и смысл песни, а не "Бориса похвалить". В конце 90-х - начале 2000-х меня очень удивляло чуть ли не обожествление его неоднозначного таланта... Про исполнение ничего не скажу, но, скорее всего, играет очень хорошо, но вот тексты...!
И как бы то ни было - известной песня стала, действительно, благодаря ему. И пусть это единственное, что он сделал важного для мира, но сделал же именно он...
«Исполнять эту песню для меня большая честь! Здесь гениальная лирика, и сам я вряд ли написал бы нечто подобное...» (Б.Гребенщиков)
Другое дело, что мы чаще не можем справится со своими эмоциями и берёмся рассуждать в гневе, но ненавидеть СОЗНАТЕЛЬНО и непрощаемо ведёт к тому, что и мы не прощены будем...
А нас ВСЕХ есть за что осудить.
"...Мы говорим: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”, то есть просим Бога простить нам наши долги, так как мы прощаем тем, кто в долгу у нас. И вот, произнеся эти слова, спросим себя: а прощаем ли мы своих ближних? Готовы ли мы поставить прощение Богом нас самих в зависимость от того, прощаем ли мы других? Не слишком ли это страшно, не слишком ли большая ответственность? Опыт показывает, что не так уж трудно всех простить, так же как не трудно всех любить — всех, в смысле абстрактном. Многие так и говорят: я люблю людей, я только не могу примириться с двумя-тремя людьми, — своей соседкой, своим сотрудником, своей тещей, — а всех остальных люблю. Так вот, слова “остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим” — как раз и напоминают нам о тех нескольких людях, которых мы не можем простить, которым не можем “оставить долги”. И эта молитва нас учит тому, что, пока мы не простим их, мы не можем надеяться, что Господь простит нас."
митр. Иларион (Алфеев).
Информация взята из миссионерского православного портала - [Link]
Благодарю за отклик, Костя! Хотя наяву эта картина из окна была намного великолепнее!