|
Очень крутая лестницаПолезно в эти дни прочитать или перечитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. Это будет замечательным воспоминанием святого подвижника, чьим именем названо четвёртое воскресенье Великого поста. Существует благочестивая народная традиция – выпекать в этот день постное печенье в виде лестницы. Форма лестниц зависит от фантазии хозяйки и детей, которых полезно привлечь к этому интересному занятию. |
Дата публикации: 26 марта 2023 |
Фото нравится: +55 |
С самых первых строк этой главы Лествичник открывает, как незаметно для нас самих мы порой начинаем врать:
«Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь…»
________________________________________
Документальный проект «Лествица» — это экранизация одного из самых известных аскетических трудов, написанный в VI–VII веках христианским богословом,
философом, монахом Иоанном Лествичником как руководство по борьбе с грехами и приобретению добродетелей.
Цикл состоит из 30 серий - по количеству ступеней в «Лествице» - в хронологическом порядке.
16. О сребролюбии — Лествица — Иоанн Лествичник,
Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника:
В Церкви нас, мирян, постоянно предостерегают, чтобы не увлекались чтением аскетической монашеской литературы. Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»?
О преподобном Иоанне, вошедшем в историю Церкви как автор шедевра духовной литературы — книги под названием «Лествица», документальных сведений почти нет. По преданию, родился он около 570 года в Константинополе, в 16 лет перебрался в Египет, пришел в Синайский монастырь к старцу Мартирию, через четыре года принял постриг и 19 лет жил в строгом послушании своему духовному отцу, а после его смерти ушел в пустыню и 40 лет прожил там отшельником в посте и молитве. А на закате жизни, в 75 лет, Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Оказалось, меньше, чем на четыре года.
Но именно в эти годы по просьбе игумена Раифского монастыря он написал свою знаменитую «Лествицу» — руководство по восхождению к духовному совершенству, вобравшее в себя и аскетические традиции египетских монастырей, и собственный опыт и размышления о нем автора.
С IX века Иоанна Лествичника начали почитать в Византийской Церкви как преподобного, и «Лествицу» церковным уставом было определено в Великий пост читать во время богослужений в храме, а в четвертое воскресенье совершать память ее автора.
Тридцать ступеней «Лествицы» — это тридцать бесед о восхождении человека «из силы в силу» к совершенству, которого можно достигнуть лишь постепенно — по слову Спасителя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Первые 23 «ступени» посвящены грехам, остальные 7 — добродетелям.
Но начинается все с главы о бегстве из мира. То есть сразу определяется: это чтение в первую очередь для монахов. А о мирянах там же, на первой «ступени», лишь мельком говорится, что если они удерживают свой язык от лжи и злословия, руки от воровства, ум от превозношения, а сердце от ненависти, не отрываются от Церкви, сострадательны к нуждающимся, никого не соблазняют и к чужому не прикасаются, то они уже недалеки от Царствия Небесного.
И все-таки прочесть ее — хотя бы раз в жизни — стоит. Она многое ставит на свои места и дает точную оценку тем блестящим фальшивкам, которые мы зачастую склонны считать добродетелями. Хотя бы тому же усердному «подвижничеству» в миру, которое, по словам Иоанна Лествичника, чаще всего питается тщеславием. То есть дело даже не в том, что мы много грешим, а в том, что грехом отравлены даже лучшие наши порывы.
А еще преподобный Иоанн показывает — что тоже небесполезно знать каждому — путь развития страсти в душе человека: от возникновения в уме какого-то образа до полного подчинения воли («прилог», «сочетание», «сосложение», «пленение», «борьба» и, наконец, «страсть»). И объясняет, что есть «еще и иной… тончайший помысл, называемый набегом мысли, который так быстро проходит в душе, что без слова и образа, и времени мгновенно представляет человеку потаенную его страсть». Из страстей же главными он считает славолюбие, сластолюбие, сребролюбие, которые порождают остальные — гнев, злопамятство, уныние, тщеславие, гордость.
По сути, мы со своей мирской точки зрения вполне можем увидеть в авторе наблюдательного, умного и проницательного психолога, описывающего типы людей, их внутренние состояния, склонности, пристрастия, ошибки, уловки самообмана и трудности самообуздания. Только, в отличие от светского психолога, главной целью земной жизни человека он считает воскресение души — даже прежде общего воскресения — и достижение жизни вечной. А главными причинами гибели людей во времени видит страсти сластолюбия, сребролюбия и тщеславия.
И что с этим всем делать? Можно, конечно, заткнув уши и закрыв глаза, бежать от мира. Но соблазн-то не отстанет, он давно отравил своей ядовитой сладостью память и сердце. И тут Иоанн Лествичник дает неожиданный совет: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством (…) ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем». Выходит, если на вас нежданно ни за что, ни про что «наехал» начальник — это просто горькое, но спасительное лекарство: благодаря ему греховные мечты уступят в душе место горькой обиде (которая скоро пройдет), и так Бог отведет вас от пропасти, на краю которой вы, возможно, уже стояли. Только для того, чтобы так взглянуть на подобную ситуацию, уже стоит прочесть «Лествицу».
Эта книга — не Типикон, там нет правил и инструкций. Но там есть куда более важные вещи, которые мы обычно просто не видим. И чтение ее исцеляет от этой слепоты.
| Читайте также:
Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста.
[Link]
Благодарна за интерес и внимание, Ирина!
Из нашей группы на эту лестницу ещё только две молодых пары взобралась...
Спасибо тебе!
Рада твоему вниманию, Марина!
Сверху-то снимать интереснее же намного...