| Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия".Памятник Герасиму БолдинскомуВ конце 1535 года в окрестности Вязьмы пришёл чернец Герасим, уроженец Переславля-Залесского, с учеником Симеоном. Место, избранное им для строительства кельи, на первый взгляд было не вполне удобно: неподалёку находился "притон" известных всей Вязьме буянов, предводительствуемых непутёвым отпрыском боярского рода Телепневых. Как сказано в Житии преподобного Герасима, "на месте том бысть сход корчемником и зернышком, и съезд разбойником, и душегубство велие, и убийство, и кровопролитие". Терпением и кротостью старец усмирил дебоширов. За несколько лет вокруг его кельи выросло иноческое общежитие, и в 1542 году Герасим, испросив у царя Ивана Васильевича и митрополита Московского Макария благословенные грамоты, основал монастырь. Бразды правления в нём он передал Симеону, а сам удалился в излюбленную им Болдину обитель.Первый храм монастыря был деревянный Предтеченский. Строительство его велось, вероятно, ещё при преподобном Герасиме. А его ученик Симеон, управлявший монастырём около тридцати лет, возвёл ещё один - деревянный тёплый Вознесенский. Монастырь в Вязьме знаменит совершенно уникальной трёхшатровой Одигитриевской церквью,после запрета строить шатровые церкви в России их осталось только три - Одигитрии в Вязьме и Дивная церковь в Угличе,в Москве в Путинках. Большинство подобных церквей было разрушено при патриархе Никоне, который таким образом боролся с неправильным пониманием народом сущности Святой Троицы. При игумене Гурии, в 1630-1638 годах на пожертвования из царской казны поставлен каменный, трехшатровый храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, с двумя приделами – южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца. Над асимметричным нижним объемом с пятью полукруглыми апсидами, выдвинутыми на одну прямую, поднимается верхний ярус четверика, вытянутый с севера на юг. Над тремя рядами некрупных килевидных кокошников почти вплотную поставлены в линию три стройных шатра, обильно декорированные мелкими кокошниками и другими элементами кирпичного узорочья, характерного для зодчества московского региона 2-й трети 17 в. Возможно, и боковые приделы, симметрично примкнувшие к храму, также завершались шатрами (сейчас горку кокошников над низкими приделами завершает главка). Симметрию прихотливой объемной композиции оттеняет асимметричное размещение наличников на северном приделе, где очелье заходит в один из килевидных кокошников, завершающих объем. Органичное богатство в силуэте и декоре восточной половины здания контрастирует с простотой квадратной трапезной, смещенной с его оси к северу и возведенной, видимо, в сер. 1830-х гг. Храм сильно пострадал в 1812 году и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов, при архимандрите Вениамине в 1832–1837 годах он был восстановлен и освящен. После Октябрьской революции Одигитриевскому храму, как и самому монастырю снова пришлось нелегко. В 1929 году власти расторгли договор с верующими на пользование храмами "бывшего монастыря", и на его территории разместилась спичечная фабрика, а после освобождения Вязьмы от фашисткой оккупации - пивоваренный завод. В уникальном трёхшатровом храме Смоленской иконы Божией Матери расположился в 1946 году Вяземский архив. Такое использование церкви, учитывая тогдашние реалии, нельзя назвать вопиющим, но беда в том, что к середине 1940-х годов она уже находилась в очень сложном состоянии, "убитая" не столько бедствиями войны, сколько безалаберной эксплуатацией советских хозяйственников. Первое богослужение в храме было совершено 10 августа 1994 года. Памятник Герасиму Болдинскому был установлен в 2012 году перед храмом. Автор памятника Герасиму Болдинскому – известный белорусский скульптор Игорь Чумаков. |