Тула. Храм мучеников Флора и Лавра (Храм Боголюбской иконы Божией Матери)

 

 

Комментарии (5)
Стерхъ # 7 ноября 2016 в 19:34
Тула. Храм мучеников Флора и Лавра (Храм Боголюбской иконы Божией Матери)
Адрес: Тула, улица Мосина (Старо-Павшинская), 1
Строительство: 1772-1796
Архитектор: Сокольников Козьма Семенович (?)
Стиль: Барокко с элементами классицизма

Церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра была известна еще в начале XVII века. Тогда она была деревянной, с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Храм стоял в слободе, носившей его же имя - Флоровской. Это одна из древнейших тульских слобод, находившаяся за Никольскими воротами Земляного города. Никольские ворота располагались примерно там, где сегодня улица Металлистов выходит на улицу Советскую.
К 1710 году здание церкви с главным престолом было уже каменным; в 1748 году при ней с правой стороны на средства прихожан устроили каменный придел Косьмы и Дамиана. Приблизительно в то же время появился придел с левой стороны — во имя иконы Божией Матери «Знамение».
В 1771 году во время эпидемии чумы, по преданию, ознаменовалась чудотворениями Боголюбская икона Божией Матери, находившаяся в этом храме. История Боголюбской иконы такова. Благоверный великий князь Андрей Юрьевич, решив переселиться из киевских пределов в Суздальскую землю, взял с собой чудотворную древнюю икону Богоматери. Читаем в книге «Богоматерь» (1909 г.): «Когда князь приближался ко Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какою-то невидимою силою и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо прежних.
Князь Андрей <...> дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владимире, а на месте явления создать церковь и при ней устроить обитель. <...> По указаниям князя иконописцы написали превосходную икону. Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв к небу.
От земли встают очертания монастыря, а пред Пречистой склонился в молитве князь Андрей. <...> В память того, что Богоматерь возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир <.„>. Новонаписанная же икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской».
Вернемся к тульскому храму Флора и Лавра. К началу 1770-х гг.«... настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость, и внутрь оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывает весьма утеснительно, и для того приходские люди согласились всем обществом во славу Божию вместо оной церкви сооружить на том же кладбище (при приходских церквях тогда были кладбища. - Н.К.) близ оной вновь каменного здания церковь во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы, с приделами по правую сторону Св. мучен. Флора и Лавра, по левую Св. бессребреников Косьмы и Дамиана». Так говорилось в храмозданной грамоте, данной преосвященным Феодосием в 1772 году. Сразу же началось возведение нового храма.
Вначале построили и в 1779 году освятили приделы. Главный престол с иконостасом обустроили к 1796 году. С этого времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбской. В народе же до наших дней удержалось ее прежнее название - Флора и Лавра.
Для времени возведения церкви было характерно смешение двух архитектурных стилей - затухающего барокко и идущего ему на смену классицизма. Приведем архитектурную характеристику храма, данную в путеводителе «Тула», изданном в 1973 году:
«Строительство церкви было начато с возведения трапезной. Элементы ее декора — закругленные рустованные углы, мансардная крыша, эллиптическая форма окон, декоративные наличники и т.п. — взяты еще из арсенала декоративных форм барокко. Но в здании самой церкви появляются уже такие типичные для классицизма формы, как довольно строгие колонные портики на обоих боковых фасадах, круглый в плане гладкий барабан над световым фонарем и т.п. Однако и здесь мы встречаем еще типичные барочные детали — граненый купол, сложная форма люкарн (окон в куполе, освещающих внутреннее пространство здания. - Н.К.), закругленные углы основного объема, ничего не несущие колонны в местах примыкания апсиды (алтарный выступ в восточной части храма. - Н.К.) к церкви. Да и квадратный в плане световой фонарь -вместо круглого барабана - представляет собою дань стилю барокко.
Очень интересно и необычно конструктивное решение церкви: ее внутреннее пространство не имеет несущих колонн, и вся нагрузка от высокой надстройки передана непосредственно на открылки свода. Такое оригинальное решение говорит о смелости и большом инженерном мастерстве зодчего, имени которого мы не знаем».
Однако в своей работе «Тульский оружейный завод» И.Ф. Афремов приводит имя архитектора, спроектировавшего основной объем храма: это К.С Сокольников. И.Ф. Афремов пишет о нем: «Как отличный зодчий-механик прославил себя построением в Туле <...> храма Флора и Лавра, где утвержденный им (минуя капитальных стен) большой купол свидетельствует о высоком искусстве и знании его в зодчестве и механике».
По мнению P.P. Лозинского, К.С. Сокольников принимал участие в построении колокольни, а не храма.
До начала XIX века при церкви оставалась старая колокольня, крытая зеленой черепицей, с железным крестом. В 1806 году прихожане подали прошение о строительстве новой колокольни. Она была возведена к 1830 году. В 1834 году был приобретен самый большой ее колокол весом в 519 пудов; средства на это - 22 тысячи рублей ассигнациями - пожертвовал купец Поддельщиков.
Главной святыней церкви была Боголюбская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями как во время эпидемии чумы в 1771 году, так и во время эпидемических болезней в XIX веке. Напуганные приближением холеры в 1892 и 1893 годах, туляне решили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу. Эта риза, с бриллиантовыми розами в венце, была изготовлена в 1894 году и обошлась более чем в 7000 рублей.
Еще одной святыней являлась Феодоровская икона Божией Матери весьма древнего письма.
В храме имелся старинный ореховый, с резными священными изображениями шкаф для хранения книг и разной утвари. По преданию, он был вывезен купцами Лугиниными из Голландии и потом передан по их завещанию в церковь.
Святые мученики Флор и Лавр в России считались покровителями коневодства, поэтому в день их памяти к храму съезжался народ освящать коней.
Церковноприходская школа открылась при храме в 1894 году.
По церкви назывался Флоровский переулок (в источниках советского времени — Фроловский). Он состоял из двух частей, расположенных под прямым углом друг к другу, и, проходя рядом с храмом, соединял улицы Ильинскую (ныне ул. Ленина) и Старо-Павшинскую (ныне ул. Мосина). В 1924 году Флоровский переулок переименовали в Красный.
В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в списке «Тульские здания, как исторические памятники», церковь Флора и Лавра относится к стилю «петербургского барокко».
В феврале 1929 года Тульский губисполком принял решение снести церковь Флора и Лавра. От сноса ее, видимо, спасла характеристика, данная Главнаукой Народного комиссариата просвещения. Это ведомство представило заключение о том, что церковь является памятником архитектуры XVIII века.
В 1930-х годах храм был закрыт и передан оружейному заводу. Первоначально в нем разместилась заводская столовая, затем - склады, техническая испытательная станция. В 1956 году здание арендовалось «Культремснабом» областного управления культуры под склад.
К началу 1970-х годов церковь находилась в запущенном состоянии, стояла с выбитыми окнами, купол ее был лишен кровли. В середине 1970-х проведена консервация здания бывшего храма — ремонт кровли, фундамента и фасадов.
В 1991 году церковь Флора и Лавра поставлена на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
Храм был возвращен Тульской епархии в 1990 году. Храм достался верующим с уничтоженными системами отопления и освещения, с выломанными оконными рамами. Во время нахождения в здании церкви технической станции пол был забетонирован по самые окна. Пришлось отбойными молотками разбивать бетон и выносить его куски вручную.
Сегодня при храме действуют библиотека и воскресная школа.

Подготовлено с использованием материалов книги Наталии Кириленко «Храмы города Тулы» (Тула, 2010).
[Link]
ФотоЛюбительНицаЖелезныхДорог # 7 ноября 2016 в 19:54
Отлично!!!
Стерхъ # 7 ноября 2016 в 20:09
Спасибо.
Андросова Людмила # 11 ноября 2016 в 21:07
angel
Стерхъ # 11 ноября 2016 в 23:16
Спасибо
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Владикавказ
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Пушкино
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотограф Москва
 ()
фотохудожник Армавир
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Дубна