Ярославль. Ильинско-Тихоновский храм
Комментарии (1)
Стерхъ # 4 июля 2015 в 00:12
Начало Ильинско-Тихоновской церкви вписано в предание об основании города Ярославом Мудрым. Легендарные подробности этого события содержатся в «Сказании о построении града Ярославля», текст которого хранился в рукописях ростовского архиепископа Самуила и был опубликован только в 19 веке.
Архиепископ Самуил Миславский занимал Ростовскую кафедру в 1776-1783 годах- в пери­од образования Ярославского наместничества, превращения Ярославля в губернский город, его коренной перестройки, создания образовательных, духовных, культурных учреждений и ведомств. Владыка составил, по просьбе А.П.Мельгунова, первое систематическое описание приходских церкыей Ярославля «со всеми их переменами и приключениями». Рукопись Са­муила Миславского под названием «Церкви города Ярославля в 1781 году» была опубликова­на в 1874 году В.И.Лествицыным. Кроме того, архиепископ собирал местнве сказания, доку­менты по церковной истории города, но эту часть своего архива, став в 1783 году киевским митрополитом, он увёз из Ярославля в Киев. Тексты сказаний о построении града Ярославля, о построении Вознесенской церкви, ряд документов были обнаружены в бумагах владыки в Киеве А.Н.Лебедевым, скопированы и частично опубликованы им в 1870-х годах, след же подлинника потерялся.
Многие Ярославские историки как прошлых лет, так и современные склонялись к тому, что «Сказание о построении града Ярославля! Представляет собой записанную в 18 веке перера­ботку народных преданий, но в его основе лежат реальные события. И.А.Тихомиров, проведя тщательный исторический анализ сообщаемый сказанием сведений оценил его как «наиболее близкое к истине из всех вращающихся в письменности и молве».
В «Сказании о построении града Ярославля» повествуется о том, как князь Ярослав Муд­рый, вступив в поединок с лютым зверем и «победу сотвори» над жителями языческого сели­ща Медвежий угол, на следующее утро «из шатра своего изнесе икону Богоматери». Он по­ставил её на берегу Волги и, водрузив на земле крест, «повеле народу рубити древеса и чи­стити место», на котором «нача строити церковь святого Илии и град созидати». Церковная летопись рассказывает, что храм возвели «из того самого порубленного леса, которым зарас­тала гора сия, которая избрана под населенность градскую, и из которого была срублена и стена, окружавшая город».
Посвящение храма автор связывает с тем, что поединок князя с медведицей произошёл в день памяти ветхозаветного пророка. По другой версии, выдвинутой А.П.Крыловым, на­именование храма- «есть памятник имени, которое носил первородный сын сего князя- Илия, посаженный на престол Новгородский и скончавшийся в 1020 году. Без сомнения, благоче­стивый Ярослав желал, чтобы в храме, посвящённом имени небесного покровителя его пер­венца, непрестанно возносидась молитва к Господу о преуспеянии покровительствуемого».
Ильинско-Тихоновский храм был одним из немногих в Ярославле, который имел особые привилегии, назначенные ещё ярославскими правителями и позднее подтверждавшиеся мо­сковскими великими князьями и царями,- он был ружным, то есть получал ругу, или ежегод­ное денежное содержание от казны. Свидетельством тому служит грамота, данная царём Ми­хаилом Фёдоровичем 30 июля 1617 года Ильинско-Тихоновской и Воскресенской церквам, в которой повелевалось продолжать выплачивать храмам на содержание «из таможенных дохо­дов по десяти рублёв в год». Но к 19 веку о руге было забыто, пока в 1817 году во время ре­монтных работ не обнаружили в «закладенном стенном шкафчике» ружную грамоту. Доку­мент предъявили в городскую думу, и храму возобновились выплаты- сначала 200, с 1824- 250, с 1825- 300 рублей в год.
На протяжении многовековой истории деревянная Ильинско-Тихоновская церковь разру­шалась от ветхости, и пылала в пожарах, но вновь и вновь восстанавливалась на этом же ме­сте. Известно, например, что в 1669 году церковь сгорела от попавшей в нее молнии.
Деревянный храм был двухпрестольный: сохранился серебряный напрестольный крест с изображением Ильи Пророка и Тихона Чудотворца — вклад прихожан 1681 года. В надписи на нем значилось: «в кремли городе в церковь святого славного пророка Илии и святого Ти­хона Чудотворца епископа Амафусийского».
Каменная одноглавая Ильинско-Тихоновская церковь была сооружена в 1694 году (по дру­гим сведениям — в 1684), она сохранила прежнее посвящение престолов: главный — во имя Илии Пророка, придельный теплый в трапезной — Тихона Амафунтского. Судя по раннему описанию храма, он крыт был дранью, глава — черепицей, не имел росписей. На каменной колокольне, построенной над трапезной частью здания, висело шесть колоколов — от 30 пу­дов до 30 фунтов. В 1764 году в церковь был поставлен напрестольный крест, выполненный на средства свщенника Алексея Федорова известным ярославским мастером Афанасием Корытовым.
Первый каменный храм просуществовал до 1824 года, когда «не столько от времени, сколь­ко от непрочности кладки склонился к падению».
Следует отмеетить, что приходы в этой не слишком населенной части Ярославля были не­большими, в 1781 году численность прихожан Ильинско-Тихоновской церкви не превышала 100 человек. А в начале 19 столетия духовные власти отмечали, что «по распространению за черту Рубленной стены приход сей церкви издавна еще начал умоляться, а церковь оскудне­вать в своем содержании... последующие же новые планирования города и переход жителей на новые места лишили ее почти всех прихожан, так что осталось из оных коренных только восемь дворов». Тогда к храму на некоторое время даже приписали Ярославскую пожарную дружину. Немногочисленная и бедная община не могла поддерживать церковное здание в хо­рошем состоянии. Очевидно, его ждала судьба как ближайших Флоровского и Толгского, так и других упразднённых храмов в центральной части города. Но нашёлся человек, который приложил огромные усилия к сохранению церкви на этом святом для горожан месте. Нам ка­жется важным обратиться к дичности строителя храма- статского советника Михаила Алек­сеевича Ленивцева.
М.А.Ленивцев (ок.1763-1837) являлся содержателем винных откупов в губерниях Ярослав­ской, Курской, Костромской, Вологодской, но запутался в делах,, задолжал в государствен­ную казну значительную сумму денег и был объявлен злостным неплательщиком, отсидел несколько месяцев в тюрьме, а затем жил под постоянной угрозой заключения. Его младшая дочь Анастасия страдала от считавшейся неизлечимой в те времена болезни- чахотки (скон­чалась в 1826 году).
Возможно, эти печальные события привели Михаила Алексеевича к мысли о возрождении храма, прихожанином которого он являлся.
Ленивцев с согласия приходской общины был избран строителем Ильинско-Тихоновского храма, ибо он, «ревнуя любовию к памятникам отечественной древности и достодолжно ува­жая святой храм сей, первоначально воздвигнутый рукою первого законодателя в России, пригласил малочисленных прихожан к перестройке угрожающей падением церкви на сбор­ную от доброхотных дателей сумму». Из духовной консистории в сентябре 1823 года были выданы две книги для записи пожертвований (от местных и иногородних вкладчиков) на строительство нового каменного храма.
Михаил Алексеевич, без сомнения, обладал организаторскими способностями и сбор средств начал проводить весьма успешно. Первые записи в обеих книгах о пожертвованиях по 500 рублей были сделаны супругой Ленивцева Анной Ивановной от имени всего их се­мейства. Проявив «благочестивое ревнование и похвальный патриотизм», попечитель смог в короткое время собрать более пяти тысяч рублей, подателями на новый храм были представи­тели высшей аристократии, московский и ярославский губернаторы, члены известных мест­ных дворянских и купеческих родов.
Посчитав собранные средства достаточными для начала строительства и заручившись уст­ным разрешением ярославского архиепмскопа Симеона, Ленивцев в начале весны 1824 года закупил по сходной цене необходимые материалы, а также поторопился контракт с подрядчи­ками Петром и алексеем Чекауровыми. По этому документу полагалось старую церковь сло­мать, разобрать, бут вынуть дочиста, кирпич хорошо очистить, «дабы он мог быть годен в но­вую кладку». Церковь предполагалось соорудить на новом месте, северо-западнее от преж­ней, чтобы здание подвинулось «на градские плановые линии». М.А.Ленивцев, который «в строениях имел многую опытность», составил даже черновой проект планов и фасадов нового храма. К построению предназначалась двухэтажная церковь с тремя престолами в нижнем тёплом храме, из «коих главный престол во имя явленной иконы Божия Матери Толгской, приделы же святых чудотворца Тихона Амафунтского и святого мученика Антипы, а в верхней церкви во имя святого пророка Ильи». Ленивцев представил на рассмотрение губернатору проект храма. Одобрив его как черновой вариант, тот приказал губернскому архитектору П.Я.Панькову «сделать уже чистые планы и фасады с приличными должными украшениями». Завершить каменные работы на храме намечалось к октябрю 1824 года, а весной будущего года- построить дом для священнослужителей.
Когда, казалось бы, всё было готово для начала работ, вмешались трагические обстоятель­ста. Собрав все необходимые документы, М.А.Ленивцев 26 марта обратился к архиепископу Симеону за письменным благословением на разборку прежней и строительство новой церкви. Но владыка, почувствовав недомогание перенёс аудиенцию на следующий день. Бо­лезнь развивалась стремительно, и «28 числа в 5 часов утра он и отыде в вечное блаженство».
С этого времени начинание прихожан застопорилось: несмотря на ходатайства как духов­ных, так и светских лиц, Ярославская консистория отказалась взять на себя ответственность за разрешение на новое строительство и просила подождать прибытия вновь назначенного владыки, архиепископа Авраама. «Дело сие,- говорилось в одном из прошений к церковным властям,- консистория поставила в такое затруднительное положение, что и обязавшиеся контрактом каменщики, наняв многолюдную артель рабочих людей, потеряли напрасно всё способное к ломке и разборке дешевое для них время». Работники грозились оставить у себя выплаченный ранее задаток и отбыть для приискания другой работы на летние месяцы. Кро­ме того, закупленные материалы могли придти в негодность от долгого хранения: так, нега­шеная известь «от пролежания на воздухе до будущего года могла много потерять своей силы и доброты».
Несмотря на отчаянные попытки М.А.Ленивцева спасти ситуацию, его обращения к долж­ностным лицам разного уровня, почти ежедневное хождение в консисторию и даже попытку решить вопрос через костромского архиепископа, разрешение приступить к работам бвло по­лучено только 30 июля 1824 года, вскоре после прибытия нового архиерея на Ярославскую кафедру.
Осенью 1824 года Ильинско-Тихоновский храм был разобран, и в 1825 году началось соо­ружение нового по проекту губернского архитектора. О торжественной закладке церкви, происходившей 28 июня, записал ярославский посадский человек Дмитрий Серебренников в «Памятнике событий», который он вёл несколько десятилетий с конца 18 века: «Крестный ход был из соборной церкви и от Пророка Ильи, с иконами Толгской и Ярославской Богома­тери. Архимандрит с соборянами закладывал храм в присутствии губернатора Безобразова».
Церковное здание было возведено до кровли, когда начались денежные проблемы и, не­смотря на все усилия М.А.Ленивцева, строительство приостановилось «по истощении средств и оскуднении денежного капитала». Однако ктитор продолжал сбор средств: бывая в Петербурге, на Нижегородской ярмарке, он неизменно привозил немалые суммы на богоугод­ное дело.
А вскоре появился ещё один жертвователь- бывший содержатель ярославского питейного откупа московский купец первой гильдии Алексей Ульянович Отрыганьев. Вместе с женой Ольгой Ивановной с октября 1829 по январь 1837 года они пожертвовали на храм почти 20000 рублей!
В 1831 году во многом трудами церковного старосты, ярославского мещанина Ф.М.Кичи­гова, храм был завершен. Новое здание возвели в два этажа, « в обширнейшем, против преж­него, размере». В верхнем этаже помещалась холодная церковь во имя пророка Ильи, освящённая 15 сентября 1832 года ярославским архиепископом Авраамом. Её стены внутри были украшены отдельными живописными композициями, росписи выполняли Ефим Серге­ев Мухин и Александр Максимов в 1836 году.
В нижнем находилась тёплая церковь, её освятили в честь иконы Ярославской Богоматери 3 декабря 1933 года. Следует заметить, что это был единственный храм в Ярославле, освящённый во имя одной из самых почитаемых в городе святынь. Иконостас в него был «поставлен и возобновлён» из упразднённой ярославской церкви Бориса и Глеба. Через четыре года, 16 октября 1837 года, ярославским архиепископом Евгением (Казанцевым) был освящён в честь Тихона Амафунтского левый придел нижнего храма. Правый придел предпо­лагалось устроить во имя князей Бориса и Глеба в память о Борисоглебской церкви, откуда в новый храм поступили не только иконостас, но и другие «священные вещи». Об этом пред­стоящем посвящении говорилось и в 1845 году в исторической справке на чертеже, выпол­ненном замечательным художником Иваном Белоноговым, и в 1860- в книге А.П.Крылова. Неизвестно, по каким причинам, но это посвящение так и не состоялось: в клировой ведомо­сти храма за 1868 год появляется четвёртый престол Ильинско-Тихоновского храма- во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Над западным фасадом храма возвышались две небольшие башни, «из которых одна слу­жит колокольнею, а другая ризницею».
В иконостасе холодного храма почиталась икона «древнего письма» Тихона Амафунтского, изображённого в ряд со святыми- Антипой Мучеником, епископом Пергама Асийского, и Ки­риллом Белозерским. «Страждущие от головной болезни» просили исцеления у святителя Тихона, от зубной боли- у мученика Антипы.
В местном ярусе находилась ещё одна чтимая икона- Тихвинской Богоматери, она поступи­ла, скорее всего, из Борисоглебского прихода, где тёплый храм был устроен во имя образа Тихвинской Богоматери. Дата создания иконы и имя её мастера указывались в надпоси на окладе: «Писал сей святый образ с подлинного чудотворного образа Пресвятыя Богородицы, иже в Тихвине. Писан в Ярославле, церкви святого великомученика Диимтрия Солунского поп Иоанн Андреев 1734 году».
В иконостасе тёплой церкви стояла храмовая икона Ярославской Богоматери, к ней питали особенное почтение «набожные поклонники». Образ был списком с чудотворной иконы, на­ходившейся в ярославском Успенском кафедральном соборе.
Профессор Демидовского лицея Воздвиженский преподнёс в дар Ильинско-Тихоновскому храму часть ризы и гроба Митрофана Воронежского, эта святыня хранилась в серебряном ковчежце.
В октыбре 1896 года потомственная почётная гражданка Н.И.Литова, в память о своём су­пруге М.МЛитове, устроила при церкви для малоимущих прихожанок богадельню на 15 че­ловек.
В послереволюционные годы храм, как бесприходный, передали в ведение Губмузея, и в 1924 году у городских властей возникла идея открыть в нём дом-музей В.И.Ленина. Архитек­тор И.И.Князев представил свои соображения по этому поводу: «это почто гражданское строение, очень величественное и красивое, вполне отвечает назначению для устройства в нём музея». На первом этаже храма должны были разместить партийный архив и кабинеты для «научных» занятий, на втором- музей-пантеон, посвящённый вождю революции. По проекту фронтоны и ниши внешних фасадов храма предполагалось «украсить» скульптурами революционной тематики, а интерьер- барельефами с изображениями павщих борцов, дея­телей коммунизма, героев труда, дабы «уважение и любование было всеобщее». Намерение создать музей, «достойный памяти В.И.Ленина», не осуществилось, но при подготовке зда­ния успели разобрать две боковые башни и главу.
В 1930 году горсовет передал храм под биржу труда, позднее в нём размещались Ярослав­ские реставрационные мастерские. В 1998 году Ильинско-Тихоновская церковь поступила в ведение Ярославского художественного музея.

Т.А.Рутман: Храмы и святыно Ярославля, история и современность. Издательство Алек­сандра Рутмана, Ярославль, 2008.
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Фотолюбитель Тула
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Нижний Новгород
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Тула
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотолюбитель Varna
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Орехово-Зуево