| Свято-Троицкий Никольский мужской монастырьНикольский (Свято-Троицкий Никольский ) мужской монастырь расположен на высоком (150 м) берегу Клязьмы, в древнейшей части Гороховца – «городовом месте», где когда-то, в середине XII в., располагались городские укрепления. Монастырь был основан в начале XVII в. по указу царя Михаила Федоровича Романова, но выгорел до основания и был возобновлен в 1643 г. Строительство основных зданий Никольского монастыря относится к последней трети XVII в., когда в Гороховце появляются каменные строения. Этому способствовало введение в 1667 г. в России «Новоторгового устава», открывшего деловым людям простор для деятельности. Гороховецкое купечество, используя выгодное положение города на тракте Москва – Нижний Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, быстро богатело. А вместе с ним рос и город. Богатые купцы делали огромные вклады в строительство монастырей и храмов, «во искупление грехов великих», как бы соревнуясь между собой, желая увековечить свое имя и демонстрируя свое благосостояние. Монастырские документы тщательно фиксировали «благодетелей», перечисляя их многочисленные пожертвования, однако, редко упоминали непосредственных создателей архитектурных чудес.Одним из таких храмов был Троицкий собор в Никольском монастыре, построенный на средства купца Семена Ершова. Двухэтажный Троицкий (Троицко-Никольский) собор (1681-1689 гг.) доминирует на территории монастыря. На первом этаже располагалась зимняя Никольская церковь, на втором – Троицкая летняя. Здание собора, прямоугольное в плане, завершается пятиглавием, которое, в сравнении с тяжелой массивностью храма, выглядит немасштабным. Барабаны глав глухие, украшены колонками, перехваченными бусинами. Окна оформлены наличниками с килевидным и зубчатым завершением. В храм ведет лестница через сильно выдвинутое на юг крыльцо с декорированными ширинками столбами, которое имело в свое время шатровое завершение.Выступ крыльца уравновешивается выдвинутой с севера шатровой колокольней, «восьмерик на четверике», которая была построена одновременно с храмом. Почти глухие плоскости основной восьмигранной части заканчиваются большими арочными проемами.Справа на фото церковь Иоанна Лествичника. На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника. Она относится к типу одноглавых безстолпных четвериковых храмов с трапезной. Нижнее помещение ее использовалось вначале как келарская, а затем для хозяйственных целей.Особенно интересно в архитектурном соображении большое крыльцо церкви с южной стороны. Оно имеет ярко выраженный светский характер и обладает выразительной формой, которая когда-то дополнялась более живописным абрисом кровли. Крыльцо проектировалось с большой выдумкой. Тщательно вытесывались кирпичи для криволинейных граненых столбов. В ширинки их пьедесталов вставлялись яркие самоцветы изразцов.Мастера старались идти в ногу со временем и в каменных перилах верхней площадки над традиционными ширинками поместили детали столичной архитектуры — балясины, рожденные под южным небом Средиземноморья. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали.Наличники окон второго этажа церкви уже включают колонки с коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков». |