Стерхъ → Комментарии
0
Бузулук. Дом мещанина Александра Иванова
Адрес: Оренбургская область, Бузулук, улица Кирова (Театральная), 38
Строительство: Начало 20 века
Стиль: Деревянное зодчество, модерн

Мы привыкли, что государство должно нам то или это, что перестали брать какие-то общие дела в свои руки. Но в Самаре появились настоящие авантюристы, готовые сломать систему. Проект по восстановлению исторической среды подхватили и в Бузулуке.
Тысячи и тысячи раз проходя мимо одного и того же места, мы перестаём замечать его черты. Оно, тем временем, тускнеет и блекнет без нашего внимания. Так удивительные и редкие по своей архитектуре дома ветшают или становятся аварийными. Исторические центры превращаются в захолустья, куда не желает ступать нога «цивилизованного» человека. Они прячутся под сайдингом или сносятся, и на их месте вырастает новостройка. Остановить беспощадное время несколько лет назад решили ребята из Самары, основав проект «Том Сойер Фест». Корреспондент «АиФ Оренбург» рассказывает, чем занимаются ребята, как проект подхватили в Бузулуке и как там появился «деревянный» модерн.
«Мы проводим эксперимент по перезапуску исторической среды, чтобы она задышала по-новому, не только сами дома, но и окружающая территория. Когда памятник оказывается в квартальной застройке, его ценность стремится к нулю. Я не против нового строительства, я за деликатное отношение к истории, чтобы новостройки не давили агрессивно историческую среду», - поясняет Андрей Кочетков, руководитель проекта «Том Сойер Фест». – «На одном отрезке улицы Льва Толстого мы за два года сделали пять домов, и сюда пришло более 1000 экскурсантов, а этой весной здесь открылось два кафе, хотя это место никогда не было достопримечательностью. Не говорю, что это только наша заслуга».
В Самаре в проекте участвует около 250 человек: разного возраста и профессий. Но в основном волонтерами становятся «айтишники», программисты средних лет, которые любят свой город и хотят сделать его лучше. К тому же, вечерами и в выходные на площадке с кисточками в руках они отдыхают от офисного напряжения. Ребята давно стали большой компанией. Они участвуют и проводят концерты, выставки, тематические лекции. Не только для того, чтобы рассказать о том, как нужно сохранять красоту города, но и для того, чтобы наполнить эти восстанавливаемые места новыми культурными смыслами.
«В Самаре традиционная купеческая застройка. У нас многое уничтожено. Известно много случаев, когда экспертизы домов проводили на глазок, специалисты даже не заходили в само здание, в лучшем случае следовали суды, и удавалось отбить некоторые дома. В этом году мы будем восстанавливать усадьбу купца Зеленко, а ведь она должна была пойти под снос в угоду застройщикам. Многие из наших домов, хотя и сохранились, но обветшали», — объясняет Андрей. — «Если в больших городах историческим домам угрожает застройка, то в малых городах жители чаще всего не понимают, что делают, например, обшивают дома сайдингом, и они полностью теряют свою привлекательность. Например, в Бузулуке. Там широко представлен деревянный модерн, это большая редкость для небольших российских городов. Но горожане не понимают, каким культурным пластом обладают».
В 2015 году в Самаре восстановили три дома. В 2016 четыре. Тогда же присоединились Казань, где перед Универсиадой «похоронили» половину исторического центра, и уникальный «модерновый» Бузулук. На 2017 год хозяева фестиваля запланировали восстановить четыре дома 19 - начала 20 века. Решили не размахиваться, поскольку к проекту должно присоединиться еще 10 городов. Каждый из них Андрей собирается посетить:
«Многие люди с разных городов задавали вопросы, как запустить фестиваль. Так мы организовали школу фестиваля, на которую приехали участники из 23 городов», - говорит основатель фестиваля.
Ради проекта историк и журналист Андрей практически изменил свою жизнь. Почти все время у него уходит на фестиваль.
Сегодня «том сойеры» немного меняют свою концепцию: они идут с кисточками и ведрами в те дома, за которыми следят жильцы, чтобы знать наверняка, что труды не напрасны и дальше о здании будут заботиться.
Анна Мельникова из Бузулука - дизайнер, закончила Самарский архитектурно-строительный университет. Лет 15 наблюдает за старинными домами в городе. На ее глазах одни здания исчезали, другие дряхлели. Один из них, в центре города, особенно был ей дорог. Больно было видеть, как он меняется с неумолимым течением времени. На памяти Анны, его ни разу даже не красили.
«Я услышала о фестивале и решила присоединиться к нему. В прошлом году Бузулук праздновал 280-летие. Объявили акцию: 280 подарков городу. Я решила привести в порядок этот дом. Меня поддержали в администрации. Я обратилась к активным ребятам из нашего города Анне и Ярославу», - рассказывает Анна Мельникова. - «Те подхватили. Аня отвечала за поиск волонтеров и организацию концертов. Ярослав вел строительные работы. Знакомый историк узнал, что дом принадлежал мещанину Александру Иванову, занимался он бакалейной торговлей и годовой оборот был в 1000 рублей. Сначала начинали втроем. Потом подтянулись горожане - взрослые и школьники. Обычно на площадке работало по три-пять человек. Ребята шкурили фасады, затем грунтовали, а потом красили. Основные средства пожертвовали партнеры фестиваля (иначе спонсоры). Часть их отдали столяру, взявшемуся восстановить поломанные детали убранства дома. На кисточки, краску, расходные материалы собирали деньги на концертах. Начали работу в августе, а закончили в ноябре. Замедлила окончание работ непогода. Сейчас к этому дому водят экскурсии и не только из Бузулука».
«В этом проекте я многое приобрел. Во-первых, это море знакомств со всех концов страны, во-вторых, знания по исторической среде города, архитектурном модерне - я даже не подозревал об этом, и, в-третьих, теоретические представления и какие-то начальные навыки сменили реальные умения работы по тому же дереву», - рассказывает 20-летний Ярослав Каптерка, студент колледжа.Этого парня, взявшего на себя основную «мужскую» работу по дому и фотографировавшего процесс его восстановления, сначала называли «глазами фестиваля». Но Ярослав планирует полностью переквалифицироваться в «руки». – «Слишком много работы. Либо стоять с кисточкой, либо с фотоаппаратом. Мои знакомые удивляются, зачем бесплатно работать. Поэтому пока я одинок. Сначала я просто поддерживал проект, потом втянулся, и даже убегал с пар поработать к дому. Я думаю, что волонтерство - это когда человек горит идеей, делом, а не когда в красивой форме представляет, к примеру, университет и получает за это стипендию. Очень радостно и приятно видеть то, что мы все вместе сделали. Останавливаться не планирую. Это не по-мужски, да и как-то правильно. У сериала и того десяток сезонов выходит, так что продолжаем».
«Самарский фестиваль собирает около 250 волонтеров, а наш около 40-50 человек. Если соотнести миллионник и наш провинциальный городок, то разница невеликая», - рассказывает Аня. – «В этом году мы планируем восстановить два дома. С нами уже встречались школьники и студенты, готовые работать. К нам даже собираются приехать ребята из Самарской области и Казани, с которыми познакомили на школе фестиваля «Том Сойер». Мы считаем, что у нас самые красивые дома, но они исчезают один за другим. И скоро не останется памяти о ноу-хау русских архитекторов. Ребята из Казани сказали, что если бы у них был хотя бы один такой дом, они бы его озолотили».
Откуда такая роскошь могла появиться в провинциальном городе и как бузулукский модерн связан с европейским, рассказывает кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой дизайна ОГУ Ольга Чепурова:
«Первые признаки модерна появились в Европе, в каждой стране он назывался по-разному, но воплощался в основном в камне. В России зародился свой модерн, вобравший в себя традиции русской резьбы. Нигде в мире больше деревянного модерна нет. Это русский феномен. В большинстве своем он сохранился в Кимрах, Городце и Бузулуке. Я объездила Подмосковье, была под Петербургом, в Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре…, но только у нас присутствует именно европейский модерн. Бузулук – это жемчужина. Кроме того, здесь модерн отличается художественно-композиционными признаками. Когда я начинала исследовать, в Бузулуке было около 80 домов, я все систематизировала, сегодня многие из них у меня в черной рамочке: или жители содрали декор, или обшили сайдингом. А ведь это один из самых красивых стилей в мире.
К сожалению, деревянная архитектура исчезает быстрее, чем каменная. Она менее стойкая из-за пожаров и не только. Этим пользуются. Дело в том, что деревянные здания такой красоты строили меценаты, банкиры, владельцы заводов, фабрик, более или менее зажиточные люди. Возводились дома обычно в центре города, где земля очень дорогая, и сегодня используются любые поводы, чтобы снести дома и получить ее. Поэтому деревянная архитектура под угрозой исчезновения».
Наши меценаты ездили за границу и приглашали специалистов. У нас тоже были хорошие архитекторы. У меня есть своя версия появления модерна в Бузулуке. В 90-х года XIX века Бузулук сгорел дотла. В это время в городе жили архитекторы поляк Ян Адамсон и австриец Чедра, предполагаю, что именно они выполнили большинство проектов.
Чтобы горожане узнали о своей «жемчужине» и бережней относились к ней, ребята проводят концерты, выставки. Этим летом должен состояться фестиваль волонтеров «Том Сойера» и людей, которые что-то бескорыстно делают. Как ни странно, говорит Анна, с готовностью помочь откликнулись многие местные предприниматели, и это несмотря на не очень большой финансовый оборот. Для продолжения проекта в Бузулуке нужна любая спонсорская помощь - и не столько в деньгах, сколько в материалах - в кисточках, дереве, умениях и знаниях.
Удивительно, почему Оренбург вслед за Бузулуком не подхватил идею. Ведь у нас целый архитектурный факультет, художественный колледж, столько студентов, идей! К тому же, здесь есть, над чем работать.
«В Оренбурге деревянного модерна сохранилось меньше. Да и дерево здесь не было в ходу. Но присутствует шикарный каменный модерн. Однако больше всего ценители восхищаются от нашей сохранившейся традиционной национальной резьбы на воротах жилых домов. Они по крупинке остались. Их нужно восстанавливать. Но в первую очередь необходимо заняться усадьбой Тимашевых в Ташле. Она в плачевном состоянии - без слез не взглянешь. Все разрушается. Необходимо привлекать архитекторов и общественность. Необходимо сохранить память, нужно бороться за это, ибо без истории нет народа», - рассказала Ольга Чепурова.
Кстати, усадьба Тимашевых - памятник культуры. Сегодня государство разрешает волонтерам заниматься восстановлением памятников без вмешательства в конструкцию строений.
«Том Сойер Фест» назвали в докладе ЮНЕСКО лучшим проектом сохранения окружающей культурной среды. Действительно, фестиваль не только спасает историческую среду, но и вселяет в нее новую жизнь. И еще, что немаловажно, воспитывает (не хуже военно-патриотических клубов) настоящих граждан и патриотов своей страны.

Статья опубликована в газете «Аргументы и факты» 5 июня 2017 года.
[Link]
0
Спасибо за интерес.
0
Вероятно, если судить по дому smile
0
Бузулук. Дом купчихи Марии Владимировны Татаринцевой
Адрес: Оренбургская область, Бузулук, улица Ленина (Оренбургская), 15
Строительство: 1907 год (?)
Стиль: Модерн, деревянное зодчество

А на вновь отреставрированном фасаде жилого дома по улице Ленина, 15 была торжественно установлена мемориальная табличка с данными об истории дома, его прежних владельцах и нынешних реставраторах.
Бузулукские участники «Том Сойер Феста» с помощью местных краеведов выяснили, что сто лет назад, в 1917 году, этот дом принадлежал Татаринцевой Марии Владимировне, 1881 года рождения. Предположительно, она была женой бузулукского купца Татаринцева Ивана Ефимовича, который занимался скупкой зерна в городе Бузулуке и в 1913 году имел годовой оборот восемьдесят две тысячи четыреста рублей (более шестидесяти четырех миллионов современных рублей). Иван Ефимович в 1913 году был членом совета Бузулукского купеческого банка, основанного в Бузулуке в 1911 году.
По словам нынешних жителей дома, - говорит Анна Мельникова, - он был построен в 1907 году. Но подтвердить эти данные мы не можем, так как, увы, домовые книги и документы того времени в архивах не сохранились.
И вот для того, чтобы сохранить еще не утраченное безвозвратно историческое и культурное наследие Бузулука, безвозмездно и воодушевленно трудятся сегодня участники «Том Сойер Фест Бузулук». Решают поставленные задачи, достигают целей и строят новые планы.

[Link]
0
Спасибо.
0
Так и есть.
0
smoke
0
Спасибо. Специально ездил из Калуги, чтобы его снять.
0
Спасибо.
0
Спас на Угре. Спасо-Воротынский монастырь
Адрес: Калужская область, Калужский район, село Спас
Первое упоминание: 1511 год

В статье "Спасский на Угре монастырь - исторические предания и архитектура" культуролог К. А. Соловьёв пишет: "Предание также гласит, что монастырь был основан на месте церкви или погоста. Погостами в Древнерусском государстве Киевская Русь именовали административные единицы - места, где заезжие купцы вели торг с местным населением, а князья использовали погосты в качестве временного своего пребывания, когда выезжали за данями в полюдье. В таких погостах были и перевозные языческие кумирни. Это вполне согласуется с тем, что на месте, где был основан монастырь, мог находиться древнерусский город... Сам по себе мыс, на котором был основан монастырь, являлся естественным языческим святилищем, связанным с мерянским культом священной воды и священных камней".
Основал Спасо-Преображенский монастырь Дмитрий Фёдорович Воротынский. Согласно преданию, он очень впечатлился, узнав, что икона, на которой было изображено Преображение Господне, исцелила некоего боярина по имени Карташа. Князь повелел вместо погоста и старого храма, в котором, видимо, тот образ хранился, "воздвигнуть обитель, нарекаемую Спасо-Преображенской". А ещё есть версия, что Воротынский хотел приурочить строительство обители к стоянию на реке Угре или к своему переходу в подданство Московского князя, так как ранее он служил великим князьям Литовским. Первые документальные упоминания о монастыре датируются 1511 годом. В жалованной грамоте великого князя Василия III можно прочитать: "Да положил Кер Патрикеев в Приказе Сыскных дел восемь грамот, три грамоты Великого князя Василия Ивановича всея России лета 7019 и 20-го (1511-1512), а в тех грамотах написано их монастырская вотчина в Воротынском уезде селцо Арешково..." Предполагается, что в строительстве Спасо-Преображенского монастыря участвовал ученик преподобного Тихона Калужского Никифор Медынский, ставший позже местночтимым святым. Существовала обитель, главным образом, на средства князей Воротынских, а также других именитых родов - Хотетовских, Стрешневых и Тургеневых. В 1626 году Воротынская обитель упоминается в писцовых книгах, а также в "Большом чертеже" - приложении к первому в нашей стране географическому атласу.
Соловьёв приводит любопытную цитату из дела о приезде в Россию Антиохийского Патриарха Макария: "...владыка Патриарх ночевал в Спасской обители и отдал в обитель своих коней на сохранение, затем Патриарх ехал до Москвы водою, а лошади его из обители исчезли..." В 1665 году монастырь приписали к Крутицкому архирейскому дому, а через 60 лет он, видимо, перестал функционировать - по крайней мере, после 1725 года обитель ни в каких документах не фигурирует. В следующий раз она упоминается в 1763 году в ведомостях, "учинённой в силу Ея Императорского Величества указу о Спасском монастыре, что в Воротынском уезде на устье р. Угры". Там содержится подробное описание построек обители: "Оный Спасский монастырь при каком государе, и по каким грамотам или повеления, и в каком году построен за неимением при оном монастыре власти и монашествующих подлинного известия потребовать не от кого. В оном монастыре церквей каменных две, в них престолов два. Первая настоящая во имя Преображения Господня, на ней глава одна, обита зелёной и жёлтой черепицею. Крест железный. Крыша тёсовая. Вторая - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и при ней трапеза. На ней глав две, обитые черепицею зелёною и жёлтою. Кресты железные. Крыша тоншее, токмо оная крыша весьма ветха..." Обитель после такого вердикта, разумеется, была упразднена вовсе, а церкви стали приходскими.
По описи 1763 года в монастыре имелось всего три каменных постройки - два храма да келья. Остальные здания, включая колокольню, были деревянными. Каменную звонницу решили строить в конце ХVIII века. Известно, что для её возведения снесли ограду некрополя. Примечательно, что хотя монастырские строения ремонтировались уже после реформы Никона, они не претерпели никаких изменений; в то время оставить у перестраиваемой церкви шатёр было невозможно. Объяснить это можно только тем, что они находились на содержание знатной консервативной семьи, а трапезная Введенская церковь могла быть усыпальницей древнего и знатного рода, не принимавшего Никоновкую реформу. К началу ХХ века от монастыря осталось лишь два храма. Оба приходские, причём Преображенская церковь была тёплой. В 1930-е годы их закрыли, всё имущество изъяли, уничтожили старинное кладбище с надмогильными плитами, датированными ХVI веком. Долгие годы храмы стояли в запустении, постепенно превращаясь в руины. Лишь летом 2000 года всё, что осталось от Спасо-Преображенской Воротынской обители, передали Церкви. Причём, согласно составленным тогда актам лишь во временное пользование. Оба храма к тому времени находились в аварийном состоянии. Шатёр Спасо-Преображенского собора покрылся многочисленными трещинами. Кроме того, в нём зияла огромная пробоина. Трещины имелись и в углах четверика, а также в алтарных сводах и стенах. Что касается второго храма - Введенского, то кровли на нём не было вовсе, своды трапезной разрушились, а стены потрескались. Более того: в южной стене первого этажа был сделан... автомобильный проезд для заезда в помещение автотранспорта, расплагавшейся поблизости воинской части. Кроме того, за это время оба храма сильно вросли в землю: культурный слой в некоторых местах превышал 1 метр!
Потихоньку началось возобновление монастыря. Первым делом снова начали служить молебны в честь преподобного Никифора Медынского. Это произошло в 2002 году. Официально же объект культурного наследия религиозного назначения "ансамбль Спасо-Воротынского монастыря" перешёл в безвозмездное пользование Калужской епархии лишь через три года. А в конце января 2007 года российское правительство, наконец, подписало распоряжение №89-р, согласно которому монастырь окончательно передали Церкви.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №211, 2016 г.
[Link]
0
Спасибо.
* Гори — 4 июня 2019
0
Красиво. Люблю Грузию.
0
Отличная работа.
0
smoke
0
Спасибо, Татьяна.
0
Благодарю вас.
0
Дзержинский район. Храм Рождества Христова в посёлке Товарково
Адрес: Калужская область, Дзержинский район, посёлок Товарково
Архитектор: Кодомцев
Строительство: 1900-1906 годы
Стиль: Эклектика

Храм однопрестольный, Престол освящен в честь праздника Рождества Христова Архиерейским чином 21 января 1993г. Храм приходской.
На том месте, где ныне возвышается каменный храм, ранее стояла деревянная церковь.
Престол этой церкви был освящен в честь Рождества Христова, и в народе она почиталась, как «Рождество при Угре». Одним из поводов для святого названия была близость церкви к селу Рождество. На карте, к сожалению, даже и названия от села не осталось.
По преданию, рядом с церковью была явлена икона Пресвятой Богородицы. Она приплыла по реке и остановилась напротив храма. Икона состояла из двух половинок, будто ломаная, откуда и её первоначальное название – «Ломовская» или «Ламская».
Икона почиталась как чудотворная, и не раз по молитвам перед ней совершались исцеления и просящие обретали милости от Царицы Небесной.
В 1894 году настоятелем храма был поставлен священник Сергий Комаров. Он-то и подал прошение преосвященному Макарию епископу Калужскому и Боровскому о строительстве каменной церкви с сохранением прежнего названия.
В марте 1896 года был учрежден комитет по строительству нового каменного однопрестольного храма в честь праздника Рождества Христова. Автором проекта является московский архитектор Кодомцев
При закладке нового храма 12 июня 1900 года был отслужен молебен.
На строительство храма пожертвовал 100 рублей святой праведный Иоанн Кронштадтский. Сумма по тем временам весьма внушительная.
Московский фабрикант, вышедший из крестьян деревни Сабельниково - Иван Алексеевич Орлов, являлся основным меценатом строительства храма.
Освящение храма состоялось 16 октября 1906 года. В этом же году силами церковного причта, при содействии Ивана Алексеевича Орлова к храму была пристроена каменная колокольня, а на заводе Ивана Алексеевича, в Москве, изготовлен прекраснейший иконостас из белого резного мрамора. В то время это было довольно редким явлением в приходах.
Нельзя не вспомнить еще одного выдающегося человека, который жертвовал немалые денежные средства на содержание храма: академик - Владимир Николаевич Ипатьев.
Одно из имений  Ипатьевых находилось тогда в непосредственной близости от храма Рождества Христова, в селе Рождество. Сам Владимир Николаевич строил дома для священника и монахинь, которые прислуживали в храме. Более того, Ипатьев содержал их на свои средства. Выделял так же деньги и на строительство дорог.
С 1917 года на русской земле устанавливается богоборческий режим. Начинаются жестокие гонения на Православную Церковь, её служителей и святыни.
Год 1932 - Арестован настоятель храма Иоанн (Ткаченко).
Год 1936 - Арестованы священники Василий Яремеев-Новиков, Аркадий Жиганов. Расстрелян священник Матфей Волков. Расстреляны монахини прислуживающие в храме - Ульяна Свиридова и Матрена Астахова.
Очень сильно храм пострадал в годы Великой Отечественной войны. Была разрушена колокольня. Само здание имело сквозные отверстия.
В 1959 году храм закрыли. Чудом удалось спасти чудотворную икону Божией Матери «Ломовскую» и передать её Барятинскому женскому монастырю «Рождества Пресвятой Богородицы», где она находится и по ныне. К сожалению, уникальный беломраморный резной иконостас сохранить не удалось. Он был безвозвратно утрачен.
Церковь в селе собирались передать под турбазу целлюлозно-бумажного комбината, но в течении двух лет из-за сопротивления верующих эти планы не могли быть выполнены.
Турбазу все-таки открыли. Затем молокозавод. А потом и вовсе склад химических удобрений.
К 1000-летию Крещения Руси епархиям возвращаются храмы. Осенью 1990 года Калужской епархии были переданы 13 храмов, среди которых был и Храм Рождества Христова.
В 1991 году указом архиепископа Калужского и Боровского Климента  иерей Николай Алиев назначается настоятелем храма. Безусловно, в первое время храм нуждался в реконструкции. Почти из руин здание предстояло вновь отстроить для служения.
Помогали практически все местные руководители предприятий и организаций.
За один только год, стараниями прихожан и жителей поселка храм был приведен в надлежащий вид, и 21 января 1993 года состоялось одно из важнейших событий в истории прихода – архиепископ Калужский и Боровский Климент, в сослужении духовенства, совершил освящение храма. Жизнь храма продолжалась. Приход пополнялся новыми прихожанами. Вслед за пожилыми потянулась молодежь. И в 1998 году приход с новыми силами приступил к реставрационным работам. Храм был заново покрашен и расписан стенной росписью. Общими усилиями удалось вновь выстроить разрушенную в годы войны колокольню. 18 декабря 1999 года были подняты колокола. Одновременно с возведением колокольни было начато строительство нового пешеходного моста длиной 220 метров через реку Угру, поскольку старый мост каждой весной сносило половодьем, а добираться в окружную до храма на личном автотранспорте не все имели возможность. Был разработан проект и при самом активном участии руководителей местных предприятий это благое начинание было успешно завершено.
Осенью 2007 года  была установлена новая маковка и крест на центральный купол храма.
А в храме снова установлены леса – теперь уже на иконостасе. На смену одноярусному, гипсовому иконостасу уже готов новый трехъярусный деревянный иконостас с сусальным золочением.
За один сезон с весны до осени 2008 года был совершен огромный объем работ: воздвигнут новый иконостас, произведена замена 6-ти маковок с крестами, заменена стропильная часть и кровля центрального свода и колокольни, очищены от извести, оштукатурены и покрашены наружные стены храма. Приобретены для храма прекрасные иконы и хоругви.
В 2011 г. была перерыта кровля алтаря, вокруг храма сделана отмостка, разбиты цветники и выложены брусчаткой дорожки, в результате чего храм приобрел законченный вид. Внутреннее убранство храма украсили вновь приобретенные запрестольные крест-икона с вызолоченными подставками, икона «Воскресение Христово» в резном киоте на Горнее место и вызолоченные подсвечники в алтарь.

[Link]
0
Спасибо.
0
Спасибо.
0
Спасибо.
0
Слава Богу, что хоть это здание оставили в покое. Спасибо.
0
Ставлю))
* * — 3 июня 2019
0
Кто это?
0
Спасибо.
0
Спасибо.
0
Спасибо.
0
Спасибо.
0
Инзенский район. Село Оськино. Никольский храм
Ульяновская обл., Инзенский район, село Оськино, площадь Труда, 26а
Строительство: 1909-1912 годы
Стиль: Деревянная архитектура, эклектика

Основанное (по преданию) в 1671 году село Оськино в начале ХХ века относилось к Городищенскому уезду Пензенской губернии. Через село Оськино проходил тракт Городищи-Симбирск. Население в селе преимущественно мордовское.
Местные жители, передавая историю о построении храма от поколения к поколению, рассказывают, что, когда задумывалось строительство, долго выбирали место. Сначала хотели построить его на одном из высоких холмов, окружающих эту местность, потому что село часто горело: люди хотели сохранить церковь. А на том месте, где всё-таки был построен храм стояли деревенские дома.
И вот однажды произошло знаменательное событие. Одна из местных жительниц вышла на улицу, и увидела, что с неба нисходит огонь. Он то опускается, то поднимается, как будто на что-то указывает. Она подняла крик, собрались люди, практически всё село увидело это чудесное явление, после которого вопрос , где строить церковь отпал сам собой. Для того чтобы освободить место для постройки церкви, люди по своей инициативе перенесли свои дома на другие места. Работали всей общиной.
Строительство храма в с. Оськино началось в 1909 году по желанию местных жителей. Строили храм 3 года. 13 июня 1912 года храм был торжественно освящен архиепископом Пензенским Владимиром (Путята).
Спустя два десятилетия после освящения храм в с. Оськино был закрыт, как и многие другие вокруг. Но именно Никольскому храму Господь судил остаться неоскверненным, быть скоро открытым вновь, стать местом хранения святынь разрушенных храмов и домом молитвы для православных христиан в самые тяжелые годы.
С конца сороковых и вплоть до девяностых годов XX века этот храм был одним из немногих действующих в Ульяновской и Пензенской областях, а также в Мордовии. Как вспоминают старые прихожане, по праздникам в храм стекалось до 4-5 тысяч человек, паломники находили приют в оськинских домах.
В 1993 году, благодаря настойчивости настоятеля храма о. Николая Шитова, комплекс Свято-Никольской церкви с. Оськино, включающий в себя сам храм и часовню во имя Святого благоверного князя Александра Невского, был признан памятником культового зодчества Ульяновской области.

[Link]
Р. Ф. Заятдинов: Храмы Инзенского края. Инза, 2011.
* Diana — 2 июня 2019
0
!!!
0
Базарный Сызган. Храм Димитрия Солунского
Адрес: Ульяновская область, посёлок Базарный Сызган, улица Кооперативная (Базарно-Ярмарочная площадь), 1
Строительство: 1865-1875 годы
Архитектор: Константин Андреевич Тон
Стиль: Русско-византийский стиль

Ценнейший архитектурный памятник – каменная Дмитриевская церковь, построенная в 1875 году по проекту архитектора Константина Тона, украшает бывшую торговую площадь Базарного Сызгана. Вот уже сто тридцать пять лет это творение талантливого зодчего напоминает местным жителям о нравственном подвиге их земляка Андрея Корниловича Щербакова.
Сызганская солдатская слобода, как первоначально именовалось село Дмитриевское, «Базарный Сызган тож», была основана на речке Сызганке, притоке Инзы, около 1680 года. В сохранившихся документах эта слобода упоминается с 1685 года. Первая деревянная церковь во имя Димитрия Солунского была построена здесь в 1691 году. За более чем 170-летний период своего существования её неоднократно перестраивали. Последний раз деревянный храм был «обновлён» на средства купца А.К. Щербакова в 1853 году.
В 1865 году в Базарном Сызгане была заложена каменная приходская трёхпрестольная церковь, строительство которой продолжалось почти десять лет. Инициатором постройки каменного храма стал упомянутый выше купец – фабрикант Андрей Корнилович Щербаков, который, судя по всему, единолично финансировал это предприятие. 10 июля 1875 года симбирский епископ Феоктист освятил главный престол нового храма в соответствии с местной традицией во имя Димитрия Солунского, небесного покровителя Базарного Сызгана.
Среди достоинств вновь возведённой церкви тогда были отмечены выразительность её архитектурного облика, художественная роспись стен алтаря, сплошная позолота иконостасов и иконы хорошего греческого письма.
В сентябре следующего 1876 года епископ Феоктист снова посетил Базарный Сызган и отметил, что после освящения двух приделов местный храм стал ещё благолепнее. За заботу об украшении храма он выразил благодарность сыну храмоздателя А.К. Щербакова – церковному старосте Дмитриевской церкви Алексею Андреевичу Щербакову. До конца XIX столетия во всех епархиальных отчётах каменная церковь села Базарный Сызган упоминается как один из лучших храмов Карсунского уезда.
В начале XX века был выполнен, вероятно, единственный в дореволюционный период капитальный ремонт церкви, по окончании которого в 1905 году епархиальное начальство выразило благодарность ещё одному потомку храмоздателя – владельцу базарносызганской писчебумажной фабрики Григорию Матвеевичу Щербакову, исполнявшему в те годы обязанности церковного старосты.
В советский период Дмитриевская церковь села Базарный Сызган оставалась действующим православным храмом до 1932 года, а затем была закрыта. После этого церковное здание более полувека использовалось как складское помещение. Храм не подвергался целенаправленным разрушениям, но, оставшись полузаброшенным, постепенно ветшал и из-за разрушения штукатурки на фасадах приобретал всё более непрезентабельный вид. Однако при этом почти все элементы декора и даже кресты на главах оставались на своих местах.
А благодаря тому, что дверные и оконные проёмы были закрыты и наглухо заделаны, в здании сохранилась даже часть подлинного иконостаса с несколькими старинными иконами.
7 ноября 1988 года в наспех отремонтированном старинном храме после длительного перерыва состоялось первое богослужение. После этого в течение нескольких лет велись сложные и дорогостоящие ремонтно-реставрационные работы, которые к настоящему времени в основном завершены.
Проект до сих пор не найден
Хотя проект на постройку каменного Дмитриевского храма Базарного Сызгана найти пока не удалось, а имя автора проекта считается неустановленным, особенности архитектурной эстетики объекта прямо указывают на причастность к его созданию выдающегося русского зодчего, основоположника так называемого «официального направления русско-византийского стиля» Константина Андреевича Тона. Именно в его проектных разработках, известных по альбомам 1838 и 1844 годов, мы находим аналогичный декор вместе с подобными и даже тождественными композиционными и конструктивными решениями. Естественно, возникает вопрос был ли автором проекта каменного храма в Базарном Сызгане непосредственно сам К.А. Тон (это весьма вероятно с учётом финансовых возможностей и связей А.К. Щербакова) или же проект в «тоновском вкусе» создал кто-то из местных специалистов? Впрочем, даже если верным окажется последний из предложенных вариантов, то и в этом случае, при таком объёме прямых заимствований (до 90 %), неизвестный нам «поклонник Тона» всё равно не может претендовать даже на соавторство. Следовательно, в любом случае автором проекта каменной Дмитриевской церкви села Базарный Сызган может и должен считаться архитектор Константин Тон.
Храмоздатель Щербаков
Если своеобразием архитектурного облика рассматриваемый памятник обязан зодчему, то сам факт его появления в селе Базарный Сызган – заслуга храмоздателя, богатого купца-предпринимателя, местного уроженца Андрея Корниловича Щербакова. Его предки – выходцы из государственных крестьян Карсунского уезда. По непроверенным данным первоначальным капиталом они обзавелись, торгуя на Жадовской Казанской и Карсунской Троицкой ярмарках. Вероятно, от них же А.К. Щербакову досталась шерстомойка в селе Базарный Сызган, позднее вошедшая в число лучших среди аналогичных промышленных предприятий Симбирской губернии.
В 1838 году купеческий сын Андрей Щербаков был избран карсунским городским головой, но в том же году, отказавшись от должности, перебрался из Карсуна в губернский город Симбирск. Став жителем Симбирска (сначала симбирским купцом 2-й гильдии, а позднее – 1-й гильдии), Андрей Корнилович расширил масштабы своей предпринимательской деятельности. Кроме доходов от торговли и собственного предприятия (шерстомойки в Базарном Сызгане), он получал значительные прибыли от арендуемых им удельных мельниц и помещичьих суконных фабрик, управление которыми доверил своим сыновьям. Однако для него, в отличие от большинства предпринимателей той эпохи, «тупое накопительство» не стало основным смыслом жизни.
В свой симбирский период А.К. Щербаков начал активно заниматься благотворительной деятельностью, жертвуя значительные суммы на строительство и украшение церквей Симбирской епархии. А после избрания Щербакова в 1843 году церковным старостой Симбирского кафедрального собора, масштабы его благотворительной деятельности стали поистине беспрецедентными. За свои пожертвования Андрей Щербаков чуть ли не ежегодно удостаивался особой церковной награды для мирян – благословения от Синода русской православной церкви. За те же заслуги в 1853 году он был награждён золотой медалью на анненской ленте, а позднее получил звание потомственного почётного гражданина. Оказавшись в числе наиболее уважаемых представителей симбирского купечества, в середине 60-х годов Щербаков активно участвовал в создании местных земских органов, а в 1870-м был избран в депутаты Симбирской городской думы.
Наряду с церковной благотворительностью, которая оставалась его основным занятием, Андрей Корнилович никогда не забывал о необходимости помогать беднейшим согражданам и откликался на общегосударственные нужды. Так, в 1855–1856 годах он пожертвовал на созывавшееся тогда в связи с Крымской войной государственное ополчение 275 рублей серебром – больше, чем кто-либо другой из симбирских купцов.
В 1865 году, после многолетнего спора с соседкой – помещицей Е.А. Столыпиной, Щербакову наконец-то удалось открыть собственную суконную фабрику в Базарном Сызгане. В том же году по его инициативе в центре родного села была заложена каменная Дмитриевская церковь, строительство которой стало для Андрея Корниловича главным и последним делом в его жизни. На возведение этого храма ушла значительная часть семейных капиталов, и к концу 1870-х годов материальное положение Щербаковых заметно ухудшилось. После очередного пожара на базарносызганской суконной фабрике в 1877 году её пришлось временно закрыть, а владелец предприятия был вынужден объявить себя банкротом.
В 1878 году был продан большой дом Щербаковых на Дворцовой улице Симбирска, после чего почти все Щербаковы перебрались на историческую родину – в село Базарный Сызган. Там, в Сызгане, потомки А.К. Щербакова в течение нескольких лет безуспешно пытались восстановить производство сукна на принадлежавшей им фабрике, а после её продажи купцу Н.С. Белоусову, открыли в селе новую писчебумажную фабрику, которая оставалась в их собственности до 1917 года. Из осевших в Базарном Сызгане детей и внуков А.К. Щербакова по архивным документам нам известны имена нескольких владельцев недвижимости, церковных старост Дмитриевской церкви, почётных попечителей местного училища. Это Алексей Андреевич, Фёдор Андреевич, Андрей Алексеевич, Григорий Матвеевич и Александр Григорьевич Щербаковы. В краеведческой литературе упоминаются ещё уроженец Базарного Сызгана Михаил Фёдорович Щербаков (1865–1948) и потомственный почётный гражданин Иван Алексеевич Щербаков, открывший в Сызгане в 1908 году первое фотоателье.
Впрочем, заслуги и известность этих Щербаковых (каждого в отдельности и всех вместе) намного менее значительны, чем заслуги одного Андрея Корниловича Щербакова с учётом той роли, которую он играл в экономике и общественной жизни Симбирского края.
Следует особо подчеркнуть нравственный подвиг выходца из «подлого сословия», который всей своей жизнью показал, что истинная нравственность не является привилегией одного только благородного дворянства. Хотя имя этого незаурядного человека крайне редко встречается в публикациях на краеведческие темы, а его портрета нет в галерее знаменитых уроженцев нашего края, об Андрее Щербакове ещё долго с благодарностью будут вспоминать его земляки. Во всяком случае, до тех пор, пока стоят стены воздвигнутого им величественного храма.
Храм и площадь – единый исторический памятник
К Дмитриевской церкви Базарного Сызгана примыкает бывшая торговая (базарно-ярмарочная) площадь, которая вместе с храмом образует историческое ядро данного поселения. Сформировавшаяся в конце XVII–начале XVIII столетий базарно-ярмарочная площадь вскоре стала не только центром экономической жизни села, но и его визитной карточкой, тем символом, который позднее был закреплён в названии населённого пункта, превратив Сызганскую слободу в Базарный Сызган.
Решая вопрос о статусе Дмитриевской церкви (она может быть отнесена к архитектурным памятникам не только регионального, но и федерального значения), было бы целесообразным одновременно включить в число охраняемых объектов и соседнюю площадь в качестве исторического памятника местного значения.
В крайнем случае, следует добиваться включения территории бывшей торговой площади Базарного Сызгана в охранную зону стоящего рядом ценнейшего архитектурного памятника – каменной Дмитриевской церкви, построенной в 1875 году по проекту К.А. Тона.

Автор статьи Алексей Сытин
[Link]
0
Спасибо, Алексей!
0
Базарный Сызган. Храм Димитрия Солунского
Адрес: Ульяновская область, посёлок Базарный Сызган, улица Кооперативная (Базарно-Ярмарочная площадь), 1
Строительство: 1865-1875 годы
Архитектор: Константин Андреевич Тон
Стиль: Русско-византийский стиль

Ценнейший архитектурный памятник – каменная Дмитриевская церковь, построенная в 1875 году по проекту архитектора Константина Тона, украшает бывшую торговую площадь Базарного Сызгана. Вот уже сто тридцать пять лет это творение талантливого зодчего напоминает местным жителям о нравственном подвиге их земляка Андрея Корниловича Щербакова.
Сызганская солдатская слобода, как первоначально именовалось село Дмитриевское, «Базарный Сызган тож», была основана на речке Сызганке, притоке Инзы, около 1680 года. В сохранившихся документах эта слобода упоминается с 1685 года. Первая деревянная церковь во имя Димитрия Солунского была построена здесь в 1691 году. За более чем 170-летний период своего существования её неоднократно перестраивали. Последний раз деревянный храм был «обновлён» на средства купца А.К. Щербакова в 1853 году.
В 1865 году в Базарном Сызгане была заложена каменная приходская трёхпрестольная церковь, строительство которой продолжалось почти десять лет. Инициатором постройки каменного храма стал упомянутый выше купец – фабрикант Андрей Корнилович Щербаков, который, судя по всему, единолично финансировал это предприятие. 10 июля 1875 года симбирский епископ Феоктист освятил главный престол нового храма в соответствии с местной традицией во имя Димитрия Солунского, небесного покровителя Базарного Сызгана.
Среди достоинств вновь возведённой церкви тогда были отмечены выразительность её архитектурного облика, художественная роспись стен алтаря, сплошная позолота иконостасов и иконы хорошего греческого письма.
В сентябре следующего 1876 года епископ Феоктист снова посетил Базарный Сызган и отметил, что после освящения двух приделов местный храм стал ещё благолепнее. За заботу об украшении храма он выразил благодарность сыну храмоздателя А.К. Щербакова – церковному старосте Дмитриевской церкви Алексею Андреевичу Щербакову. До конца XIX столетия во всех епархиальных отчётах каменная церковь села Базарный Сызган упоминается как один из лучших храмов Карсунского уезда.
В начале XX века был выполнен, вероятно, единственный в дореволюционный период капитальный ремонт церкви, по окончании которого в 1905 году епархиальное начальство выразило благодарность ещё одному потомку храмоздателя – владельцу базарносызганской писчебумажной фабрики Григорию Матвеевичу Щербакову, исполнявшему в те годы обязанности церковного старосты.
В советский период Дмитриевская церковь села Базарный Сызган оставалась действующим православным храмом до 1932 года, а затем была закрыта. После этого церковное здание более полувека использовалось как складское помещение. Храм не подвергался целенаправленным разрушениям, но, оставшись полузаброшенным, постепенно ветшал и из-за разрушения штукатурки на фасадах приобретал всё более непрезентабельный вид. Однако при этом почти все элементы декора и даже кресты на главах оставались на своих местах.
А благодаря тому, что дверные и оконные проёмы были закрыты и наглухо заделаны, в здании сохранилась даже часть подлинного иконостаса с несколькими старинными иконами.
7 ноября 1988 года в наспех отремонтированном старинном храме после длительного перерыва состоялось первое богослужение. После этого в течение нескольких лет велись сложные и дорогостоящие ремонтно-реставрационные работы, которые к настоящему времени в основном завершены.
Проект до сих пор не найден
Хотя проект на постройку каменного Дмитриевского храма Базарного Сызгана найти пока не удалось, а имя автора проекта считается неустановленным, особенности архитектурной эстетики объекта прямо указывают на причастность к его созданию выдающегося русского зодчего, основоположника так называемого «официального направления русско-византийского стиля» Константина Андреевича Тона. Именно в его проектных разработках, известных по альбомам 1838 и 1844 годов, мы находим аналогичный декор вместе с подобными и даже тождественными композиционными и конструктивными решениями. Естественно, возникает вопрос был ли автором проекта каменного храма в Базарном Сызгане непосредственно сам К.А. Тон (это весьма вероятно с учётом финансовых возможностей и связей А.К. Щербакова) или же проект в «тоновском вкусе» создал кто-то из местных специалистов? Впрочем, даже если верным окажется последний из предложенных вариантов, то и в этом случае, при таком объёме прямых заимствований (до 90 %), неизвестный нам «поклонник Тона» всё равно не может претендовать даже на соавторство. Следовательно, в любом случае автором проекта каменной Дмитриевской церкви села Базарный Сызган может и должен считаться архитектор Константин Тон.
Храмоздатель Щербаков
Если своеобразием архитектурного облика рассматриваемый памятник обязан зодчему, то сам факт его появления в селе Базарный Сызган – заслуга храмоздателя, богатого купца-предпринимателя, местного уроженца Андрея Корниловича Щербакова. Его предки – выходцы из государственных крестьян Карсунского уезда. По непроверенным данным первоначальным капиталом они обзавелись, торгуя на Жадовской Казанской и Карсунской Троицкой ярмарках. Вероятно, от них же А.К. Щербакову досталась шерстомойка в селе Базарный Сызган, позднее вошедшая в число лучших среди аналогичных промышленных предприятий Симбирской губернии.
В 1838 году купеческий сын Андрей Щербаков был избран карсунским городским головой, но в том же году, отказавшись от должности, перебрался из Карсуна в губернский город Симбирск. Став жителем Симбирска (сначала симбирским купцом 2-й гильдии, а позднее – 1-й гильдии), Андрей Корнилович расширил масштабы своей предпринимательской деятельности. Кроме доходов от торговли и собственного предприятия (шерстомойки в Базарном Сызгане), он получал значительные прибыли от арендуемых им удельных мельниц и помещичьих суконных фабрик, управление которыми доверил своим сыновьям. Однако для него, в отличие от большинства предпринимателей той эпохи, «тупое накопительство» не стало основным смыслом жизни.
В свой симбирский период А.К. Щербаков начал активно заниматься благотворительной деятельностью, жертвуя значительные суммы на строительство и украшение церквей Симбирской епархии. А после избрания Щербакова в 1843 году церковным старостой Симбирского кафедрального собора, масштабы его благотворительной деятельности стали поистине беспрецедентными. За свои пожертвования Андрей Щербаков чуть ли не ежегодно удостаивался особой церковной награды для мирян – благословения от Синода русской православной церкви. За те же заслуги в 1853 году он был награждён золотой медалью на анненской ленте, а позднее получил звание потомственного почётного гражданина. Оказавшись в числе наиболее уважаемых представителей симбирского купечества, в середине 60-х годов Щербаков активно участвовал в создании местных земских органов, а в 1870-м был избран в депутаты Симбирской городской думы.
Наряду с церковной благотворительностью, которая оставалась его основным занятием, Андрей Корнилович никогда не забывал о необходимости помогать беднейшим согражданам и откликался на общегосударственные нужды. Так, в 1855–1856 годах он пожертвовал на созывавшееся тогда в связи с Крымской войной государственное ополчение 275 рублей серебром – больше, чем кто-либо другой из симбирских купцов.
В 1865 году, после многолетнего спора с соседкой – помещицей Е.А. Столыпиной, Щербакову наконец-то удалось открыть собственную суконную фабрику в Базарном Сызгане. В том же году по его инициативе в центре родного села была заложена каменная Дмитриевская церковь, строительство которой стало для Андрея Корниловича главным и последним делом в его жизни. На возведение этого храма ушла значительная часть семейных капиталов, и к концу 1870-х годов материальное положение Щербаковых заметно ухудшилось. После очередного пожара на базарносызганской суконной фабрике в 1877 году её пришлось временно закрыть, а владелец предприятия был вынужден объявить себя банкротом.
В 1878 году был продан большой дом Щербаковых на Дворцовой улице Симбирска, после чего почти все Щербаковы перебрались на историческую родину – в село Базарный Сызган. Там, в Сызгане, потомки А.К. Щербакова в течение нескольких лет безуспешно пытались восстановить производство сукна на принадлежавшей им фабрике, а после её продажи купцу Н.С. Белоусову, открыли в селе новую писчебумажную фабрику, которая оставалась в их собственности до 1917 года. Из осевших в Базарном Сызгане детей и внуков А.К. Щербакова по архивным документам нам известны имена нескольких владельцев недвижимости, церковных старост Дмитриевской церкви, почётных попечителей местного училища. Это Алексей Андреевич, Фёдор Андреевич, Андрей Алексеевич, Григорий Матвеевич и Александр Григорьевич Щербаковы. В краеведческой литературе упоминаются ещё уроженец Базарного Сызгана Михаил Фёдорович Щербаков (1865–1948) и потомственный почётный гражданин Иван Алексеевич Щербаков, открывший в Сызгане в 1908 году первое фотоателье.
Впрочем, заслуги и известность этих Щербаковых (каждого в отдельности и всех вместе) намного менее значительны, чем заслуги одного Андрея Корниловича Щербакова с учётом той роли, которую он играл в экономике и общественной жизни Симбирского края.
Следует особо подчеркнуть нравственный подвиг выходца из «подлого сословия», который всей своей жизнью показал, что истинная нравственность не является привилегией одного только благородного дворянства. Хотя имя этого незаурядного человека крайне редко встречается в публикациях на краеведческие темы, а его портрета нет в галерее знаменитых уроженцев нашего края, об Андрее Щербакове ещё долго с благодарностью будут вспоминать его земляки. Во всяком случае, до тех пор, пока стоят стены воздвигнутого им величественного храма.
Храм и площадь – единый исторический памятник
К Дмитриевской церкви Базарного Сызгана примыкает бывшая торговая (базарно-ярмарочная) площадь, которая вместе с храмом образует историческое ядро данного поселения. Сформировавшаяся в конце XVII–начале XVIII столетий базарно-ярмарочная площадь вскоре стала не только центром экономической жизни села, но и его визитной карточкой, тем символом, который позднее был закреплён в названии населённого пункта, превратив Сызганскую слободу в Базарный Сызган.
Решая вопрос о статусе Дмитриевской церкви (она может быть отнесена к архитектурным памятникам не только регионального, но и федерального значения), было бы целесообразным одновременно включить в число охраняемых объектов и соседнюю площадь в качестве исторического памятника местного значения.
В крайнем случае, следует добиваться включения территории бывшей торговой площади Базарного Сызгана в охранную зону стоящего рядом ценнейшего архитектурного памятника – каменной Дмитриевской церкви, построенной в 1875 году по проекту К.А. Тона.

Автор статьи Алексей Сытин
[Link]
0
Вот моя небольшая коллекция рязанских работ [Link]
0
Жаль, что всё так... Старую Рязань я тоже очень люблю.
0
Спасибо, Юрий! Интересна история храма: от обычного сельского храма до кафедрального собора))
0
В Калуге тоже сжигают. Недавно сожгли отреставрированный дом.
* Braies — 1 июня 2019
0
!!!
0
Спасибо.
0
Барыш. Свято-Троицкий кафедральный собор
Адрес: Ульяновская область, Барыш, улица Ломоносова, 3
Строительство: 1754 год, 1800 год — строительство Успенского придела
Стиль: Барокко, классицизм

Храм был построен в 1754 году на земле, принадлежащей дворянину Симбирской губернии Куроедову. Были выделены пахотные угодья и покосы в количестве 3,5 Га
В 1800 году фабрикантом Акчуриным был построен придел в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1927 году храм был закрыт и частично разрушен: снесены колокольня и купола, обрушены своды храма. В дальнейшем здесь располагался пищекомбинат, позже – магазины, пивная.
В 1990 году здание было возвращено Церкви, возобновлены Богослужения. В 1991 году были начаты ремонт и реставрация храма, воссозданы купола и колокольня, построено здание воскресной школы, Дом милосердия, водосвятная часовня, комплекс хозяйственных построек: квартира для священнослужителей, просфорня, гараж и котельная.
В 1996 году был построен придел в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

[Link]

При въезде в город Барыш сталкиваешься с табличкой, что этот населенный пункт основан в 1954 году. Тем более удивительно, что почти в центре этого «современного» поселения находится явно старинный каменный храм.
Как выяснилось, что город Барыш был образован объединением трех сел, в одном из которых, а именно в Куроедово (Троицкое) и сохранился старинный крестово-купольный храм с колокольней. Эта церковь была построена на средства прихожан в 1754 году и имела два престола: главный (холодный) во имя Живоначальной Троицы, а второй (теплый) в честь Успения Божией Матери. Как и многие православные храмы, Троицкая церковь была закрыта и разграблена в советское время, а ее здание использовалось то как хозяйственный магазин, то как продмаг, то как винный склад. За годы варварского использования, старинному храму были нанесены серьезные разрушения как внутри, так и снаружи.
Когда в 1991 году храм возвратили Русской Православной Церкви, делом ее восстановления занялся отец Игорь Ваховский. Несмотря на скудность средств, Троицкая церковь была восстановлена уже в 1993 году, правда при этом был частично изменен ее архитектурный облик. Но зато теперь, это полноценный действующий храм, с новым пределом для венчания и крещения, афонскими иконами и резным иконостасом. Рядом расположена часовня-купальня в честь Святых мучеников Флора и Лавра. Храм в честь Святой Троицы стал для города центром благотворительной и воспитательной жизни.
При церкви уже более 10 лет существует Дом милосердия для одиноких и инвалидов, так же постоянно действует бесплатная трапезная с горячим питанием, открытая для каждого. Летом же открывается детский лагерь для школьников, где дети обучаются Православию, воспитываются духовно, купаются, рисуют, лепят, собирают лекарственные травы для стариков Дома милосердия. Восстановленный храм теперь сам восстанавливает веру и надежду в сердцах жителей Барыша.
С 2012 года, с созданием Барышской, епархии Свято-Троицкий храм получил статус собора.

[Link]
0
Не то что современное сэлфиобразное. Талантливое было время.
0
Все этой мании покорны. Уже и более зрелый возраст.
0
Поставил лайк: не сразу заметил вашу просьбу. Простите.
* Большие Сочи — 30 мая 2019
0
Большой Сочи.
* Большие Сочи — 30 мая 2019
0
Большой Сочи.
0
Барышский район. Село Малая Хомутерь. Покровский храм
Адрес: Ульяновская область, Барышский район, село Малая Хомутерь
Строительство: 1823 год
Стиль: Классицизм

Село Малая Хомутерь входит в состав Барышского района, Ульяновской области (бывшего Карсунского уезда Симбирской губернии), расположено в долине р. Хомутерки в 12 километрах к северу от районного центра. В 1780 г. в Малой Хомутери проживало 176 человек, а в 1823 г. - уже 900 при 146 дворах. В 1913 г. в селе было 304 двора, 2003 жителя (русские, чуваши), церковь, школа (открыта в 1866 г.), общественная мельница. Расстояние от Симбирска 110 вёрст, от Карсуна 58 вёрст, от Старо-Зиновьевского волостного правления 7 вёрст. Почтовый адрес на тот период - с. Старая Зиновьевка.
Год рождения села- 1648 Существует легенда о трёх братьях. Дескать, Алим основал Алинькино, Ерофей – нынешнюю Чувашскую Решётку, Харитон- Хомутерь. По другому сказанию одним из первопоселенцев был чуваш по имени Емелий. Емелий-Емельян и его товарищи были беглыми. Прознав, что по Зиновьевскому тракту приближается какой-нибудь обоз, прятались от людских глаз. Леса да болота- жить неохота, поговаривали беглецы. Но жили, обзаводились семьями.
В селе Малая Хомутерь (Покровское) в 1823 г. вместо сгоревшей деревянной церкви на средства прихожан был построен каменный двухпрестольный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Главный (холодный) престол в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в приделе (теплый) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли на начало 1900-х гг. было 4 десятины усадебной и 49 десятин пахотной. Причт состоял из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков. При храме были дома: для одного из священников церковный, для другого священника и для обоих псаломщиков общественные, для диакона - квартира от общества. К церкви были приписаны ближайшие деревни: Александровка, Попова Мельница, Чувашская Решетка, Алинкино, Старая Савадерка, сельцо Девятовка. С 1877 года действовало церковно-приходское попечительство. В советское время храм был закрыт, возродился в 1991 г.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы расположена в самом центре села, на открытом месте. В окружении храма — малоэтажная, преимущественно деревянная застройка. Церковь каменная с колокольней. Фасады оштукатурены. Основная храмовая часть однокупольная, состоит из «основания» с входом со стороны южного (бокового) фасада, «второго яруса» с широким, но небольшим по высоте световым барабаном. Нижняя часть основного объёма храма завершена карнизом с небольшим выносом, её боковые фасады фланкированы гладкими пилястрами. Входная группа бокового фасада оформлена килевидной аркой на квадратных в сечении столбах. «Второй ярус» основного объёма завершён венчающим карнизом, по центру расположен архивольт. Световой барабан закрыт сферическим куполом, над ним - глухой барабан с луковичной главой и подкрестным яблоком в основании креста. Оконные проёмы светового барабана полуциркульные, «вставлены» в прямоугольные ниши. Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. №959-р «Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, (православный двухпрестольный храм), 1823 г.», расположенная в с. Малая Хомутерь Барышского района Ульяновской области была включена в список выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры Ульяновской области.
Непростая судьба у этого православного храма. Его строили всем миром. С каждого двора собирали деньги. Кто не мог внести наличные, приносили домотканные холсты, обувь, посуду, пеньку, шерсть, мёд… Собранное продавали на Жадовской ярмарке, на вырученные деньги покупали стройматериалы. По всему селу собирали куриные яйца, они прекрасно цементировали строительный раствор.
В пору повального атеизма церковь закрыли. Пять машин загрузили иконами, книгами, отвезли в Барыш, свалили во дворе райисполкома. Несколько дней церковное добро сжигали в котельной. Кое-что спасли местные жители: тайком по ночам собирали иконы, прятали по домам. Храм возродился в 1991 году многом благодаря отцу Игорю, в миру Игорю Эдуардовичу Ваховскому. Он был первым священником, приехавшим к нам на постоянное жительство в конце 1980 гг. (вначале проживал в Хомутере). А хомутерский храм стал самым первым среди целого ряда церквей. Восстановленных этим подвижником на нашей земле.

[Link]
0
Спасибо.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Есенин.
0
Вот так этот дом выглядел до реставрации Томами Сойерами [Link]
Павловск очень нравится. Почти земляки. Мой отец родом из под Валуек))
* Свирепый вид — 29 мая 2019
0
А глаза у скотинки грустные.
0
Надеюсь, что приходящее. Должны же поумнеть...
* Моя семья — 29 мая 2019
0
Нормальные русские лица, от которых тепло.
* Юность — 29 мая 2019
0
Блин, хоть побрился бы laugh
0
Спасибо.
0
Калуга. Дом купца Смирнова на Березуйской
Адрес: Калуга, улица Рылеева (Березуйская, Татаринская), 73
Строительство: 1875 Год (?)
Стиль: Деревянное зодчество периода эклектики

Дом купца Смирнова (ул. Рылеева, д. 73) стал вторым объектом фестиваля. Один из собственников сам обратился к организаторам фестиваля и было принято совместное решение заняться восстановлением именно этого дома. Ключевым моментом в принятии этого решения было то, что в доме почти полностью сохранены интерьеры конца XIX — начала XX вв. и сам собственник планирует открыть в доме музей.

Историческая справка:

Дом построен ориентировочно в 1875-м году (точная дата неизвестна). Купец третьей гильдии – Павел Васильевич Смирнов – купил его в 1914-м у учительницы Марии Ивановны Хлудовой. Она преподавала в женской гимназии на перекрёстке улиц Кирова и Рылеева. Хлудова рассказывала, что в 1904 году этот дом хотел купить Циолковский. Но у него не хватило денег. По страховому договору дом вместе с садом и надворными постройками: каретником, сараем – был оценён в 7 тысяч рублей.
В том же 1914 году Павел Васильевич женился на Софье Ивановне, урождённой Кушинниковой. Кушинниковы были изразечниками с XVI века. Первое упоминание о них встречается в истории Калуги в 1835 году. Черепичные заводы купца Кушинникова стояли на Воробьёвке. Последний завод Кушинниковых закрылся в 1914 году, когда началась Первая мировая война.
До середины 40-х годов прошлого века дом целиком принадлежал семье Смирновых. Но, когда наступили голодные послевоенные годы, часть его пришлось продать: сначала – первый этаж, потом помещения на втором. Одну комнату сдавали.
В настоящее время в доме пять собственников.

[Link]
0
Спасибо.
0
Спасибо. Читать полезно. smile
0
Хорошая фотография любимого города.
0
Е
0
Забрал в избранное.
0
Спасибо.
0
Спасибо.
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Северодвинск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Москва