Смоленск. Спасо-Вознесенский монастырь. Вознесенский собор

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 21 октября 2015 в 11:35
Собор Вознесенского девичьего монастыря - единственный в Смоленске памятник культурного зодчества XVII века, сохранившийся без значительных переделок. Его крупный объём хорошо читается даже в современной застройке. Композиция собора складывается из высокого объёма собственно церкви с тремя полукруглыми аспидами, удлинённой трапезной и трёхъярусной колокольни, которые расположены на одной оси. Завершается собор восьми­гранным барабаном со шлемовидной главой, такое же завершение, только меньших размеров, на колокольне. Этот композиционный тип был принесён в Смоленск московскими мастерами, которые вели каменное строительство в Смоленске во второй половине XVII века. Здание двухэтажное, в XVIII в. с севера к нему примкнула каменная придельная церковь.
С собором Вознесенского монастыря связаны широко распространившиеся в местной ли­тературе известия о том, что в монастыре воспитывалась будущая царица Наталья Нарышки­на, что построено здание по собственноручному чертежу Петра I в связи с помилованием им по просьбе игуменьи монастыря Олимпиады Рыдванской мятежных смоленских стрельцов. В серьёзных работах XIX в. о русских монастырях Денисова и Ратшина подобных сведений нет, как нет их и в документах XVII в., относящихся к монастырю, которые находятся в Рос­сийском государственном архиве древних актов. Излагая эти сведения в работе "Смоленск в истории дома Романовых", И. И. Орловский упоминает, что впервые они были записаны "в 1774 г. со слов старицы монастыря Рыдванской", имени её он не называет. Заметим, что в се­редине XVIII века игуменьей монастыря была Олимпиада Рыдванская, при ней поновлялся собор, и в 1764 г. выведена придельная церковь Екатерины, странным образом время её дея­тельности сместилось в XVII-й век. Стрелецкое восстание, после которого последовала массовая казнь стрельцов, произошло тогда, когда собор был уже построен, кроме того, как известно, казни были только в Москве.
История девичьего монастыря в Смоленске начинается с 1665 г., когда из Оршанского Ку­теинского монастыря сюда переводят стариц во главе с игуменьей Ираидой Куракиной. По­местили их при церкви Вознесения (сама деревянная церковь и кельи остались со времён ка­толического монастыря), дали весьма скромное государственное содержание на пропитание рожь и пшеницу из местных запасов, немного денег на воск, ладан, жалованье священнику. Монастырь был бедным, содержание давали нерегулярно, однажды игуменья жаловалась, что дали гнилую пшеницу, от которой отказались стрельцы. В 1673 году игуменья Ираида просит в челобитной на царское имя денег на ремонт обветшавших строений. В 1675 г. приказано выдать ей согласно смете 107 руб. 20 алтын. Нигде в этих документах не упомянуто имя На­тальи Нарышкиной, которая уже несколько лет была царицей и родила сына, хотя такое упо­минание непременно было бы, если бы она имела отношение к этому монастырю.
Отец Натальи, стрелецкий полковник, был в Смоленске в 1667 - 1670 г.г., переведён сюда из Полоцка. У военачальников имелись в городе свои дома, прислуга, так что отдавать дочь в бедный монастырь необходимости не было. Кроме того, ни школы, ни пансионата в монасты­ре не имелось, практики "воспитанниц" не существовало. Если юная Наталья и была в Смо­ленске (о чём известно только из злого высказывания современника), то очень недолго в кон­це 60-х годов она воспитывалась в доме Артамона Матвеева, царского приближённого, чьей жене приходилась племянницей.
К 90-м годам XVII в. строения монастыря вконец обветшали. И уже другая игуменья Евпрак­сия просит о помощи. В апреле 1692 г. поступает царское распоряжение построить здесь ка­менную соборную церковь, в июне приезжает московский зодчий Гура Вахромеев для со­ставления смет на ремонт крепостной стены и строительство этого собора, за образец для со­ставления сметы он взял указанную игуменьей надвратную церковь на Соборной горе, доба­вив к ней трапезную. В мае 1693 г. для закладки здания приехал один из крупнейших зодчих конца XVII в. Осип Старцев, он привез "чертёж и образец" (вероятно, модель) для строитель­ства. В царской грамоте митрополиту сказано: " Л. по чертежу, какавый учинён на Москве, буде в Смоленску церковь..." (далее указаны размеры). Имени Петра нигде нет, очевидно, что чертёж сделан специалистами Приказа каменных дел.
Размеры, приведённые в документе, отличаются от размеров, заложенных в смете Вахро­меева, появился придел.
Осип Старцев выполнил ответственную миссию - привязал собор к местности. Справился он с этой задачей великолепно-даже сейчас собор не потерялся в застройке. 30 мая (по н. ст. - 9 июня) под его руководством "начали рвы копать, и сваи бить, и бут бутить". Пробыл Осип Старцев в Смоленске всего две недели - уехал в Киев, затем в Львов, на смену же прислан Данила Калинин, он же был и в следующем 1694 году, к концу сезона которого (работали до Покрова) были сведены своды всех объёмов (кроме придела, который впоследствии разобра­ли), оставалось поставить завершающий восьмерик, закончить колокольню. Основные рабо­ты вела артель ярославских каменщиков из крестьян во главе с Фёдором Артемьевым, им по­могали смоленские стрельцы и солдаты, крестьяне возили известь и белый камень из Липиц.
В 1695-1696 гг. работы на соборе почти не велись, все силы правительство направило на ремонт стены. В 1697 г. установили часы на колокольне, осталось покрыть главы, сделать крыльца, оформить интерьер. Однако над городом пронёсся ураган, сильно повредивший смоленские церкви и стену. Только в 1701 г. возобновились работы на соборе, наблюдал за ними московский зодчий Кондрат Мымрин, он автор эффектных крылец собора. Нарядные барочные кресты ковали смоленские кузнецы, стрельцы выполняли плотницкие работы. В 1704 г., возможно, в праздник Вознесения Господня, собор был освящён.
В облике собора сказалась строгость петровского времени,фасады лишены узорочья, окна в строгом уступчатом обрамлении, расположены строго регулярно, несколько оживляют зда­ние только 8-гранные барочные окна. Кровля четырёхскатная, первоначально было покрытие деревянное гонт, в XVIII в. заменено железом. Украшением нового собора был великолепный резной иконостас верхней церкви Вознесения. С. Д. Ширяев называет его автором Марка Бо­родавкина, но это не так. В документах указано, что всю резьбу делал иноземец Юрий Бек, сохранилось полное описание иконостаса замечательного произведения в стиле барокко. В нижней церкви установили старый иконостас, два клироса столярной работы сделал с това­рищем столяр села Красного Марк Бородавкин.
Иконы выполнил протопоп Успенского собора Игнатий, "писал тот иконостас добрым ма­стерством и золотил красным золотом... кроме сницарской рези". Резьбу золотил и писал не­которые иконы, в частности, в нижней церкви, Лука Галицкий с шестью товарищами.
В конце 20-х годов нашего века здание собора отдано под клуб рабочих типографии им. Смирнова. Колокола пошли на нужды индустриализации, судьба иконостаса и часов коло­кольни неизвестна. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, реставри­рован в 1968 - 1969 гг. по проекту Г. М. Аптекина и В. В. Шеко, интерьер приспособлен под выставочный зал по проекту С. В. Шестопала.
«Свод памятников архитектуры и монумен­тального искусства России. Смоленская область»:
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Саратов
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Varna
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Самара
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Фотолюбитель Скопин