Тверь. Собор Рождества Христова в Христорождественском монастыре Адрес: Тверь, улица Баррикадная, 1 а Годы строительства: 1810-1820 Архитектор: Карл Иванович Росси Стиль: Классицизм
По преданию, тверской Христорождественский девичий монастырь основан в конце XV века. Существующие каменные постройки монастыря относятся к концу XVIII началу XX века. Собор Рождества Христова является композиционным центром монастырского ансамбля. Его строительство было начато на 1810 году на вклады царской семьи, но в 1813 году почти готовое здание рухнуло, существующий ныне двухэтажный собор закончен строением лишь в 1820 году. Проект храма принадлежит архитектору К.И. Росси, работавшему в это время в Твери. Здание выполнено в стиле позднего классицизма, сложено из кирпича, оштукатурено, детали из белого камня. Облик сооружения отличается подлинной монументальностью. Прямоугольный в плане объем увенчан торжественным пятиглавием. Фасады с небольшим ризалитом в центре украшены четырех колонными портиками тосканского ордера с фронтонами. Верх стен опоясывает дорический фриз. Здание отличается запоминающимся силуэтом, является высотной доминантой современного Пролетарского района города. В советские времена здание арендовало спортивное общество. Собор Рождества Христова возведен по проекту К.И. Росси. Строительство собора началось в 1810 г. на вклады царской семьи. Однако почти завершенное здание в 1813 г. обрушилось и ныне существующее сооружено вновь в 1814-20 гг. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены. Квадратный в плане храм, увенчанный пятью купольными главами на цилиндрических барабанах, выполнен в стиле позднего классицизма с характерным для него декоративным убранством. Средние части всех фасадов подчеркнуты одинаковыми ризалитами небольшого выноса, а с трех сторон кроме восточной их украшают монументальные четырехколонные портики тосканского ордера, завершенные антаблементом с триглифным фризом и треугольными фронтонами. На восточном фасаде колонны заменены пилястрами. Внутри портиков колоннам соответствуют пилястры, поставленные и на углах четверика (с выпуском ребра). По сторонам портиков находятся прямоугольные окна в обрамлении пилястр и неполного антаблемента. Окна алтарного ризалита - арочные. Массивный центральный барабан прорезан 12 арочными окнами. Архивольты их обрамлений соединены тягой на уровне пят. Тягу перебивают поставленные в простенках ионические пилястры, поддерживающие гладкий фриз и карниз. Боковые главы глухие; ложные арочные окна на их барабанах перекликаются с декором центральной главы. В интерьере четыре мощных, широко расставленных столба-пилона поддерживают с помощью подпружных арок купол на крупном световом барабане. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлен через паруса. Рукава креста перекрыты лотковыми сводами, угловые ячейки, над которыми поставлены малые барабаны, - крестовыми. Стены оштукатурены и первоначально были окрашены в голубой цвет. В оконных проемах сохранились решетки с характерным для позднего классицизма рисунком, а также металлические двустворчатые двери порталов. Полы поздние, цементные. Под восточной частью собора находится подвал, освещенный окнами, пробитыми в 1960-е гг. в восточной стене.
По материалам Официального сайта Тверской епархии и издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 1 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
Адрес: Тверь, улица Баррикадная, 1 а
Годы строительства: 1810-1820
Архитектор: Карл Иванович Росси
Стиль: Классицизм
По преданию, тверской Христорождественский девичий монастырь основан в конце XV века. Существующие каменные постройки монастыря относятся к концу XVIII началу XX века.
Собор Рождества Христова является композиционным центром монастырского ансамбля. Его строительство было начато на 1810 году на вклады царской семьи, но в 1813 году почти готовое здание рухнуло, существующий ныне двухэтажный собор закончен строением лишь в 1820 году. Проект храма принадлежит архитектору К.И. Росси, работавшему в это время в Твери.
Здание выполнено в стиле позднего классицизма, сложено из кирпича, оштукатурено, детали из белого камня. Облик сооружения отличается подлинной монументальностью. Прямоугольный в плане объем увенчан торжественным пятиглавием. Фасады с небольшим ризалитом в центре украшены четырех колонными портиками тосканского ордера с фронтонами. Верх стен опоясывает дорический фриз. Здание отличается запоминающимся силуэтом, является высотной доминантой современного Пролетарского района города.
В советские времена здание арендовало спортивное общество.
Собор Рождества Христова возведен по проекту К.И. Росси. Строительство собора началось в 1810 г. на вклады царской семьи. Однако почти завершенное здание в 1813 г. обрушилось и ныне существующее сооружено вновь в 1814-20 гг. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены. Квадратный в плане храм, увенчанный пятью купольными главами на цилиндрических барабанах, выполнен в стиле позднего классицизма с характерным для него декоративным убранством.
Средние части всех фасадов подчеркнуты одинаковыми ризалитами небольшого выноса, а с трех сторон кроме восточной их украшают монументальные четырехколонные портики тосканского ордера, завершенные антаблементом с триглифным фризом и треугольными фронтонами. На восточном фасаде колонны заменены пилястрами. Внутри портиков колоннам соответствуют пилястры, поставленные и на углах четверика (с выпуском ребра). По сторонам портиков находятся прямоугольные окна в обрамлении пилястр и неполного антаблемента. Окна алтарного ризалита - арочные. Массивный центральный барабан прорезан 12 арочными окнами. Архивольты их обрамлений соединены тягой на уровне пят. Тягу перебивают поставленные в простенках ионические пилястры, поддерживающие гладкий фриз и карниз. Боковые главы глухие; ложные арочные окна на их барабанах перекликаются с декором центральной главы.
В интерьере четыре мощных, широко расставленных столба-пилона поддерживают с помощью подпружных арок купол на крупном световом барабане. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлен через паруса. Рукава креста перекрыты лотковыми сводами, угловые ячейки, над которыми поставлены малые барабаны, - крестовыми. Стены оштукатурены и первоначально были окрашены в голубой цвет. В оконных проемах сохранились решетки с характерным для позднего классицизма рисунком, а также металлические двустворчатые двери порталов. Полы поздние, цементные. Под восточной частью собора находится подвал, освещенный окнами, пробитыми в 1960-е гг. в восточной стене.
По материалам Официального сайта Тверской епархии и издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 1 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)