Балахна. Храм Рождества Христова
 
+65
Фото нравится: +65

 

 

 

Комментарии (3)
Стерхъ # 11 октября 2019 в 11:14
Балахна. Храм Рождества Христова
Адрес: Балахна, улица Энгельса (Христорождественская), 21
Строительство: 1674-1676 годы
Стиль: Древнерусский стиль

В Писцовой книге 1674 года есть следующие строки: "Против города (деревянной крепости выстроенной в 1536 году), на площади, к Петровскому пруду девич монастырь, а в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в приделе Пречистые Богородицы Владимирские, да в другом приделе священномученика Антипы; соборная церковь и придел священномученика еще не освящены. Церковное всякое каменное строение и двери железные и к окнам решётки, затворки железные и окончины - строенья Кодрата протопопа Успенского Большого собора, что на Москве". Основываясь на том, что главный престол Христорождественского храма в 1674 году ещё не был освящён, краеведы, пишущие о Балахне, обыкновенно датируют его постройку началом 1670-х годов. Однако упомянутый в записи "Кодрат протопоп" (Кондрат Ильин) служил в Успенском соборе значительно раньше. Его имя есть в тарханной грамоте московскому Успенскому собору царя Михаила Фёдоровича. И, кроме того, он фигурирует в "Повести о новоявленных чудесах от образа Богородицы Владимирская в пустыни близ Оранного поля", составленной в 1662 году, но рассказывающей о событиях конца 1620-х - начала 1630-х годов. Удивительно то, что совокупить судьбу протопопа Кондрата, который согласно по сей день бытующему в Балахне преданию, был родом отсюда, с судьбой Христорождественского храма, по-видимому, мало кому приходило в голову.
В статье нижегородской исследовательницы Н.Н. Быхаревой, посвящённой иконам из балахнинской церкви, выдвинуто предположение, что "...церковь Рождества Христова в Балахне строилась во второй четверти ХVII века. Этому предположению не противоречит ряд архитектурно-композиционных и стилистических особенностей храма. Объяснимо и то, почему два престола церкви могли долго оставаться неосвящёнными. Вероятно, лишившись своего покровителя, малочисленный и крайне бедный, судя по документам, монастырь не имел возможностей отделывать все помещения храма, годами довольствуясь службой в одном приделе". Вплоть до приснопамятного 1764 года бытование Христорождественского храма неразрывно связано с историей девичьего монастыря, на территории коего он и находился. Начиная с ХVIII века обитель, в несколько этапов лишаемая государственной поддержки, постепенно приходила в упадок. Сама Балахна в это время тоже переживала если не упадок, то кризис. Соляной промысел иссякал. Высокие пошлины, дороговизна дров, требовавшихся в изрядном количестве при выварке соли, конкуренция новых "соленосных" районов - Пермского и Илецкого, - всё это привело к тому, что во второй половине ХVIII столетия Балахна утратила своё значение главной солеварни страны. Подкосили Балахну и два больших пожара - 1680 и 1730 годов, когда город, почти полностью деревянный, выгорал чуть ли не дотла. Вместе с тем, на фоне упадка соляного промысла в Балахне нарождалось новое градообразующее ремесло - кораблестроение. В 1690-е годы в Балахне сооружали суда для азовских походов, а в дальнейшем - баржи и расшивы, составлявшие основу волжского судоходства.
К концу ХIХ столетия Балахна превратилась в обыкновенный захолустный городок, каких сотнями считалось по всей России. Сообразно захолустному существованию Балахны существовал и Христорождественский храм. Приход его - при весьма значительных размерах самого храмового здания был сравнительно невелик, составляя всего около пятисот человек. Приход, как и прежде монастырь, не обладал большими финансовыми возможностями, благодаря чему облик храма на протяжении столетий оставался почти неизменным. Среди существенных перемен можно выделить лишь две - одну экстерьерную (устройство закрытой галереи вместо открытой паперти) и одну интерьерную (установка в 1801 году нового резного иконостаса, изготовленного попечением купцов Ряхиных, вместо первоначального тяблового). Имелись в Балахне и церковные традиции, связанные с Христорождественским храмом. Так, ежегодно 21 мая, на память Владимирской и Оранской икон Божией Матери, из городского собора в Рождественскую церковь бывал крестный ход.
После революции храм Рождества Христова был закрыт. С 1937 года здесь находились склады Балахнинского горторга, что сыграло отчасти добрую роль: иконостас, загороженный поставленными в несколько ярусов коробками и ящиками, оказался спасён от разграбления. Но всё равно советская эпоха храмовому зданию далась тяжело. Главная утрата той поры - шатровая колокольня, примыкавшая к юго-западному углу церкви. Её разобрали в 1931-м году. Ну и "по мелочи": например не удалось спасти в процессе реставрации до крайности обветшавшее черепичное покрытие глав. Склады находились в храме до 1988 года, а затем, освободившись от "товаров народного потребления", он вернулся к своему первоначальному призванию. Храм Рождества Христова возродился к богослужебной жизни в 1989 году, но его реставрация и хотя бы минимальное благоустройство заняли много времени: церковь-то большая, самая большая в Балахне. Неудивительно, что в новейшую эпоху именно Христорождественский храм стал центральным храмом Балахнинского благочиния. Поскольку этот храм является и поныне главным храмом Балахнинского благочиния, то все наиболее важные события местной церковной жизни совершаются именно здесь. Здесь служит митрополит Нижегородский, посещая Балахну, сюда в первую очередь наведываются представители администрации разных уровней. Между тем излишнего лоска, приглаженности в храме не заметно. Он выглядит так, как и должен выглядеть храм, живущий своей богослужебной жизнью.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №122, 2015 г.

Из всех балахнинских храмов Христорождественский производит впечатление наиболее монументальной постройки. В нём, несомненно, сказались вкусы (и возможности) заказчика, протопопа Кондрата. По своим объёмам, пропорциям и декоративному решению это, конечно, не рядовой монастырский или городской храм, а именно собор с присущей ему величавостью и некоторой монотонностью отделки (что тоже сообщает определённую важность чертам храма). В нём нет нарочитой нарядности, он вполне обходится без того, что составляет красоту посадских церквей, - горок кокошников, проработанных наличников, изразцов. Суховатое, но дельное описание церкви Рождества Христова можно найти у историка архитектуры С.А. Агафонова. Он пишет: "Церковь Рождества Христова построена в виде чёткого кубического объёма. Стены её традиционно расчленены лопатками на три части, каждая из которых заканчивается закомарой. На гладких плоскостях белых стен окна с их обрамлениями занимают незначительное место. Простые цилиндрические барабаны завершаются пятью шлемовидными главами, покрытыми блестящей зелёной черепицей (черепицы, к сожалению, уже нет) с крестами архаической формы, сходной с образцами ХV-ХVI вв. Приземистые алтарные апсиды подчёркивают высоту стен и геометрическую правильность граней основного объёма. С трёх сторон церковь была окружена одноэтажной галереей, позднее превращённой в закрытую паперть. С севера и с юга к церкви пристроены кубические невысокие приделы. Они имеют по одной главе, переходом к которой служили ступенчатые ярусы кокошников, скрытые сейчас под железной кровлей. Над юго-западным углом галереи стояла колокольня, впоследствии разобранная".
О роли приделов в общей композиции церкви Рождества Христова С.Л. Агафонов пишет: "Простые контуры церкви Рождества Христова производят впечатление спокойного величия, чему в немалой степени способствует контраст её основного объёма с пластически более развитыми, но небольшими приделами". Фасады храма очень "регулярны". Каждый разделён лопатками на три прясла, и единственным декоративным (впрочем, столько же и функциональным) элементом каждого прясла является окно, довольно высокое и узкое. При этом наличники, увенчанные килевидными завершениями, очень просты и даже строги. Столь же скупо, как фасады, оформлены и световые барабаны. Аркатурно-колончатый пояс и окна, лишённые каких бы то ни было наличников, - вот и всё. Что касается крестов "архаической формы", то они слегка напоминают кресты кремлёвского Успенского собора. Раньше открытая галерея сообщала храму большую выразительность. Однако отечественный климат, когда и летом и зимой было некомфортно находится в этой галерее. В результате её пришлось "загородить" от погодных явлений. Ценность внутреннего убранства храма определяется прежде всего полностью сохранившейся рамой центрального иконостаса, названного в одних источниках барочным, в других - ампирным. Замечательно, что ни в том, ни в другом случае под его барочность или, наоборот, ампирность не подводится никакой доказательной базы. Во многом это связано с тем, что балахнинскую церковь исследователи рассматривают походя, в ряду других памятников Нижегородского Поволжья. По времени создания иконостас Христорождественского храма ближе, конечно, к ампиру, чем к барокко. А ещё ближе к классицизму, который с ампиром смешивать не стоит. Но о классицизме применительно к нему почему-то никто даже и не упоминает. Ампирный иконостас, как правило, невысок, а икон в нём немного. И уж этого о балахнинском иконостасе, унаследовавшем значительную часть образов от своего тяблового предшественника, никак не скажешь. Старинных икон в храме сохранилось не так много, и все они сосредоточены в иконостасе. Больше того, в 1964 году десять икон ХVII-ХVIII веков (в том числе семь - из местного ряда иконостаса) были вывезены из храма в Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Это были иконы: "Символ веры", "Троица", "Спас Смоленский", "Богоматерь Владимирская с клеймами", "Богоматерь Неопалимая Купина", "Рождество Христово с клеймами", "Успение Пресвятой Богородицы с клеймами", "Все святые", а также рама с житейными клеймами, относившаяся к иконе сщмч. Антипы Пергамского. Сейчас местный ряд центрального иконостаса полностью собран из новонаписанных икон, однако в его верхних ярусах сохранились старые образа - весьма интересные как с иконографической, так и с исторической точки зрения.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №122. 2015 г.
[Link]
Анатолий Восточный # 11 октября 2019 в 11:19
Прекрасно!
Стерхъ # 11 октября 2019 в 11:50
Спасибо, Анатолий.
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Самара
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Звездный
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва