Псков. Собор Рождества Иоанна Предтечи в Завеличье

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 21 апреля 2016 в 14:30
Иоанно-Предтеченский собор был построен по заказу князей Пскова, основавших здесь монастырь. В древности храм служил местом погребения княгинь, а иногда и других членов семейств псковских князей или наместников. Дата его возведения неизвестна. В исторических источниках он впервые упоминается только под 1243 годом.
По мнению псковского реставратора И.И.Лагунина, заказчиком Иоанновского собора выступил один из видных политических деятелей Руси второй четверти — середины 12 века Святополк Мстиславович, внук Владимира Мономаха. Святополк, в крещении- Иоанн, был тесно связан с Псковом, после смерти своего брата Всеволода в течение нескольких лет он занимал псковский престол, затем княжил в Новгороде. И.И.Лагунин склонен связывать с именем Святополка не только постройку Иоанновского собора в Завеличье, напротив кремля, но также и возведение (или завершение строительства) главного, Троицкого собора Пскова: «Такая самостоятельность князя и резкий рост авторитета Пскова в Новгородской федерации, - пишет он,- возможно, и послужили причиной конфликта князя с новгородцами, в результате которого он был изгнан и намеренно забыт».
Иоанно-Предтеченский собор, замечательный памятник домонгольской архитектуры, неоднократно привлекал к себе внимание виднейших учёных. Изучением и реставрацией храма занимались такие знаменитые археологи, исследователи архитектуры и реставраторы, как: И.Э.Грабарь, В.Д.Белецкий, А.И.Некрасов, Г.М.Штендер, Л.И.Комеч, В.А.Булкин, Ю,П.Спегальский. Общепринятая дата основания собора- начало 1140-х годов. Однако существует мнение, несколько удревняющее историю храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Так, архитектор-реставратор С.П.Михайлов датировал постройку 1124-1127 годами. Если данное предположение верно, то Иоанновский собор следует признать древнейшим сохранившимся зданием Пскова.
В домонгольский период русской истории на строительство более или менее крупного каменного храма обычно уходило от 4 до 6 лет, что установлено подсчетами исследователя средневековой архитектуры П.А.Раппопорта. Так, по пять лет, иногда- шесть, строили церкви Рождественского монастыря во Владимире (1192-1196), Бориса и Глеба в Ростове (1214-1218), Богородицы Пирогощей в Киеве (1131-1136), Георгиевский собор в Юрьеве Польском (1230-1234), хотя в последнем случае в первый год, кроме того, «рушили» древнюю церковь, на месте которой ставили новую. Возведение грандиозных построек Софии Киевской и Софии Новгородской, видимо, продолжалось в течении шести лет. Иногда сроки сокращались: Успенский собор (1158-1160) и собор Княгинина монастыря (1211-1202) по Владимире возвели за три года. Успенский собор в ростове строили всего два года (1161-1162), но здесь летописец счел нужным специально отметить, что «бе церковь основана мала».
Интересно, что существенная эволюция сроков строительства прослеживается в Новгородском зодчестве, составной частью которого в домонгольское время можно считать и зодчество псковское. В первой половине 12 века строители работали здесь с такой же скоростью, как в других городах. Церковь Иоанна на Опоках построили за четыре года (1127-1130), а собор Антониева монатыря- за три или четыре года (1116 или 1117-1119). Однако во второй половине 12 века дело пошло быстрее: небольшие размеры храмов и их упрощённые формы позволили возводить церкви за два сезона или даже за один.
При возведении Иоанновского собора были применены некоторые приёмы, не характерные для предшествующего времени, но вполне вписывающиеся в строительные принципы 12 века. Так, если в первое столетие существования на Руси каменного зодчества лестницы для подъёма на хоры располагались в башнях, примыкающих к основному объёму здания, то в 12 столетии их начинают размещать в толще стен церкви. Наиболее ранний пример такой лестницы известен в соборе елецкого монастыря в Чернигове, возведённом в самом начале 12 века. В нём лестница была устроена в западном членении северной стены. Также устроены лестницы киевской Кирилловской церкви, Успенского собора Старой Рязани и Борисоглеюской церкви Смядынского монастыря. Ещё чаще лестницу делали в северном членении западной стены храма. Примерами могут служить церкви Успения на Подоле в Киеве, Борисоглебская в Чернигове, Петра и Павла в Смоленске, Воскресенская в Переяславле, Благовещения в Витебске, Спасская в Полоцком Евфросиниевом монастыре и Успенский собор в Галиче.
В этот список входит и псковский Иоанновский собор, но следует заметить, что среди памятников новгородского зодчества больше ничего подобного мы не найдём. Позднее, примерно с 60-х годов 12 века, здесь установилась традиция размещать лестницу не в северном, а в южном членении западной стены. Замена широкой и пологой лестницы в лестничной башне, ведущей на хоры, узкой и крутой лестницей в толще стен, вероятно, объясняется желанием удешевить стоимость постройки.
Типично новгородский приём был использован неизвестными авторами Иоанновского собора при создании самих хор. Речь идёт о системе балок, которые традиционно применялись для устройства хор в новгородском зодчестве. Впрочем обычно на них опиралось среднее членение хор (церковь Петра и Павла на Синичьей горе, староладожские Георгиевская и Успенская церкви) — в соборе же Рождества Иоанна Предтечи, как и в церкви Спаса на Нередице, балки поддерживают все хоры.
Еще одним архитектурным новшеством, введенным строителями Иоанновского собора, вилось изменение принципа создания полов. В это время вышли и з употребления мозаичные и шиферные полы и получили широкое распространение полы из керамических плиток.
Кроме того, стали применяться известковые полы, а также полы из кирпича и из каменных плит. Известковые полы представляют собой хорошо затертый слой раствора (большая часть это специальный, очень прочный мелкозернистый раствор, состоящий из извести и мелкотолченого кирпича или известняка), небольшой толщины — около 1-2 сантиметров; под ним, как правило, лежит более грубый слой раствора.
Крупный историк архитектуры П.Н.Максимов, рассуждая о новогородском зодчестве 12 века после превращения новгородской земли из княжества в вечевую «республику» (1136), писал, что теперь вместо немногих больших и дорогостоящих соборов принялись строить многочисленные, но далеко не столь помпезные приходские или монастырские церкви с маленьким приделом на хорах — своего рода домовой церковью заказчика, располагавшего меньшими средствами, чем прежние князья — носители верховной власти: «Новые храмы не должны были производить на зрителя того впечатления строго величия и подавляющей мощи, какое производили их предшественники. Они сохраняли известную монументальность, присущую зданиям общественного назначения и оправдывавщуюся их градостроительным значением (хотя, как более многочисленные, они становились композиционными центрами лишь небольших частей городов), но былая строгость в них начала уступать место живописности и приветливости». В качестве примера такой церкви П.Н.Максимов приводит именно Иоанновский собор Пскова.
Коренастый, прочно вросший за девять веков своей историей в землю, лишенный богатых украшений Иоанно-Предтеченский собор, возможно, не так радует глаз как другие знаменитые памятники русского культового зодчества. Однако строгий минимализм этой церкви, стоящий на берегу реки Великой, свидетельствует об ином великолепии — доступной и понятной «проповеди в камне», составляюшей задачу любого христианского храма.
Первое столетие истории храма в честь Рождества Иоанна Предтечи «съедены» безжалостным течением времени. Не ранее середины 13 столетия можно проследить отложившуюся в доступных нам письменных источниках летопись бытия собора, и при этом данное повествование будет весьма неполным, фрагментарным, к томуже во многом опирающемся на легенды.
В течении всего этого времени Иоанновский храм являлся собором однеоименного монастыря.
По преданию, монастырь вокруг Иоанновского храма основан около 1240 года святой благоверной княгиней Евфросиньей, в иночестве Евпраксией. В 1243 году, после мученической смерти в городке Оденпе (Одемпе), на землях современной Эстонии, она была погребена в соборном храме созданного ею монастыря — у северной стены, рядом с амвоном. С тех пор Иоанновский храм стал усыпальницей псковских княгинь. В последней четверти 13 века он находился под покровительством прославленного псковского князя Довмонта. Здесь обрели свое последнее пристанище княгиня Мария, внучка Александра Невского и жена Довмонта, княгиня Наталия — невестка Довмонта, супруга его сына Давида.
В 1487 году «князь Ерослав преставися во Пскове, и положише его у святы а троицы, также и княгиня его и сын его преставися и положении у святого Иоана в Завеличье». Речь идет о представителях знаменитого рода Оболенских, уже с конца 14 века находившихся на службе великих князей московских. Ярослав Стрига-Оболенский являлся псковским наместником, направленном сюда Иваном 3. считается, что наместник и его семья погибли в 1487 году от морового поветрия, черной тенью тогда накрывшего Псков. Ярослав упокоился в Псковском кафедральным соборе во имя Троицы Живоначальной, а жена и сын — в храме Рождества Иоанна Предтечи.
После присоединения Пскова к Москве в 1510 году великий князь Василий 3 жалованный грамотой освободил крестьян иоанновской обители от местного суда. В последствии эту грамоту подтверждали другие русские государи. Монастырь получил право обращаться непосредственно к ним по судебным делам.
Случились и несчастья. В 1581 году, во время осады Пскова войсками Стефана Батория, Иоанновский монастырь был разграблен поляками. В 1615 году город штурмовали уже шведы, предводительствуемые королем Густовым 2 Адольфом. Тогда незваные гости устроили в обители «шведский магазин», то есть склад. Повесть «о прохождении свейского короля с немцы под град Псков» рассказывается, что шведы приступали к крепости 9 октября «от великия реки и от варлаамских ворот»; одни подплывали на плотах по реке к нижним решеткам, заграждавшим путь в город по реке Пскове, другие стреляли ядрами из пушек от Иоанновского монастыря, «через градную стену, по людям биющие». Защитники Пскова поражали врагов оружием, бросали с крепостной стены камни, скатывали бревна, обливали нападавших кипятком. Бой продолжался «от второго часа и до вечера», почти целый день. Говорили, что шведы выпустили по городу «седмьсот ядр огненных», а чугунных и железных — без счета. В 1627-1628 годах, при реставрации крепостной стены, у варлаамских ворот нашли 650 ядер больших и малых.
В правление Михаила Федоровича Романова Иоанно-Предтеченский монастырь, пришедший в упадок после событий конца 16- начала 17 веков, был возобновлен. 28 марта 1623 года царь Михаил от своего имени и от имени Патриарха Филарета дал обители льготную грамоту. В подтверждение всех своих прав на владения монастырь получил от царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича. 12 сентября 1716 года в Иоанновском соборе молились вдовствующая царица Просковья Федоровна, супруга родного брата и соправителя Петра 1 Ивана, с дочерями Анной Иоанновной, будущей российской императрицей, и Просковьей Иоанновной.
Так послу поле секуляризационных мероприятий 1764 года материальное положение Иоанно-Предтеченской обители стало тяжелым, несмотря на то, что всоответсвии с монастырскими штатами ее отнесли ко второму классу. Монастырь считался «знатнейшим из числа женских монастырей псковской еперхии», в него переводили монахинь из упраздненных обителей, к нему приписали церкви, бывшие до 1764 года монастырскими: Ильинскую (Ильи Сухого) на Завеличье и Стефановскую (мужского монастыря с Луга).
В 1811 году в приделе Иоанновского собора, снесенным в ходе реставрации после Великой отечественной войны, был погребен вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер, отец героя Отечественной войны 1812 года Александра Фигнера. Вдова А.С.Фигнера в память о своем муже пожертвовала в монастырь потир, надпись на котором гласила: !Подаяние вдовы Лейб-гвардии артиллерии полковницы Ольги Михайловны Фигнер, урожденной Бибиковой, на память мужа ее, отличившегося во многих военных делах и погибшего на реке Эльбе 1 октября 1813 года при изгнании неприятеля их Отечества».
С 1840 по 1842 год, согласно указу Псковской духовной консистории, причт монастыря состоял из двух священников, одного диакона и двух причетников. В 1842 году должность диакона «сократили». По цитатам 1876 года в монастыре надлежало быть настоятелю, помощнику настоятеля и двум псаломщикам. Определением Святейшего Синода от 21 декабря 1884 года разделение священников на настоятелей и помощников было упразднено.
9 июля 1878 года монастырь посетили великие князья Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей и Павел Алекандровичи. В 1910 году здесь останавливалась прославленная в лике святых великая княгиня Елизавета Федоровна. В время её визита, 8 августа, игуменья Ювеналия поднесла гостье икону Иоанна Предтечи и просфору. В Иоанновском соборе Елизавета Федоровна приложилась к храмовой иконе Иоанна предтечи и гробницам благоверных княгинь.
До революции Иоанновский собор окружало небольшое кладбище, служившее для погребения монашествующих. За особое пожертвование в пользу монастыря здесь, впрочем, хоронили и мирян- в частнсти, на этом кладбище нашли упокоение три псковских губернатора: А.Л.Черкасов (умер в 1856 году), М.Б.Прутченко (умер в 1886 году) и К.И.Пащенко (умер в 1900 году).
В начале 20 столетия монастырь был благоустроен, храмы отремонтированы, появились новые жилые помещения и необходимые службы. В 1913-1914 годах в обители проживали 25 монахинь, 47 рясофорных послушниц и 32 послушницы0белицы. С установлением советской власти монастырь заняли красноармейцы. Сёстрам оставили только два маленьких дома, при этом было реквизировано всё монастырское имущество. Псковская духовная консистория 15 января 1919 года просила псковский губисполком «войти в положение насельниц монастыря и оказать им возможное снисхождение возвращением реквизированного скота и съестных припасов, а также и добавочного помещения». Губисполком на это обращение ответил, что «действия советской власти по реквизициям имущества одинаковы для всех граждан и оказывать снисхождение Псковскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю нет оснований».
Жизнь обители подходила к концу...
Вопрос о ликвидации Иоанно-Предтеченской обители поднимался в феврале 1921 года- тогда предполагалось устроить здесь колонию для беспризорных детей. Этот план осуществлён не был. Летом 1923 года состоялась передача помещений обители в ведение предприятия «Пролетарий». Иоанновский собор предназначался под клуб, остальные помещения должны были стать общежитием, в кельях произвели соответствующий ремонт. Монастырское имущество, представлявшее художественную ценность, передавалось в музей, всё остальное- в распоряжение местных органов власти.
В марте 1924 года с собора сняли и отправили на переплавку колокола, а 18 мая газета «Псковский набат» сообщила, что «снят последний крест Иоанновского монастыря, превращённого в клуб и общежитие завода». Одновременно, 16 мая 1824 года, постановлением губисполкома было закрыто для захоронений кладбище при обители. Через 13 месяцев всё тот же губисполком распорядился срыть кладбище, предоставив право родственникам в сжатые сроки перезахоронить останки близких в другом месте. 1925 год стал последним годом жизни инокинь при бывшем Иоанно-Предтеченском монастыре. Сёстры разошлись кто куда, впоследствии часть из них подверглась репрессиям, часть оказалась в ссылке. Есть сведения, что некоторые из бывших насельниц претерпели мученическую кончину непосредственно в стенах разорённой обители.
В 1930-е годы Иоанновский собор использовался, по некоторым данным, как гараж, затем его последовательно приспосабливали под склад типографии, хранилище торфа и музей. В года Великой Отечественной войны храм в честь Рождества Иоанна Предтечи сильно пострадал, почти все пристройки были разрушены.
С конца 1940-х годов началась реставрация церкви- в соответствии с проектом архитектора П.М.Максимова. Тогда приняли решение восстановить покрытие главсобора и основного объёма храма в формах близких к первоначальным; приделы во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Серафима Саровского при этом не воссоздавались. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года собор был взят под охрану государства как памятник республиканского значения. В 1978 году, во время очередных реставрационных работ, в одной из ниш западной стены храма, расположенных на уровне хоров и, возможно, служивших для уединённой молитвы, обнаружили тайник, включавший около 70-и предметов, в том числе небольшие келейные иконы. Среди них особую ценность имели икона византийского письма 14 века и ряд икон псковской школы иконописи 15 столетия.
В 1991 году Иоанновский собор вернули Русской Православной Церкви, и 7 июля здесь прошло первое богослужение. С 1993 по 2006 год настоятелем собора являлся известный иконописец Андрей Давыдов. Он создал при приходе иконописную школу, а также расписал фресками притвор, часть главного нефа собора и двухъярусный иконостас. С 2007 года Иоанновский собор стал подворьем Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря. В апреле 2009 года на звонницу храма подняли 6 новых колоколов общим весом около пятисот килограммов.
20 августа 2012 года Министерство культуры России издало приказ «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1240 г.» (г. Псков) и его регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Следует обратить внимание, что документ предлагает 1240 год в качестве официальной даты основания храма.

Православные храмы, путешествие по святым местам. № 19 Издательство «Деагостини»
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Новосибирск
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Люблю... Владивосток
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва