Смоленск. Храм Михаила Архангела (Свирский) с колокольней

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 22 января 2016 в 16:04
Храм, Михаила Архангела, который построили в самую блестящую эпоху Смоленска, видел и иные времена. Когда город захватили поляки, он стал костёлом, 1812 год оставил ядро в его стене, а 1940-е едва не стёрли его с лица земли.
Если 12 век был эпохой процветания в истории Смоленского княжества, то следующее за ним 13 столетие оказалось гораздо более сложным. В 1230 году в Смоленск пришла моровая язва- видимо, то была чума. Она свирепствовала два года. «Бысть мор силен в Смоленсце,- говорит летописец,- сотвориша четыре скуделницы (то есть кладбища) и положиша в дву 16 тысяць, а в третьеи 7000, а в четвертои 9000». То есть в общей сложности эпидемия унесла жизни тридцати двух тысяч человек. Город обезлюдел, и каменное строительство прекратилось.
Ослабевший город стал лёгкой добычей для полоцкого князя Святослава Мстиславовича, который не только захватил в 1232 году Смоленск, но и перебил в нём многих жителей- тех, кого пощадила чума. В дальнейшем Смоленское княжество хотя и сохранило независимость от татар, но постепенно подпадало под власть Великого княжества Литовского. В 1404 году племянник великого князя литовского Витовт захватил Смоленск, а в 1449 году его зависимость от Литвы была подтверждена договором между великими князьями Московским (тогда- Василием II) и литовским (Казимиром), по которому Москва отказывалась «навсегда» от своих притязаний на Смоленск.
«Навсегда» продлилось до 1514 года, когда Москва всё же вернула Смоленск. А в 1611 году город вошёл в состав Речи Посполитой, захваченный войском Сигизмунда III после двухлетней изматывающей осады. Последние защитники Смоленска, чтобы не отдаваться в руки врагов, взорвали себя в древнем Успенском соборе (в его подвалах находились пороховые склады).
А что же церковь Михаила Архангела? Она, конечно, утратила свой особый статус, и не известно, сохранилось ли в ней что-либо от княжеских щедрых даров. Знаем, что в течение некоторого времени (как долго- непонятно) при храме существовала монашеская обитель. Она не оставила сколько-нибудь значительного следа в истории Смоленска, не дав ему ни известных подвижников благочестия, ни новых изрядных зданий. Вообще, судя по всему, все постройки в ней- за исключением собственно Михайло-Архангельского храма- были деревянными и, следовательно, недолговечными.
Если к 1611 году обитель ещё существовала, то ей, конечно, пришлось горько, когда в город ворвались поляки, взъярённые упорством смолян. Хорошо известно, как вели себя интервенты в захваченных ими монастырях. Но коль скоро никаких сведений об умерщвлении здешних иноков мы не имеем, с большой долей вероятности можно утверждать, что храм Михаила Архангела уже не был монастырским.
Оценив его красоту, поляки «переоборудовали» его в костёл, и в этом качестве свирский храм просуществовал ещё по меньшей мере два десятилетия. В ходе войны 1632-1634 годов, когда крепнущее Московское государство попыталось вернуть себе Смоленск, церковь, по-видимому, получила серьёзные повреждения (на плане осады Смоленска, составленном фламандцем на польской службе Вильгельмом Гондиусом, она показана полуразрушенной). Война окончилась поражением москвичей, но неизвестно, удосужились ли поляки поправить храм в оставшиеся им 20 лет владычества в Смоленске. Быть может, он дожидался воссоединения Смоленска с Московией в руинированном состоянии.
Для православного богослужения храм возобновили- согласно большинству источников- лишь в первые годы 18 века, при митрополите Сильвестре (Крайском); плюс 1712). А вскоре к нему пристроили тёплый придел, ныне не существующий. Всего к концу 19 века Михайло-Архангельская церковь имела, помимо главного, три престола. Поих посвящениям можно проследить историю Смоленска.
Итак, придельные престолы были освящены во имя: князей страстотерпцев Бориса и Глеба (столь почитаемых строителем храма Давидом Ростиславовичем), Алексия человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича, который в 1654 году возглавил победоносную битву за Смоленск) и благоверного князя Александра невского (патрона Александра I, изгнавшего из России французов, принесших столько бед Смоленску в 1812 году ).
Впрочем, с последним приделом всё обстоит не так просто. Предполагается, что изначально он был посвящён преподобному Александру Свирскому, прославленному для общецерковного почитания как раз незадолго до обновления и переустройства церкви Михаила Архангела, в 1641 году и, возможно, именно по этому приделу церковь получила своё второе название- Свирская.
Только вот беда: достоверных сведений о том, что придел имел именно такое посвящение, нет.
И в связи с этим исследователи делают предположение, что Свирская означает «северская». Что тоже, вообще говоря, не выглядит убедительным.
Вплоть до начала 20 века профессиональных обследований храма не производилось. Более того, долгое время он считался гораздо моложе своих лет. Дату его повторного освящения при митрополите Сильвестре считали годом основания. Хотя в 19 веке эта ошибка уже разъяснилась, но предметом серьёзного изучения помятник древнерусского зодчества стал лишь в 1920-е годы. При этом в нём, несмотря на протесты реставраторов, расположился склад, а после Великой Отечественной войны он два десятилетия простоял без кровли, постепенно разрушаясь.
Реставрация, проведенная в храме Михаила Архангела в 1960-е годы, позволила отчасти восстановить его древний облик, утраченный в поновлениях XVIII-XIX веков и разрушениях XX века. Однако она коснулась лишь внешности церкви. Внутри храм оставался пуст неустроен.
Епархии Свирскую церковь передали в 1990 году, и сразу же, как только позволили обстоятельства, началась реставрация интерьера. В 1991 гоу в храме уже служили первую литургию.
Долгие годы настоятелем Михайло-Архангельского храма был протоиерей Михаил Каденков. Именно при нем осуществили основной объем восстановительных работ. Он изыскивал средства на реставрацию, строил дом причта, где разместились воскресная школа, библиотека и зал для собраний. И, что самое главное, за годы его настоятельства вокруг храма собралась настоящая община. Прихожане вместе отмечали праздники, участвовали в делах милосердия. Дети из воскресной школы ставили спектакли к Пасхе и Рождеству.
Кроме настоятельских обязанностей (весьма в наше время нелегких), отец Михаил имел и другие: он возглавлял отдел по социальному служению и милосердию Смоленской епархии. При его участии открылся храм святителя Пантелеимона в геронтологическом центре, комната православной культуры в детском доме семейного типа; подготовил он и строительство храма во имя святого Иоанна Кронштадтского при детском реабилитационном центре. Подготовил — а завершить не успел. 30 июля 2011 года протоиерей Михаил скончался на 54-м году жизни. Он знал, что болен, но не берег себя.
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов), назначенный на Смоленскую кафедру буквально за несколько месяцев до смерти отца Михаила, сказал во время его отпевания: «Из всех священников, с кем я познакомился здесь, на Смоленщине, с ним я встречался очень часто, как с немногими, наверное, здесь. Он меня подвозил на своей машине, мы с ним вместе посещали больницы и другие социальные учреждения. Он не жалел себя, продолжал жить так, как будто ему ничего не угрожало, хотя пережил очень трудные дни, месяцы, когда находился на излечении».
Похоронили отца Михаила на территории Михайло-Архангельского храма.
К счастью, особая роль Свирской церкви в деле социального служения не отнялась от нее со смертию отца Михаила. Совсем скоро при ней откроется «Дом для мамы» - место, где беременные женщины и молодые мамы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, смогут найти приют и помощь.
«Мамины дома», подобные смоленскому, уже существуют в некоторых городах России, и везде они оказываются нужны, как воздух. Страшно, когда человеку некуда пойти. Еще страшнее, когда этот человек — женщина, ждущая ребенка или уже произведшая его на свет вопреки всем жизненным обстоятельствам. За девять месяцев существования московского «Дома для мамы» в нем родилось десять малышей. Не много? Но не хочется даже думать о том. Что стало бы с ними и их матерями, если бы «Дома для мамы» не было.

Православные храмы. Де Агостини. №28.
 ()
Фотограф Владикавказ
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Пушкино
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотограф Москва
 ()
фотохудожник Армавир
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Томск