|
Собор Всех СвятыхПо инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска был куплен дом мещанки Марии Рудаковой в 1890г. Кирпичный дом на высоком подклете с размером в плане 11х11 метров, с каменным крыльцом шириной в 3 метра и со входом в подклет под крыльцом, был построен ещё в ХVIII веке. В 1899 году "окружники" получили от Уездного МВД разрешение обратить этот дом в старообрядческую моленную. С получением старообрядцами в 1905 году свободы вероисповедания моленная постепенно стала приобретать внешний вид храма. Большую часть суммы на строительство храма внес Московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. Ансамбль храма Всех Святых поражал современников добротностью постройки и роскошью отделки. Состоящий из отдельных разновременных объёмов, развёрнутых по красной улицы и выполненных в древнерусском стиле, храм создавал впечатление, будто сделаны они одновременно. Обустраивать храм начали в 1908 году непосредственно на фундаменте старинного дома, сохранив часть его северной стены, которая была лишь укреплена и значительно расширена изнутри (поэтому северная стена толще других стен храма). Вход в храм осуществлялся с юга - там, где было крыльцо. Храм украшали пять арочных окон по главному западному фасаду и три главки с золочеными луковицами на щипцовой стене. В центре храма, перекрытого сводами по металлическим балкам, стояли четыре чугунные колонны. В створе с западным фасадом храма, отступив два метра на юг от крыльца, к марту 1909 года была выложена шатровая колокольня. Её первый ярус представлял собой пятиметровый в плане перекошенный квадрат, перекрытый цилиндрическим сводом. Далее шёл восьмиугольный в плане ярус, переходивший в восьмигранный шатёр на восьми импостах со слуховыми окошками, увенчанный золочёной луковицей на круглом барабане. Вход в первый ярус колокольни совершался с востока.Для подъёма на верхние яруса с юга к ней пристроили "лестничную клетку". Она имела два марша металлической лестницы, по которым через проём в стене колокольни можно было подняться на второй ярус, а далее по винтовой, оригинальной конструкции, лестнице - на третий ярус, звонницу. На балках звонницы были развешены десять больших и маленьких колоколов (самые большие колокола пожертвовали боровские купцы и фабриканты В.И. Санин и П.П. и А.П. Ёжиковы). Причём, в юго-восточном проёме в импостах сделали специальные циркульные "выгрызы" для свободного колебания самого большого колокола. Подобные "выгрызы", но поменьше, сделали и в северо-восточной арке звонницы. Храм и колокольня объединялись в один объём постройкой между ними придела. Придел имел два входа: один парадный с западного фасада, другой - с юга, со двора, в виде пристроенного тамбура с живописным металлическим козырьком. В храм также был пробит ещё один вход, и таким образом, из придела в храм вели два дверных проёма (в одну дверь входили, в другую выходили). Наряду с этим, после пристройки придела вход на первый ярус колокольни оказался внутри его. В результате образовалась кладовая, где вероятно, хранились ценности, т. к. с главного фасада колокольни со стороны улицы была устроена ниша с тумбой для сбора податей на строительство старообрядческой церкви. Последним этапом в строительстве храма стало сооружение на его главном западном фасаде портала, композиционно объединившего все постройки и ставшего главным входом в храм. Он представлял собой крыльцо с двухскатной кровлей, увенчанной главкой с золочёной луковицей, на двух древнерусских колонках-"дыньках". С самого открытия и до 1924 года настоятелем храма был о.Карп. При церкви им был организован женский хор, что было нетипично для старообрядческих храмов. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещение использовалось в качестве местного дома культуры. В 1990 стала картинная галерея. А вскоре картинная галерея получила статус городского Центра искусств (с декабря 2011 г. - Музейно-выставочный центр).В комментарии фото храма |
Дата публикации: 12 марта 2024 |
Фото нравится: +109 |
Добрый день Вас,Валерий!