Ярославль. Храм Михаила Архангела (Гарнизонный)

 

 

Комментарии (8)
Стерхъ # 11 января 2017 в 17:45
Ярославль. Храм Михаила Архангела (Гарнизонный)
Адрес: Ярославль, улица Первомайская (Казанская), 67
Годы строительства: 1657-1682
Стиль: Древнерусское зодчество, ярославское зодчество

Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества. Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе.
В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим... наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле- умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая).
Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более двадцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.
Тёплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроили в южном крыле галереи после 1781 года. Церковь Михаила Архангела была расписана в 1731 году артелью местных мастеров, имена которых сообщает надпись на южной стене: «Трудившиеся о Бозе ярославские иконописцы Фёдор Фёдоров, Семён Иванов, Ива да Иван же дети Никитины, Алексей Сергеев, Алексей Иванов, Андрей Емельянов... с сыном Афанасьем, Иван Сергеев, Матфей Сергеев, Ларион Иванов, Иван Стефанов, Иван Афанасьев, Матфей Никитин».
В Архангельском храме находилось несколько чтимых икон, поставленных, по преданию, княгиней Анной: над царскими вратами помещался образ Богоматери Владимирской в серебряной ризе, на полях которой были отчеканены святые «греческой церкви» (иконографической особенностью «осмивершковой» иконы являлись изображения в её углах пророческих видений), а так же храмовая икона Архангела Михаила, которая хранится в настоящее время в Третьяковской галерее. О последней ярославский уерковный историк С.А.Серебренников в 1851 году писал: «... храмовый образ Св. Архистратига Михаила замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма и самой одежды Архистратига: риза на нём серебряная, устроена в 1808 году, но венец и цата старые, серебряные, вызолочены и украшены каменьями и жемчугом».
Кроме того, в церкви Михаила Архангела стояла икона Смоленской Богоматери, привезённая, по версии И.А.Тихомирова, князем Федором Чёрным из Смоленска «около 1283 года, во время его недолгого пребывания тамошним князем». Прихожане с особым благоговением относились к иконе Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви, которая, по преданию, была прежде храмовой. Это может служить косвенным указанием на то, что в зимнем храме прихода некогда имелся престол во имя святого Антония. Празднество этой иконе ежегодно совершалось вплоть до закрытия церкви.
В Архангельской церкви находились и другие святыни: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 32 частицами мощей разных святых; напрестольный крест с частями мощей святых князей Федора, Давида и Константина; напрестольный крест с частицами мощей ярославского князя Василия, Романа Угличского и «преподобных отцов в обители Святого Саввы избиенных»; а также три небольших серебряных креста с частицами мощей.
В 18 веке ежегодно в храмовый праздник, 8 ноября, из Успенского собора в церковь Михаила Архангела совершался крестный ход со всеми священниками города, позднее он был отменён.
Некоторые подробности истории церкви Михаила Архангела сообщает священник этого храма Симеон Егоров, который с 1761 по 1825 год вёл церковную летопись, названную им «Келейная запись». Так, черепичные главы храма, пострадавшие в пожар 1738 года, были в 1745 году заменены новыми. В 1810 году вместо расколотого большого колокола весом в 62 пуда, отлитого в 1760 году Иваном Кореневым, установлен новый, в 75 пудов, мастера Христофора Крепышева.
Благодаря записям священника нам становится известен чин поднятия креста на новую главу храма, состоявшегося в 1816 году: «июля 2 числа в воскресный ясный день, после литургии последовал, с позволения и благословения архипастырского, позыв во все колокола для поднятия креста,обитого белым луженым железом на среднюю большую главу. В сее самое время, при множестве сошедшегося народа, отправляемо было вне церкви молебствие с водоосвящением честному кресту, который положен был, обвитый тонким холстом, на одр погребальный. По совершении же молебствия крест окроплён был святою водою, также и весь народ, из числа коего многие с благоговением тогда прикладывались к честному кресту. Потом, при обыкновенном колокольном звоне, началось поднятие воротом вверх на главу креста Господня, который как поровнялся с кровлей церковной, тогда происходил редкий звон, как бы во время погребения, и продолжался до конечного поднятия. Наконец, когда святой крест поставлен был на главу совершенно, тогда обыкновенный во все колокола звон заключил всю сию церемонию».
Приход Архангельского храма, весьма значительный в 1781 году для этой части города (234 человека), в начале 20 века сократился до 82.
Церковь Михаила Архангела была закрыта в январе 1924 года, на следующий год с неё сняли на переплавку колокола. Судьба храма в советское время была схожа со многими храмами Ярославля . После закрытия храм был передан под склад. Позднее находился под «опекой» Ярославского музея-заповедника и реставрировался. В 1992 году — передана Русской Православной Церкви. На Пасху 1994 года настоятелем храма священником Анатолием Михайловичем Перегудовым была проведена в нём первая литургия.
Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и РостовскогоМихея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного. Уже более десяти лет в современной церковной истории Ярославля он является центром активного сотрудничества епархии и войсковых подразделений в городе и области. Во время Чеченской войны настоятель храма не только напутствовал отправлявшиеся на Кавказ подразделения, но и не раз окормлял воинов в их боевом ресположении.
Знаменательным событием в жизни церкви стало её посещение в 1997 году Патриархом Алексием: Святейший тогда освящал часовню, устроенную близ Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря в память о народном ополчении 1612 года.
Силами прихожан и благотворителей при протоиерее Анатолии были выполнены работы по благоустройству южного Благовещенского придела, в котором ныне и совершаются богослужения.
В сентябре 2007 года байкерский крестный ход, который был организован натосятелем Благовещенской церкви в Яковлевской слободе протоиереем Георгием Сергеевичем Лапшиным, доставил из воинской Знаменской церкви города Одинцово Московской области икону Ильи Муромца с частицей мощей преподобного, заказанную Русским Афонским обществом. Ещё одной чтимой святыней Архангельского храма стала частица святых мощей апостола Андрея Превозванного, которая хранится в ковчеге.
Настоятель Архангельского храма отец Павел Борисович Рахлин, по традиции возглавляет епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правохранительными учреждениями..

Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008.
♣ Андрей Иркутский # 11 января 2017 в 17:48
ого.
зачем столько буков ?!
их никто читать не будет. это фотосайт, а не википедия.
Стерхъ # 11 января 2017 в 17:59
Спасибо. А я и не знал. Думал, Википедия.
♣ Андрей Иркутский # 11 января 2017 в 18:00
пожалуйста. теперь будет в курсе.
KONDORFOTO # 13 января 2017 в 22:01
А я читаю! Отлично! Как Вам удалось снять без машин и людей, сколько раз там фоткал и вседа одни туристы?
Стерхъ # 13 января 2017 в 23:27
Новогодние праздники и жуткий мороз сделали своё дело - машин не было. Спасибо.
KONDORFOTO # 14 января 2017 в 21:09
Повезло!
♣ Андрей Иркутский # 14 января 2017 в 04:23
"А я читаю!"

ну значит всё не зря.
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Пушкино
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотограф Москва
 ()
фотохудожник Армавир
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва